Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:14, реферат
Выделяя специфические формы бытия и подчеркивая связь между ними, философия исходит из того, что все многообразие мира объединяется общей основой. Для обозначения такой общей основы мира в философии выработана категория субстанции . Учения, объясняющие возникновение и развитие различных явлений из одной основы, одной субстанции, получили название монистических.
Отыскание
и раскрытие причинно-
Реализуя принцип причинности, познание проходит следующие основные ступени:
I. Вычленение
предмета исследования как
II. Анализ
данной целостной системы в
качестве определенного
А. Изучение
механизма причинной
На этом этапе познания применительно к данной системе - следствию - анализируются специфические пути и формы переноса в процессе причинения вещества, энергии, информации, структуры и т.д. на основе соответствующих законов.
Основными шагами, ступенями познания здесь являются:
1. Рассмотрение
всех факторов (предпосылок), которые
в той или иной форме
Причину
нельзя смешивать с поводом. Повод
- внешнее событие, дающее побудительный
толчок для приведения в действие
причины и наступления
Причинно-следственная
связь реализуется в
Границы
между причиной и условиями относительны,
они взаимосвязаны и в
2. Выявление
многообразных форм причинной
обусловленности. Разобравшись
ной целостной системы-следствия, познающий субъект должен сосредоточиться на анализе различных видов причин.
Среди них выделяют главные и второстепенные, основные и неосновные, внутренние и внешние, материальные и идеальные, объективные и субъективные и т.д. и т.п. Следует иметь в виду, что, поскольку внутренние причины действуют в рамках исследуемого предмета как определенной целостности, они являются в конечном счете решающими, определяющими. Влияние же внешних причин осуществляется через внутренние. Однако на данной ступени познания, когда изучается первоначальное возникновение предмета, все причины его появления на свет являются для него, строго говоря, внешними, хотя они были сформированы внутри предшествующей ему во времени системы взаимодействия прежде всего "совершающими процесс противоречиями".
3. Вычленение главной причины. Изучив всю систему многообразных причин, приведших к порождению данного предмета (следствия), познание должно выделить основные причины (а среди них главную), "обратить свой взор" на внутренние причины его возникновения и развития. Это требует перехода на новый, более глубокий уровень процесса познания, понимания объекта как самопорождающегося и саморазвивающегося.
Б. Анализ механизма причинного обусловливания как процесса самодетерминации данной системы, т.е. доведение анализа до понятия внутренней причины самодвижения (внутренняя причинность). Этот аспект, связанный с пониманием причинности как самопроизвольного изменения предмета, довольно часто игнорируется, и данный тип детерминации сводится лишь к внешней причинности. Между тем, именно объяснение внутренних механизмов закономерностей детерминации процессов развития остается и сегодня одной из наиболее сложных и дискуссионных проблем методологии науки и теорий диалектики.
На данном этапе познания происходит как бы возврат к данной целостной системе как следствию (результату), но уже на новой основе:
а) со знанием причин, условий и поводов, приведших к ее возникновению, т.е. с выяснением, строго говоря, внешнепричинныхх связей и зависимостей;
б) с точки зрения рассмотрения определенной системы как причины самой себя, т.е. как самодетерминирующейся;
в) в
плане исследования всех условий, причин
и предпосылок, необходимых для
порождения новой целостности, возникающей
из той, которая является предметом
анализа.
При познании внешней, и особенно внутренней причинности, важное методологическое значение имеет категория взаимодействия. Только исходя из универсального взаимодействия, мы приходим к действительному каузальному отношению, ибо в рамках данного уровня практики взаимодействие является истинной causa finalis (конечной причиной. - В. К.) вещей. Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать. Зная в первую очередь внутреннее взаимодействие в объекте (и особенности его взаимодействия с другими), можно объяснить все своеобразие, специфику последнего как целостной системы.
Однако само взаимодействие следует понимать не на внешнем, поверхностном, рассудочном уровне - ибо в этом случае "... только "взаимодействие" = пустота", а на внутреннем, глубоком, диалектическом. Нужно иметь дело не с "сухим фактом" взаимодействия, но с его сущностью. А на уровне сущности, отмечал Ф. Энгельс, "... спинозовское: субстанция есть causa sui (причина самой себя. - В. К.) - прекрасно выражает взаимодействие", в ходе которого и осуществляется взаимопревращение причины и следствия, условий и обусловленного, предпосылки и результата. Эти процессы и подлежат исследованию на данном уровне познания, особенно если предметом являются такие сложные органические системы, как живые организмы или социальные целостности.
