Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:08, реферат
Философия, как и религия, есть форма общественного сознания. Подобно религии, она представляет собой мировоззрение, т. е. имеет в центре своего проблемного поля вопрос об отношении человека и мира. Она есть система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Предмет и природа философского знания ………………………………….5
2. Диалектика и ее альтернативы……………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18
В средневековой философии диалектику стали истолковывать как формальное искусство спора, как логику, определяющую лишь технику использования понятий. Само бытие было лишено диалектического статуса. Проблема противоречия, как и в целом проблема развития, были вытеснены из философии. Этот период в философии характеризуется как период господства метафизического (антидиалектического) метода.
Восстановление диалектики, ее обогащение и развитие происходило особенно интенсивно в немецкой классической философии, главным образом в философии Гегеля. Для Гегеля философия – это способ самопознания сущности мира, а таковой Гегель провозглашал саморазвивающуюся идею. Поэтому задачу философии Гегель видел в том, чтобы изобразить процесс саморазвития идеи. Но в этом случае на первое место выдвигается вопрос о методе философии. Философия, говорил Гегель, не должна заимствовать свой метод у других наук, в частности и у математики. А такие попытки, как известно, предпринимались философами. Метод философии должен выразить свой собственный предмет. А раз таковым является идея, то метод выступает как осознанный способ выражения саморазвития идеи. Гегель утверждал, что само содержание философии должно двигать себя вперед по мере развития этого содержания. Это и есть диалектика. Никакого другого самодвижения идеи нет и быть не может, поскольку диалектично, т.е. внутренне противоречиво и взаимосвязано само развитие идеи. Характеризуя философию, Гегель выдвигает принцип, который в современной терминологии может быть обозначен как принцип системности.
Для Гегеля философия есть наука о мышлении, но не наука о внешней форме мысли, не старая формальная логика, а содержательная наука, содержательная диалектическая логика.
Развертыванию системы категорий
Гегель предпосылает рассуждения о
прежних философских системах, выявляя
их достоинства и ограниченность
и, что важно для нас сейчас,
рассуждения о возможностях рассудка
сравнительно с более высокой
формой мышления, которой Гегель полагает
разум. Рассудок необходим как в
теоретической, так и в практической
деятельности. Однако нельзя останавливаться
на нем, ограничиваться свойственными
рассудку формами мысли. Необходимо
подняться, возвыситься до диалектики,
которая преодолевает конечные определения
рассудка. Диалектика, говорит Гегель,
представляет собой подлинную природу
определений рассудка, вещей и
конечного вообще. Диалектика есть
имманентный переход одного определения
в другое, в котором обнаруживается,
что эти определения рассудка
односторонни и ограничены, т.е. содержат
отрицание самих себя. Диалектика
есть движущая сила всякого научного
развертывания мысли и
Это относится уже к первой категории, к исходному понятию всей гегелевской философии, к понятию «бытие». Бытие, поскольку оно первое, исходное понятие, поскольку оно начало, не может быть ничем опосредовано и поэтому не имеет никаких определений. Это чистое бытие есть чистая абстракция, и поэтому оно, как абсолютно-отрицательное, есть ничто. Итак, в первой категории системы Гегель выявляет первое противоречие: бытие есть ничто.
Противоположность бытия
и ничто, равно как и тождество
этих категорий, могут быть преодолены
только на пути движения самих категорий.
Поэтому Гегель вводит понятия, которые
должны помочь движению мысли. Одним
из таких понятий является понятие
«становление». Становление – одна
из важнейших, если можно так выразиться,
сквозных категорий гегелевской
системы. Внутренне противоречивое
единство категорий, как, например, бытия
и ничто, приводит к становлению
новых, более богатых конкретным
содержанием категорий. Результат
становления представляет собой
наличное бытие. Итак, от абсолютного,
неопределенного, пустого бытия
Гегель переходит к бытию с
некоторой определенностью. Но определенность
бытия есть качество. Так порождается
следующая категория
Третья ступень бытия – мера – есть единство первых двух, качественное количество. Все вещи имеют свою меру, т.е. количественно определены, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики; но вместе с тем эта безразличность имеет также свой предел, при переходе которого, при дальнейшем увеличении или уменьшении вещи перестают быть тем, чем они были. Мера служит отправным пунктом перехода ко второй главной идеи, к сущности. Мы не будем далее рассматривать построение Гегелем всей системы категорий. Само развертывание этих категорий весьма формально и зачастую произвольно. Однако следует заметить, что Гегель широко использовал достижения философии в анализе категорий. Поэтому для своего времени он представил наиболее глубокое и развитое учение о диалектике.
