Искусственный интеллект, достижение и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 21:13, реферат

Краткое описание

Современные философы и исследователи науки часто рассматривают междисциплинарные науки как одно из выдающихся достижений заново открытых в 20 веке. Искусственный интеллект и искусственная жизнь представляют прекрасный пример такой интеграции многих научных областей. Конечно, междисциплинарность тоже имеет свою цену. Химики, биологи, специалисты в области вычислительных наук и многие другие изучают различные аспекты живых систем, пользуясь при этом сходными методами.

Содержание работы

Введение 3
Взгляды на термин "знание" 5
Аспект представления знаний 5
Знание как основа 6
Рефлексия как одна из составляющих интеллектуальной деятельности 9
Понятие рефлексии 9
Неотъемлимость рефлексии 12
Математическо-технические аспекты реализации систем
искусственного интеллекта 13
Природа обработки естественного языка 15
Основная проблема обработки естественного языка 16
Распознавание речи 17
Практическая реализация 18
Семантические сети 20
Искусственный интеллект и теоретические проблемы психологии 21
Сознаниие и разум 23
Что такое сознание? 23
Сознание и выживание 24
Есть ли разум? 25
Чем же отличается сознание от самообучения? 26
Человек вооружен 27
Осознавание себя 27
Сознание - это не материальный предмет 28
Разумны только люди? 30
Заключение 31
Словарь терминов 33
Использованная литература 35

Содержимое работы - 1 файл

искуст.интеллект.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

 Понятие  “знание” можно и должно считать  одним из ключевых как с  точки зрения теории искусственного  интеллекта, так и гносеологии.  Именно философия пытается дать полную картину, полное объяснение природы того или иного понятия. В этом смысле она несомненно должна идти на первом месте, т. к. любая наука должна базироваться на строгих принципах. В этом смысле философскому познанию отводится ключевая роль в разработке и исследованию концепции знания, как объекта для моделирования. Таким образом, знание в гносеологическом смысле является основой.           

 С введением  термина “знание” появляется  свойство “осознавать”, т. е.  “понимать” свои интеллектуальные  возможности. В свою очередь это означает не что иное, как рефлексию.

 

Рефлексия

как одна из составляющих интеллектуальной деятельности

 

Понятие рефлексии           

 Исследования  в области искусственного интеллекта  возникли под влиянием идей  кибернетики - прежде всего идеи общности процессов управления и передачи информации в живых организмах, обществе и компьютерах. Примечательно, что снятие идеологических запретов на кибернетику в период “оттепели” повлекло за собой бурное развитие исследований по кибернетике, и та ее область, которая впоследствии была осознана как проблематика создания систем искусственного интеллекта, сформировалась особенно быстро.            

 Интересно  отметить, что реабилитация кибернетики  и, в частности, проблемы искусственного  интеллекта (или как тогда говорили, создание “мыслящих машин”) отнюдь не была сопряжена с общим процессом деидеологизации науки. “Оправдание” кибернетики произошло стараниями нескольких крупных ученых, искренне доказывавшими материалистический характер кибернетического воззрения на мир. Вслед за учеными эту задачу взяли на себя профессиональные философы.            

 Философская  приемлемость проблематики искусственного  интеллекта в ее традиционном  виде была обусловлена лежащим  в ее основе представлением  о том, что “порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей”. Тем самым создать в компьютере структуру, воспроизводящую “мир идей”, означало означало попросту создать структуру изоморфную структуре вещественного мира, т. е. построить “электронную модель мира”. Эта модель интерпретировалась как компьютерная модель человеческих знаний о мире. Процесс человеческого мышления интерпретировался в компьютере как машинный поиск таких трансформаций модели, которые должны были перевести компьютерную модель в некое финальное состояние (например, матовую позицию в шахматах).           

 Для этого  система искусственного интеллекта  нуждалась в знаниях о том,  как осуществлять трансформации  состояний модели, приводящие к  заранее заданной цели - состоянию  с определенными свойствами. В первое время было распространено убеждение в принципиальной способности компьютера к самостоятельному исследованию хранящейся в нем модели, т. е. к самообучению стратегии достижения поставленной цели.            

 Данная гипотетическая  способность интерпретировалась как возможность машинного творчества, как основа создания будущих “мыслящих машин”. И, хотя в реально разрабатывавшихся системах достижение цели осуществлялось на основе человеческого опыта с помощью алгоритмов, основанных на теоретическом анализе создаваемых моделей и результатов проводимых на них экспериментов, идеи построения самообучаемых систем многим казались наиболее перспективными. Лишь к 80-му году была осознана значимость проблемы использования в интеллектуальных системах человеческих знаний о действительности, повлекшая серьезную разработку баз знаний и методов извлечения личных знаний экспертов.            

