Герменевтика и проблема понимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:43, реферат

Краткое описание

Важное место в философских учениях XX века занимает осмысление проблемы языка. Поэтому герменевтика, традиционно сложившееся в философии учение об объяснении, интерпретации и толковании текстов с целью постижения действительности, становится одним из самых влиятельных течений философской мысли.
Герменевтика сложилась как теория о предпосылках, возможностях и особенностях процесса понимания.

Содержание работы

Введение 3
Герменевтика — теория понимания 4
Важнейшие эпизоды истории герменевтики 7
Герменевтика и философия 14
Заключение 17
Список литературы 18

Содержимое работы - 1 файл

Реферат Герменевтика и проблема понимания - копия.docx

— 40.95 Кб (Скачать файл)

Герменевтика, по Дильтею, — это «искусство понимания письменно фиксированных жизненных проявлений»; она постигает смысл текста с помощью психологии, которая позволяет осознать целостность духовной жизни, выступающей как замкнутый, непроницаемый мир. С этим связана основная трудность понимания: как сделать предметом понимания чувственно данное чужой индивидуальной жизни? У каждого человека есть свой неповторимый смысловой контекст, обусловливающий понимание. Различие индивидуальных контекстов порождает различие интерпретации текста разными людьми. Однако это различие не разрушает общения людей, так как многообразие форм понимания не исключает их единства, определяемого единством мира, языка общения и культурных традиций, составляющих контекст восприятия смысла. Помимо этого, при всех различиях существуют сходства индивидуальных смысловых контекстов, обусловленные единством исторической эпохи, в которую живут люди.

Близость смысловых контекстов автора и реципиента обусловливает  лучшее понимание произведения. Комментарий художественной критики сближает индивидуальные смысловые контексты реципиента и автора и углубляет их художественное общение («диалог» читателя с писателем).

ХХ в.

В ХХ в. немецкий философ М. Хайдеггер основал онтологическую школу герменевтики. Если для Шлейермахера герменевтика — теория понимания художественного текста, а для Дильтея — общий метод гуманитарного исследования, то по Хайдеггеру — система миросозерцания.

Хайдеггер придает герменевтике широкое философско-онтологическое значение: она выступает как «свершение бытия», которое говорит через  многозначные поэтические тексты, нуждающиеся  в герменевтической интерпретации. Хайдеггер подчеркивает значение смыслораскрывания. Понимание не инструмент для решения  частных практических задач, оно  служит решению универсальных проблем  бытия.

Человеческое существование, по Хайдеггеру, бессмысленно, если не наделено пониманием. Смысл существования  индивида в отыскании своего места  между прошлым и будущим, внутри традиции, уходящей в грядущее. Особо  ценна в концепции Хайдеггера трактовка понимания как бытийной способности человека. Лишь бытие дает понимание и понимание зависит от качества и содержания личностного бытия. Сознание человека так же бытийно, как другие формы деятельности. Понимание смысла культуры дает только истинное бытие. Человеку, не способному к истинному бытию, смысл художественной культуры недоступен. Понимание смысла произведения плодотворно, если традиции и современность пересекаются в личности воспринимающего.

Ученик Хайдеггера, немецкий теоретик Г. Гадамер считает, что герменевтика не может быть ни теорией понимания, ни методом гуманитарных наук, она — учение о бытии, онтология. Гадамер объединяет хайдеггеровскую и гегельянскую традиции — герменевтику и диалектику. Для Гадамера в процессе понимания текста нет необходимости в воссоздании культурного контекста эпохи. По его мнению, это затуманивает, а не проясняет текст. Отключение актуальных и исторических связей текста выявляет его истинную ценность. Интерпретация начинается с «предварительного понимания», заданного традицией. Оно не может быть отвергнуто и лишь корректируется в процессе углубления в текст.

Язык, по мнению Гадамера, — носитель понимания и традиции. Субъект речи — язык, а не говорящий на нем: «Играет сама игра, втягивая в себя игроков». Сама история есть игра внутри стихии языка, и поэтому герменевтика — инструмент постижения истории и участия в ней. Для Гадамера бытие, которое может быть понято, представляет собой язык. Такова лингвистическая онтология и соответствующая ей лингвистическая герменевтика Гадамера. Ее цель — перенос смысловой связи из чужого мира в собственный мир читателя. По Гадамеру, единственный инструмент понимания художественного текста — сознание интерпретатора, вследствие чего отпадает нужда в методологии (системе подходов и приемов) постижения смысла произведения.