Познание на уровне сущности - анализ предмета на основе внутренней самопричинности, понимание его как целостной системы, воспроизводящей все необходимые моменты своего саморазвития как движения, обращающегося на самое себя, где предпосылка и результат постоянно меняются местами.
Познание, "постигающее в понятиях", должно выявить конкретный механизм взаимодействия, где каждая из взаимодействующих сторон одновременно выступает как причина другой и как следствие обратного влияния противоположной стороны. Причем нельзя рассматривать обе стороны отношения как непосредственно данные. Необходимо постоянно подчеркивать их связь, взаимопереходы и т.п., представить предмет как самосопряжение системы и условий его бытия, т.е. как развивающийся через самодетерминацию. Все эти моменты, условия и другие отдельные стороны в своей основе имеют органическое целое, которое их порождает, из которого они вытекают и в которое они возвращаются. При применении принципа причинности очень важно последовательно реализовать "требование посредства (связи)", чтобы выяснить, каким именно образом данная система порождает сама себя при внутреннем взаимодействии своих моментов.
Характер этого процесса таков, что следствие, исчезая в причине, вместе с тем вновь возникает в ней. Данные моменты одновременно полагаются и упраздняются, их становление другими есть вместе с тем их самополагание. Это и означает, что причинность предполагает, обусловливает сама себя.
Рассмотрение предмета как целостной системы в плане внутреннего движения отношения причинности включает в себя следующие основные моменты, шаги, ступени познания:
1. В
"горизонтальном срезе" - анализ
предпосылок данной системы и
их разновидностей; выявление ее
начала (исходного пункта), становления,
этапов и тенденций развития. Здесь важную
роль играет принцип историзма.
2. В
"вертикальном срезе" - изучение
процессов "снятия" и ассимиляции
предпосылок и механизма их
преобразования в новую
3. Рассмотрение
взаимодействия сторон, выявленных
в "горизонтальном" и "вертикальном
срезах" прежде всего именно
с точки зрения движения
В. Изучение внешней и внутренней причинности в их единстве и взаимосвязи, взаимодействия данной системы с другими и в целом со средой, но при приоритете самой исследуемой системы с ее внутренними связями и отношениями.
В "канун" превращения данной саморазвивающейся, самодетерминирующейся системы в новую органическую целостность особое внимание (а его нельзя ослаблять к этому моменту и на предыдущих шагах познания) должно быть проявлено к движущим силам, источнику всего развития - к противоречиям (прежде всего - внутренним). Именно взаимодействие противоположностей, противоречие является в конечном счете самым глубоким источником, основой и коренной причиной взаимодействия, самодвижения и развития объектов, их перехода к высшим формам. Понятие взаимодействия, тем самым, должно быть здесь углублено до понятия противоречия - "ядра" и сути диалектики, - чтобы адекватно выразить глубинный механизм самодетерминации систем.
Таким образом, последовательная целенаправленная реализация принципа причинности во всей полноте его содержания - важнейшее условие достижения объективной истины в познании и эффективности общественной практики.
Поскольку
причинность есть основа всех других
форм непричинной детерминации, то,
раскрыв содержание причинного отношения
(в данном его виде), познание должно
как бы вновь вернуться к тому,
с чего был начат общий анализ детерминационных
связей, но опять-таки на новой основе.
Другими словами - "вплести" причинность
в сложную сеть многообразных взаимообусловленностей,
вывести из нее все другие формы и виды
детерминации, найти их естественное место
в универсальной системе всеобщего взаимодействия.
Разумеется, это выведение осуществляется
в абстракции, ибо в реальной действительности
причинность реализуется не в чистом виде,
не в изоляции от других форм связи, а в
единстве с ними. Второй тип детерминизма
- отношения между взаимосвязанными явлениями,
которые не имеют непосредственно причинного
характера, ибо здесь отсутствует момент
порождения одного события (процесса,
явления и т.п.) другим. Можно выделить
следующие основные формы непричинного
обусловливания: 1. Функциональные связи
и зависимости между явлениями, когда
они сосуществуют во времени, но не порождают
одна другую. Эти связи и взаимозависимости
анализируются наукой и выражаются в системе
определенных законов.
Информация о работе Философия научные и религиозные картины мира