 С развитием  изучения данного направления  возникла идея рефлексивного  управления. До этого момента  в кибернетике управление рассматривалось как передача объекту сигналов, непосредственно воздействующих на его поведение, а эффективность управления достигалась с помощью обратной связи - получения информации о реакциях управляемого объекта. Рефлексивное же управление - есть передача информации, воздействующей на имеющийся у объекта образ мира. Тем самым обратная связь излишняя - состояние субъекта известно передающему информацию.            

 Интересными  оказались компьютерные модели, в которых успех достигался  за счет включения рефлексии о противодействующих намерениях партнеров.           

 Философская  традиция называет рефлексией  мысль о мысли, т. е. ситуацию, когда предметом мысли оказывается  не вещь, а факт мышления. Св. Фома  Аквинский определял рефлексию  как “мысль, догоняющую мысль”.           

 Сам факт  рефлексии означает, что деятельность  человеческого сознания отнюдь  не ограничивается созданием  моделей, воспроизводящих (“отражающих”) внешнюю действительность. Рефлексия  - мнение субъекта об имеющемся  у него образе действительности, т. е. критический образ этого образа, подразумевающий оценку создаваемых в воображении моделей. Классическая парадигма искусственного интеллекта игнорирует данное обстоятельство и поэтому не интересуется рефлексией. Вероятно, что такое игнорирование связано с бытующим взглядом на рефлексию как на критическое сомнение, которое мешает последовательному проведению эффективных действий. Классическая парадигма искусственного интеллекта предполагала наличие жесткого целеполагания, т. е. ясной и не подлежащей сомнению цели, достижение которой означает решение проблемы независимо от используемых средств (если последнее обстоятельство не противоречит основным принципам построения самой интеллектуальной системы). В системе с развитой рефлексией цель также может оказаться предметом критической рефлексии. Человек, способный к глубокой рефлексии, не может быть абсолютно целеустремленным, ибо он способен усомниться в безоговорочной ценности поставленной перед ним цели.            

 Традиционные  системы искусственного интеллекта основаны на идеологии целеориентированного поведения типа шахматной игры, где цель обоих партнеров состоит в том, чтобы поставить мат другому ценой любых жертв. Не случайно именно шахматные программы оказались столь важными для отработки методов искусственного интеллекта.

 

Неотъемлемость  рефлексии           

 Стоит ли  считать рефлексию неотъемлемой  частью систем искусственного  интеллекта? Иначе  говоря - должен ли “мыслящий” аппарат понимать, что он мыслит, и контролировать этот процесс?           

 Ответом с технической  точки зрения может служить  следующее. Как и любая компьютерная  программа, наделенная средствами  самодиагностики и самоисправления  (а такие средства уже становятся  стандартном), т. е. средствами  повышения надежности, системы искусственного интеллекта должны контролировать происходящие процессы - как внешние, так и внутренние. Однако, может показаться, что в этом смысле будет достаточным просто развитая структура обратных связей. Сразу надо оговориться, что под обратной связью следует понимать только ответную реакцию (или получение информации о ней) после какого-то конкретного действия системы. Обратная связь лишь предоставляет данные, информацию, но ни в коей мере не интерпретирует их. Норбертом Винером в книге “Кибернетика, или управление и связь в животном и машине” были приведены примеры нарушений нервной системы людей и их последствия. Так люди с нарушением системы ориентации собственных конечностей в пространстве (не чувствующие своих рук и ног, случай, когда конечности “немеют”) должны были визуально контролировать свои действия. Это было типичное нарушение обратной связи. Рефлексия же подразумевает анализ полученной картины. Математика - наука абстрактная. Любую предметную область, с которой работает математик, он описывает с помощью моделей, структура и сложность которых зависит от конкретных поставленных задач. Анализ функционирования собственной модели или модели “всей окружающей действительности” (в рамках поставленной задачи), контроль над ее состоянием, прогнозирование состояния - есть ни что иное, как реализация рефлексии. Рефлексия - есть некий метауровень. С применением языков высокого уровня, таких как язык Пролог, позволяющий формулировать цели и строить логические выводы достижимости этих целей, задача реализации рефлексии уже может быть частично решена. С их помощью можно построить некую метаструктуру, надстройку, некий метауровень, позволяющий оценивать поведение предыдущего. Однако, при рассмотрении термина “глубокая рефлексия” или “многоуровневая рефлексия” встает проблема построения моделей самой системой. Здесь на помощь могут приходят абстрактные типы данных. Они позволяют оперировать структурами данных любой конечной сложности. Таким образом можно считать, что системы искусственного интеллекта могут содержать модель рефлексии (математика оперирует только моделями).            

 Это может  быть ответом на вопрос “Можно  ли машину заставить понимать, что она понимает?”, но не  на вопрос о обязательном включении  рефлексии. Попробуем ответить  от противного: а можно ли отвергнуть рефлексию, можно ли считать интеллектуальную систему полноценной без умения оценивать, “понимать” свои действия? Думаю, что нельзя. Более того, рефлексию следует считать одним из главных инструментов построения поведения систем. Как ни забавно это звучит, но говоря самоконтроля и самопонимания, можно говрить о некоторой этике поведения системы.

