Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:54, реферат
Анализируя социальное взаимодействие во всем многообразии его проявлении невозможно пройти мимо нескольких ключевых тем, являющихся объектом постоянного внимания философов и социологов. Признавая человека существом социальным, мы подразумеваем то, что личность формируется в ходе общения с себе подобными. В ходе всей своей жизни он приобретает черты личности значимые как для него, так и для других.
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Кафедра
Философии
Реферат
Философия
эгоизма
Введение
Анализируя социальное взаимодействие во всем многообразии его проявлении невозможно пройти мимо нескольких ключевых тем, являющихся объектом постоянного внимания философов и социологов. Признавая человека существом социальным, мы подразумеваем то, что личность формируется в ходе общения с себе подобными. В ходе всей своей жизни он приобретает черты личности значимые как для него, так и для других.
Одним
из важнейших аспектов социального
взаимодействия мы рассматриваем дилемму
«альтруизм-эгоизм». В истории философии
эта проблема неоднократно становилась
предметом заинтересованного внимания.
Можно ли рассматривать альтруизм и эгоизм
односторонне положительными или отрицательными?
Является ли их проявление общественно
обусловленным или же это индивидуальные
понятия, на которые влияют различные
ситуации?
Поскольку философия
– наука о всеобщем, анализ любого
явления она доводит до выявления
самого общего признака. При этом другого
пути познать явление нет, т.к. у каждой
вещи бесконечное число свойств, а у каждого
явления бесконечное число проявлений.
Поняв явление в общем мы уже легко сможем
перейти к пониманию конкретных ситуаций,
связанных с этим явлением. Если человек
понял явление, то он сможет наиболее полно
реализовать себя, столкнувшись с этим
явлением, и не позволит явлению управлять
собой.
Понятие
явления
Рассмотрим
Эгоизм
– (лат. ego - я) - принцип жизненной
ориентации и моральное качество
человека, связанное с предпочтением
собственных интересов
Н.О.
Лосский, как один из ярких представителей
русской религиозной философии,
считает, что «многие поступки совершаются
человеком…вполне бескорыстно, без
всякого мотива личного интереса,
личной пользы или выгоды». Он трактует
слово «эгоизм», в противоположность
альтруизму, как «поведение, имеющее
целью удовлетворение личного желания,
в ущерб более ценным интересам
других людей или в ущерб неличным
ценностям». Однако мы понимаем эгоизм
как поведение, имеющее целью удовлетворение,
в первую очередь, личного желания, далеко
не всегда в ущерб интересам других людей
или неличным ценностям. Некоторые авторы
считают, что все поступки человека эгоистичны
по своей природе, ибо он делает только
то, что считает наилучшим для себя в данный
момент. А оттого, что человек для себя
считает наилучшим, зависит форма выражения
эгоизма.
Структура
явления
Такая направленность эгоизма заложена в самом жизненном принципе. Этика эгоизма, в отличие от этики заботы, полностью игнорирует чувства и интересы окружающих. В этом смысле этику заботы можно назвать социальной, а этику эгоизма — антисоциальной. Таким образом, мотивы своекорыстной личности отражают лишь ее собственные потребности, ее индивидуальные устремления. Вот почему эгоист фокусирует все свои познавательные способности только на собственных чувствах и потребностях, правах и контрактах, считая их самыми важными на свете. Для себялюбивых, как правило, единственная реальность — лишь его собственное Я. Один из апологетов эгоизма, М. Штирнер, писал: «Для эгоиста нет ничего настолько высокого, чтобы он унизился перед ним, нет ничего настолько самостоятельного, чтобы он жил ради него, нет ничего святого, чтобы он пожертвовал собой для него». В итоге эгоизм предстает как крайняя форма индивидуализма. Пренебрежение интересами, чувствами, достоинством, значимостью других людей. Подобное тотальное игнорирование благ и интересов окружающих обусловлены, с одной стороны, стремлением сделать собственное благо доминирующим, а с другой — обособленностью их самоконцепции, которая просто никак не связана с желаниями, чувствами других людей. Больше того, индивиды, преследующие только личные выгоды, обычно склонны не признавать или активно отрицать ценность партнеров, что облегчает осуществление собственных целей за счет окружающих.