Интересную концепцию  предложил еще один известный  герменевтик — П. Рикёр. Он пытается выяснить смысл интерпретирующей парадигмы для социальных и гуманитарных наук. В качестве центральной проблемы универсальной методологии П. Рикёр рассматривает проблему диалектики объяснения и понимания.

Диалектику понимания  и объяснения П. Рикёр пытается уточнить по аналогии с диалектикой постижения смысла текста при его чтении. Здесь  понимание используется в качестве модели. Реконструкция текста как  целого имеет характер круга в  том смысле, что знание целого предполагает знание его частей и всевозможных связей между ними. Причем многозначность целого является дополнительным побудительным  мотивом для возбуждения герменевтических вопросов. Понимание присваивает  себе полученный в результате объяснения смысл, поэтому оно всегда следует  во времени за объяснением. Объяснение опирается на гипотезы, реконструирующие смысл текста как целого. Обоснованность таких гипотез обеспечивается вероятностной логикой. Путь от объяснения к пониманию обусловлен спецификой текста. При интерпретации текста имеет большое значение правильная методика формулировки вопросов по отношению к нему. Вопросы должны предельно ясно способствовать усвоению смысла текста. Вопросную методику исследования текста П. Рикёр переносит на философское знание, предлагает даже считать “вопрошание” философским методом.

Среди философов – герменевтиков XX века второго поколения выделяются исследования Карла-Отто Апеля. Он соединил герменевтику с психоанализом и позитивизмом, в том числе с концепцией языка как «игры».

В его трудах призывы сделать  герменевтику более объективной. Апель  обратил особое внимание на идеологические аспекты языка. Он стремится создать  герменевтическую критику идеологии, чтобы вскрыть в глубинах языка  подспудные мотивы социального поведения  людей. Не с живыми людьми, а с  текстами должен построить, по мнению Апеля, свой диалог исследователь-историк  и социолог, имея целью найти в  ходе этого диалога с «текстуальными партнерами» по коммуникации средства излечения современного общества.

Немецкий эстетик В. Изер считает, что понимание художественного произведения требует соответствия структуры личности реципиента структуре художественного текста. Другой немецкий ученый, П. Шонди, видит в герменевтике путь к культурно-исторической критике, выявляющей в художественном тексте историческое и семантическое начало. Современные филологи стремятся объединить теорию литературы и теорию понимания, что превращает литературоведение в литературную герменевтику. Однако при этом из поля внимания критики выпадает проблема оценки произведения.

Споры о задачах и принципах  герменевтики, попытки ее применения для понимания смысла художественного  текста свидетельствуют о ее методологическом потенциале постижения искусства.

Герменевтика и философия

Центральной категорией герменевтики как искусства (техники, теории, метода) интерпретации “текстов” является категория понимания. Философская теория интерпретации бытия в целом и мира гуманитарной культуры в частности предоставляет средства для понимания гуманитарных явлений, для проникновения в их смысл. Проблематика понимания сближает герменевтику с философией культуры и с философией языка, открывает возможность для создания философской герменевтики, которая предполагает новое измерение человека. В ней ставится вопрос о человеке понимающем. Понимающим себя, свое место в мире, окружающую реальность и другого человека. Понимание также, как и способность к труду, способность к разумной деятельности, языку, вере, также, как социальность, является сущностным свойством человека. Век компьютерной и научно-технической революции, нарастающие информационно-коммуникативные связи, крушение и создание цивилизаций еще более обостряют актуальность проблемы понимания и всех связанных с ней герменевтических моментов.

Историческое нарастание значимости герменевтической проблематики от античности до наших дней подобно  кумулятивному процессу. Герменевтика всегда была вплетена в живую ткань  социальной деятельности людей, никогда  не была абстрактной теорией, а являлась техникой, искусством интерпретации  и применялась для решения  задач, актуальных для жизни и  нормального функционирования общественных институтов. Важнейшие переломные моменты  развития герменевтического метода совпадали по времени и были существенно  связаны с крупнейшими историческими  событиями, определялись в конечном счете практическими потребностями  жизни людей.