 

Математическо-технические 

аспекты реализации систем искусственного интеллекта

 

 

            С конца 40-х годов ученые  все большего  числа  университетских  и промышленных исследовательских лабораторий устремились к дерзкой цели: построение компьютеров,  действующих таким образом, что по результатам работы их невозможно было бы отличить от человеческого разума.           

 Терпеливо продвигаясь  вперед в своем нелегком труде, исследователи,  работающие в области искусственного интеллекта (ИИ),  обнаружили, что вступили в схватку с весьма запутанными проблемами, далеко выходящими за пределы традиционной информатики.  Оказалось, что прежде всего необходимо  понять механизмы процесса обучения,  природу языка и чувственного восприятия.  Выяснилось,  что для создания машин, имитирующих работу человеческого мозга, требуется разобраться в том, как действуют миллиарды его взаимосвязанных нейронов.  И тогда многие  исследователи пришли  к  выводу,  что пожалуй самая трудная проблема,  стоящая перед современной наукой - познание процессов функционирования человеческого разума,  а не просто имитация его работы. Что непосредственно затрагивало фундаментальные теоретические проблемы психологической  науки.  В самом  деле,  ученым  трудно даже прийти к единой точке зрения относительно самого предмета их исследований  -  интеллекта.  Здесь, как в притче о слепцах, пытавшихся описывать слона, пытается придерживаться своего заветного определения.            

 Некоторые считают,  что интеллект - умение решать сложные задачи; другие рассматривают его как способность к обучению,  обобщению и аналогиям;  третьи - как возможность взаимодействия с внешним миром путем общения, восприятия и осознания воспринятого. Тем не менее многие исследователи ИИ склонны принять тест машинного интеллекта,  предложенный в начале 50-х годов выдающимся английским математиком и специалистом по вычислительной  технике Аланом Тьюрингом.  Компьютер можно считать разумным,- утверждал Тьюринг,- если он способен  заставить нас поверить, что мы имеем дело не с машиной, а с человеком.

Обеспечение взаимодействия с ЭВМ на естественном языке (ЕЯ) является важнейшей задачей исследований по искусственному интеллекту (ИИ). Базы данных, пакеты прикладных программ и экспертные системы, основанные на ИИ, требуют оснащения их гибким интерфейсом для многочисленных пользователей, не желающих общаться с компьютером на искусственном языке. В то время как многие фундаментальные проблемы в области обработки ЕЯ (Natural Language Processing, NLP) еще не решены, прикладные системы могут оснащаться интерфейсом, понимающем ЕЯ при определенных ограничениях.

Существуют  два вида и, следовательно, две концепции  обработки естественного языка:

·  для отдельных предложений;

·  для ведения интерактивного диалога. 

 

Природа обработки  естественного языка

Обработка естественного  языка - это формулирование и исследование компьютерно-эффективных механизмов для обеспечения коммуникации с  ЭВМ на ЕЯ. Объектами исследований являются:

·  собственно естественные языки;

·  использование ЕЯ как в коммуникации между людьми, так и в коммуникации человека с ЭВМ.

Задача исследований - создание компьютерно-эффективных  моделей коммуникации на ЕЯ. Именно такая постановка задачи отличает NLP от задач традиционной лингвистики и других дисциплин, изучающих ЕЯ, и позволяет отнести ее к области ИИ. Проблемой NLP занимаются две дисциплины: лингвистика и когнитивная психология.

Традиционно лингвисты  занимались созданием формальных, общих, структурных моделей ЕЯ, и поэтому отдавали предпочтение тем из них, которые позволяли извлекать как можно больше языковых закономерностей и делать обобщения. Практически никакого внимания не уделялось вопросу о пригодности моделей с точки зрения компьютерной эффективности их применения. Таким образом, оказалось, что лингвистические модели, характеризуя собственно язык, не рассматривали механизмы его порождения и распознавания. Хорошим примером тому служит порождающая грамматика Хомского, которая оказалась абсолютно непригодной на практике в качестве основы для компьютерного распознавания ЕЯ.

Задачей же когнитивной  психологии является моделирование  не структуры языка, а его использования. Специалисты в этой области также  не придавали большого значения вопросу о компьютерной эффективности.

Различаются общая  и прикладная NLP. Задачей общей NLP является разработка моделей использования  языка человеком, являющихся при  этом компьютерно-эффективными. Основой  для этого является общее понимание  текстов, как это подразумевается в работах Чарняка, Шенка, Карбонелла и др. Несомненно, общая NLP требует огромных знаний о реальном мире, и большая часть работ сосредоточена на представлении таких знаний и их применении при распознавании поступающего сообщения на ЕЯ. На сегодняшний день ИИ еще не достиг того уровня развития, когда для решения подобных задач в большом объеме использовались бы знания о реальном мире, и существующие системы можно называть лишь экспериментальными, поскольку они работают с ограниченным количеством тщательно отобранных шаблонов на ЕЯ.

Информация о работе Искусственный интеллект, достижение и проблемы