Эта черта помогает эгоисту пренебречь чужими интересами. Отсутствие долга полностью освобождает своекорыстных от каких-либо забот об окружающих. Больше того, долг трактуется эгоистом как отрицательная
ценность. Надо еще иметь в виду, что обязанности перед другими возникают у человека, когда у него есть определенные позитивные чувства — симпатия, дружба, любовь, уважение. Вот по какой причине этика заботы, в отличие от этики эгоизма, базируется на понятиях симпатии, сострадания, дружбы, любви. Появление же подобных понятий и чувств в познавательном и эмоциональном мире себялюбивых, а следовательно, и принятие ими определенных обязанностей сковывало бы их и побуждало к самоограничению и самопожертвованию, на что они просто не способны. «Никто не смеет ничего предписывать мне, и сам я определяю
свое
отношение, — писал Штирнер. —
Еще яснее это можно выразить
так: я не имею никаких обязанностей
по отношению к другому…» .
Эгоизм основан на антидепривационном принципе (от лат.deprivatio — потеря), т.е. представляет собой жизненную установку, направленную на устранение любых видов лишений. Обладание присутствует уже в желании или в притязании, считал Г. Марсель. Кроме того, в желании заключен «недостаток бытия» (неимение чего-то, неумение сделать что-то, не быть кем-то или каким-то и др.). У эгоиста недостаток бытия, или комплекс неполноценности, может иметь самый разный источник происхождения: желание компенсировать нехватку чего-то, доминировать над другими, добиться определенной цели и т.п. Так или иначе, неукротимая тяга к обладанию — одна из главных черт своекорыстных. Причем стремление к обладанию касается всех сфер жизни — материальных и инструментальных, эмоциональных и интеллектуальных. Это качество точно описано Э.Фроммом: «Быть эгоистом — означает, что я хочу всего для себя; что мне доставляет удовольствие владеть самому, а не делиться с другими; что я должен стать жадным, потому что если моей целью является обладание, то я тем больше значу, чем больше имею; что я должен испытывать антагонизм по отношению ко всем другим людям: к своим покупателям, которых хочу обмануть, к своим конкурентам, которых хочу разорить, к своим рабочим, которых хочу эксплуатировать. Я никогда не могу быть удовлетворенным, так как моим желаниям нет конца; я должен завидовать тем, кто имеет больше…». Стремление к обладанию, побуждаемое неумеренной потребностью, если не сказать жадностью, влечет за собой целый клубок негативных, во многом деструктивных черт и желаний (антагонизм и зависть к другим, потребность обманывать, разорять, эксплуатировать и пр.).
Поскольку эгоист желает только брать, накапливать, то у него не возникает потребности делиться с другими, отдавать или жертвовать накопленное. Таким образом, если этика заботы, свойственная любви, альтруизму, дружбе, симпатии, состраданию, предполагает готовность индивида отдавать, жертвовать, быть полезным другим, то этика эгоизма есть проявление вечной недостаточности, подталкивающей к обладанию.
Ориентация на то, чтобы добиться пользы и преимущества исключительно для себя, максимизация своей выгоды не возможны в социальной среде без целеустремленности и энергичности свое корыстных индивидов. Для достижения целей эгоисты ничем себя не ограничивают и не останавливаются ни перед какими моральными требованиями. «Эгоист, — утверждал М. Штирнер, — не имеет намерения жертвовать чем-нибудь или ограничивать себя, он просто решает: что мне нужно, то я должен иметь, и я себе это добуду».
Себялюбие делает людей враждебными друг другу, считал Д.Юм. В самом деле, этика эгоизма изначально содержит конфликт интересов, причем конфликтность переходит и в личностное качество самого эгоиста. Существуют, однако, весьма чувствительные для окружающих факторы, которые генерируют их недовольство. Самое главное, эгоисты обычно прямо или косвенно блокируют осуществление целей конкурентов или уменьшают их результативность. Эгоисты не считаются с чувствами других людей, не
признают их заслуг и достоинств, за исключением, разумеется, случаев, когда это им выгодно.