Наследником гегелевской диалектики как учения о взаимосвязи и развитии, стал диалектический материализм. Диалектика Гегеля получила очень высокую оценку Маркса и Энгельса. Эта оценка основывалась не только на содержании учения Гегеля, но и на учете тех следствий, которые вытекали из диалектики, хотя сам Гегель не выводил этих следствий. Истинное значение и революционный характер гегелевской философии, писал Энгельс, состояло в том, что она раз и навсегда разделалась со всяким представлением об окончательном характере результатов человеческого мышления и действия. Истина же не представлялась в виде системы догматических положений, которые оставалось только зазубрить; истина теперь заключалась в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки.
Для диалектической философии
нет ничего раз и навсегда установленного,
безусловного, святого. На всем и во
всем видит она печать неизбежного
падения, и ничто не может устоять
перед ней, кроме непрерывного процесса
возникновения и уничтожения, бесконечного
восхождения от низшего к высшему.
И сама она является лишь отражением
этого процесса в мыслящем мозгу.
Восприняв диалектику Гегеля, диалектический
материализм унаследовал
Объективная диалектика – это диалектика природы и материальных общественных отношений. Субъективная диалектика – это диалектика процесса познания и мышления людей. При этом субъективна она лишь по форме. Возникает вопрос, какая диалектика первична: диалектика объективная или диалектика субъективная. Для материализма первичной признается объективная диалектика мира, а субъективная диалектика деятельности сознания выступает как вторичное, как форма отражения мира, соответствующая своему объекту.
Энгельс предпринял попытку
распространить принципы гегелевской
диалектики и на понимание природы.
Он солидарен с Марксом в том,
что философия как
Рассматривая вопрос о
происхождении законов
Основные законы диалектики,
с одной стороны, характеризуют
процесс развития, в ходе которого
противоречия приводят к разрушению
старого и появлению нового качества,
а повторное отрицание
К законам добавились взаимосвязанные
парные категории: необходимость –
случайность, форма – содержание,
явление – сущность, причина –
следствие, возможность –
Заключение
Философия в отличие от религии и других форм общественного сознания является комплексным видом познания. Швейцарский философ А. Мерсье описывает эту комплексность, обращаясь к модусам познания. Он усматривает в философском знании четыре модуса (или способа, установки): 1) объективный способ, объективность, которая характеризует науку; 2) субъективный способ, или субъективность, характеризующая искусство; 3) способ общительности (коммуникативный способ), свойственный морали, и только морали; и 4) созерцательность мистического свойства (или "контемплативный способ мышления"). "Каждый из этих способов, – отмечал А. Мерсье, – является родовой формой аутентичных суждений. Он соответствует точно четырем кардинальным подходам – науки, искусства, морали и мистики…" «Философия могла бы быть определена как интегральное слияние (или встреча) четырех кардинальных модусов знания: науки, искусства, морали и мистики. Но это соединение не означает ни чистого и простого приращения, ни присоединения, ни даже наложения одного на другое… Она в таком случае является, если хотите, квинтэссенцией, встречей этих модусов, в которой все споры разрешаются в пользу разума и в тотальное удовлетворение думающего и действующего человечества: короче, в полную гармонию мысли и действия согласно всем естественным способам, где сотрудничают наука, искусство, мораль и созерцание (мистика). Но это еще не делает из философии сверхнауки или сверхморали, сверхискусства или сверхсозерцания…» Анализ природы философского знания показывает, что оно действительно является комплексным, интегральным видом знания. Ему присущи признаки, свойственные: 1) естественнонаучному знанию; 2) идеологическому знанию (общественным наукам); 3) гуманитарному знанию; 4) художественному знанию; 5) трансцендирующему постижению (религии, мистике) и 6) обыденному, повседневному знанию людей. В философском знании эти виды знания представлены как стороны, ипостаси, компоненты его внутреннего содержания. Они внутренне взаимосвязаны между собой, причем настолько, что порой оказываются слитыми, неразделимыми. Почти невозможно отграничить друг от друга художественную сторону, глубоко связанную с личностью, от стороны, базирующейся на трансцендиро-вании и мудрости. Мудрость же, в свою очередь, основывается на знании, получаемом не только из жизненного опыта, но и из тех или иных научных источников, среди которых большое место занимают наиболее общие представления естественнонаучного и гуманитарного знания.
Список литературы
Размещено