Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:00, контрольная работа
Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX - XX вв. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Булгакова и др. Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России.
Введение 3
Возникновение, основные этапы развития и характерные черты русской философии 4
Славянофильство и западничество в русской философии 6
Философия «Русского космизма». Н.Ф. Федоров, В.В. Вернадский, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский 12
Творец философии общего дела 15
Список литературы 20
В-третьих.
Все же самое главное в воззрениях
русских ученых-космистов еще
не названо. В центре их внимания был
человек - проблемы жизни человечества
в условиях Земли явились побудительным
мотивом к исследованиям
Чтобы
семя человеческое не погибло безвозвратно,
а следы его разума не были утрачены
навсегда в условиях неизбежной для
Земли катастрофы (сроки наступления
которой, возможно, могут исчисляться
бесконечностью в сравнении с
человеческой жизнью, но она может
нагрянуть и внезапно в силу техногенной
деятельности людей), лучшие умы человечества
озаботились поиском путей
И
наконец, русские ученые-космисты заложили
новый тип научного мышления, радикально
отличающийся от новоевропейского типа
науки. Космизм ломает устоявшуюся
дифференциацию наук и сочетает, казалось
бы, несочетаемые области знания - медицину
и астрономию, геологию и космологию,
историю и учение о солнечной
активности и многое другое. Космизм
в своих принципиальных идеях
возникает не из эксперимента, а
из эстетического созерцания природы,
он является плодом теоретико-созерцательной
деятельности, что присуще философскому
и художественному образам
Отечественная
философия науки должна стать
популяризатором и
Становление Фёдорова как творца философии общего дела произошло в основном уже в первой половине 50-х годов 19 века. Так, Федоров, более полувека спустя, уже на закате своей жизни, вспоминая об озарившей его тогда главной идее общего дела, заметил, что зарождение, по его словам, «этой мысли, плана, который мне казался и кажется самым великим и вместе самым простым, естественным, не выдуманным, а самою природою рожденным!» Суть же ее он усматривал в том, что «чрез нас, чрез разумные существа, природа достигнет самосознания и самоуправления, воссоздаст все разрушенное и разрушаемое по ее еще слепоте и тем исполнит волю Бога, делаясь подобием Его, Создателя своего, - может ли быть эта мысль неестественною?». Идея эта строилась на определённых утверждениях:
Однако «естественной» эта мысль могла показаться далеко не всем. Не могло его принять абсолютное большинство ортодоксальных приверженцев религии, например того же православия (В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и др.), не говоря уже о материалистах. Лишь для некоторых из последних, стремящихся мыслить поистине диалектически, мысль Федорова воспринимается вполне «естественной», но только в ее первой половине, а отнюдь не во второй, по сути дела, лишающей смысла первую. Да и вообще, как представляется, религиозная составляющая философии общего дела не является ее обязательной стороной, и потому не заслуживает того, чтобы на ней задерживать внимание, тем более из-за этого осуждать и отбрасывать великий проект бессмертия.
Фёдоров
уповал на грядущие успехи науки и
техники, которые позволят так урегулировать
стихийный ход природных
Им, было, положено начало превращению смертнической парадигмы в бессмертническую, смертнической модели прогресса в бессмертническую его модель. Поэтому разработчики современной концепции практического бессмертия человека считают Фёдорова и его философию общего дела своим предтечей, началом ее предыстории.
В своём основном философском труде «Философия общего дела» Н.Ф.Фёдоров провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного выбора: управление природой («внесение в неё воли и разума»), которое для Фёдорова является исполнением библейской заповеди об обладании землёй; победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод военной мощи в созидательную и мирную. Фёдоров отчётливо понимал то катастрофическое направление, в котором движется развитие нынешней «эксплуатирующей, а не восстанавливающей» природу цивилизации. «Мы виноваты, не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле, которое происходит по нашему бездействию». Бездействие человека содействует приближению Конца, означает измену эволюционному предназначению разума: стать орудием «внесения порядка в беспорядок, гармонии в слепой хаос». Как раз эту задачу и ставит разработанный в «Философии общего дела» проект «регуляции природы».
Огромное впечатление на Федорова произвели опыты с искусственным дождем, вызывавшимся при помощи орудийной стрельбы, проводимые в США в 1891 г.
Фёдоров предлагает некоторые конкретные предложения, в том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, который до сих пор применяется, а также и более глобальные проекты «регуляции природы»: об управлении магнитными силами, движением земного шара, об овладении новыми источниками энергии, о метеорической регуляции в масштабах не только всей планеты, но и о выходе в космос и управлении космическими процессами.
Космос,
космическое в философском
Пророческая идея Фёдорова о неразрывной связи космоса и человека находит своё подтверждение в современных научных подходах. В этой связи можно привести в качестве примера антропный принцип. Он состоит в следующем: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нём не было наблюдателя, т.е. людей (чувствующих и мыслящих существ). Если бы мир был другим хоть немного - и нас бы не было: чуть бы сместились параметры составляющих мира, какая-нибудь элементарная частица была бы другой или исчезла - не явились бы ни жизнь, ни сознание. Поэтому, когда мы ставим задачу изменения или мира, или человека, необходимо будет учитывать этот принцип. Изменять свою (человеческую) природу можно только вместе с изменением мира в том же направлении, и наоборот, когда человек, не изменяя себя, не став на путь собственного одухотворения, начинает покорять или преобразовывать природу (или мир), он приходит к неизбежному дисбалансу, к кризису, экологическому и нравственному.
Такое одностороннее вмешательство, произведённое несовершенным, но самодовольным человеком в природу (вместо регуляции, сознательной и разумной) приводит к истощению природы, которая как бумеранг (в виде катастрофы) обрушивается на самого человека. Космос Фёдорова - это христианский космос. Этот космос не дан, а задан, так как сегодня это беспорядок и хаос, мир неразумия, «странный извращённый порядок, который лучше бы, кажется, назвать беспорядком». Такое состояние есть следствие падения человека, так как изначальный мир, судя по Творцу, был миром невинности и чистоты. Поэтому и необходим всеобщий синтез (всеобщее единение).
Космос у Фёдорова становится «хозяйством», подчинённым задаче воскрешения предков и его (космоса) художественного преображения. «Регуляция природы» - это христианство, обращённое в действие воскрешения. Из-за чего, сам проект (в измерении «реального дела») неизбежно и вопреки желанию самого автора приобретает утопические черты. Федоров связывает свое учение с христианством, в частности с православием как религией, которая придает особую ценность идее воскресения (пасха) и вечности жизни. Долг человека - достижение сверхнравственности, осуществление синтеза теоретического и практического разума и становление разумом всеобщего. Посредством знания и деятельности человек должен превратить все слепые и часто враждебные ему силы природы в орудия и органы человечества.
Причина
недоброжелательного, враждебного
отношения людей и народов
друг к другу, по мнению Федорова, кроется
в том, что каждый человек под
давлением грозных и
Информация о работе Философская мысль в России ХIХ – начала ХХ вв.