Среди практических и теоретических  потребностей, повлиявших на развитие герменевтики, можно выделить запросы  греческой педагогики в античности, позднее превращение христианства в религию широких народных масс, переводы и истолкования библейских и более поздних христианских источников. Далее еще можно отметить Реформацию и связанную с ней критику католической доктрины, Возрождение, переводы с классических древних языков на живые национальные языки литературных, философских и исторических памятников и их комментарии, превращение Библии в литературный памятник, интерес к истории, языкознанию, спасение авторитета гуманитарного знания от уничижительной критики философов позитивистской направленности. И, наконец, XX век — век коммуникации, необходимости установления понимания, диалога. Герменевтика занимается анализом политики, права, проблемами межконфессионального понимания, она используется в медицинской практике, понимание рассматривается как проблема бытия человека, возникает философская герменевтика.

И, наконец, несколько слов следует сказать о связи герменевтики с собственно философией. Философия  возможна как особый тип знания со своим предметом, специфическими методами исследования и с собственными критериями познавательного значения. Наличие  специфических признаков не мешает существовать философскому знанию в  форме учений, теорий, концепций, направлений. Форма представления и функционирования философского знания может совпадать (и действительно совпадает) с  формой других типов знания. Например, от конкретных наук философия отличается не формой представления знания, а  критериями познавательного значения, наличием особенных (кроме общих) методов  исследования. И разумеется, у философии есть свой особый предмет: принципы, основания, начала бытия (природы, человека и общества), его познания (в том числе научного), мыслительной и духовной деятельности.

Видимо, не вызовет больших  споров утверждение о том, что  философское знание есть знание принципиально  интерпретационное. Интерпретация  есть неустранимый момент, форма и  способ функционирования философских  знаний. Новое философское знание всегда является результатом интерпретации. Рост философского знания, его новизна, неустранимая (по принципиальным соображениям, касающимся природы философии) плюралистичность обеспечиваются интерпретационной природой философского знания. Интерпретация, в свою очередь, предполагает диалогическое отношение познающего субъекта с особым предметом, выделяемым из исторического, культурного, бытийного и со-бытийного контекстов с учетом специфики последних. Вопросно-ответные диалогические отношения, их всевозможные разрешения определяют основное содержание диалектики (в первоначальном значении этого термина) как метода философского исследования. Таким образом, философская рефлексия всегда стремится диалектически проникнуть в смысл диалогического отношения, стремится интерпретируя понимать, что, в свою очередь, “окрашивает” философское знание в герменевтические тона. Герменевтика — один из методов, при помощи которых возможно понимание, — соединяется с природными свойствами философского знания. Герменевтика — искусство интерпретации, постижения смысла диалогических отношений — “сплетается” с философскими методами исследования, обогащает их и сама выводится на рациональный уровень, приобретает философский статус.

Заключение

Таким образом, герменевтика - искусство и теория истолкования, цель которого - выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с интерпретациями и исследованием классических текстов (например, Гомера) и развивается в средние века и эпоху Возрождения в рамках толкования священного писания (экзегетика).

Герменевтика как техника  интерпретации, от античности и до наших  дней, всегда была вплетена в деятельность людей не абстрактной теорией, а  являлась решением актуальных задач. Практические и теоретические потребности  жизни людей влияли на развитие герменевтики: обучение в античный период, распространение  христианства как религии (переводы и толкования христианских источников), эпоха Возрождения и переводы с древних языков литературных, философских  текстов, интерес к истории, языкознанию.

В настоящее время происходит глобальное развитие коммуникаций, когда  важно сохранить понимание. Герменевтика сейчас занимается анализом политической ситуации, разъяснением вопросов права, проблемами межкультурного и межнационального характера.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Современная западная философия: словарь. — М., 1998.
  2. Борев Ю.Б., Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев - М,: Высш. шк., 2002. - 511с.
  3. Абдуллин А.Р. Философская герменевтика: исходные принципы и онтологические основания: Препринт/Издание Башкирского университета. - Уфа, 2000, 60 с.
  4. Золкин А.Л. Философия: Учебник - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 590 с.
  5. Использована информация с сайта http://www.independent-academy.net/
  6. Использована информация с сайта http://filosof.historic.ru/

Информация о работе Герменевтика и проблема понимания