«Когда же человек ведет себя своекорыстно, его поступки не соответствуют часто ни одному из пороков, ни тем более всем порокам, и все же их отличает какая-то подлость (ведь этого человека мы осуждаем!) и неправосудность», — писал еще Аристотель . Этика справедливости требует применения для всех одинаковых процедурных правил, идентичных распределительных стандартов и исправительных мер. Кроме того, важно соблюдение баланса прав и ответственности. Но поскольку своекорыстные индивиды придерживаются различных процедурных приемов, добиваются разных правил при распределении ресурсов и вознаграждений, не чувствительны к заботам, ценностям и устремлениям окружающих, — все это воспринимается их жертвами как несправедливость. Недаром А.Шопенгауэр предостерегал: «Если человек ищет только своей выгоды, своего удобства, хотя бы в ущерб другим, если он присваивает то, что предназначено для всех, и т.д., — то можно быть уверенным, что ему чужда всякая справедливость, что он и в крупных делах будет мошенничать, если его руки не будут связаны законом или силою; в дом к себе его нельзя пускать».
Разрушительные
наклонности своекорыстных
проявляются, по крайней мере, двумя способами. Во-первых, они постоянно нарушают социальный порядок, либо самочинно устанавливая определенную иерархию интересов и ценностей, либо выходя за границы институциональных, моральных норм; во-вторых, для достижения целей используют методы принуждения и насилия. «Когда мир становится мне поперек дороги — тогда я уничтожаю его, чтобы утолить им голод своего эгоизма», — сознавался теоретик эгоизма М. Штирнер. Деструктивный потенциал эгоистичной личности неоднократно отмечает Р. Лаут: «Эгоист придерживается идеала пользы, силы, своеволия и
уничтожения». Необходимо учитывать огромные последствия эгоистической ориентации поведения. Своекорыстная стратегия действий, сужая взаимопонимание и контакты между людьми, способна разрушить целые коллективы и организации. Эгоистическое поведение отдельных членов сообщества может провоцировать повсеместную своекорыстную стратегию действий. Анализируя негативные последствия своекорыстия, Лаут заключает: «Другие будут убеждены, что для их личной выгоды требуется нарушение законов общества, и поэтому они должны добиваться силой того, что им нужно. Чтобы избежать наказания, они станут прибегать либо к
обману,
либо к открытому насилию».
Диалектика явления
Философы с древнейших времен до наших дней пытались решать вопросы, связанные с происхождением нравственности и смыслом морали, и, прямо или косвенно, касались сущности эгоизма . Однако ни одна философская проблема, как в прошлом, так и настоящем не решалась столь противоречиво, как отношение к нормам морали и вопрос о роли эгоизма в жизни человека и общества.
"Эгоизм
колоссален - он возвышается над
миром, - писал не без основания
А.Шопенгауэр. - Ибо если бы каждому
отдельному человеку был
Спиноза полагал, что
человек руководствуется не моральным
законом добра, а стремлением к самосохранению
и личной выгоде, что свои земные интересы
человек может отстоять без Бога. Кант
относил эгоизм человека к "радикально
злому", к стремлению сконцентрировать
все цели на самом себе, собственной выгоде
и пользе. Шопенгауэр называл эгоизм реальной
пружиной поведения человека, проявлением
его исконной природы. Французские философы
18 в. утверждали, что "разумное себялюбие",
правильно понятый собственный интерес
являются основой социальных добродетелей
и успехов. По Гельвецию, противоречия
между общественным и личным интересом
порождены корыстью и невежеством людей,
несовершенством законов, что преодолевается
просвещением и моралью, "гуманностью".
В этике Чернышевского "разумный эгоизм"
означает сознательное и свободное подчинение
человеком своих целей общему делу, от
успеха которой выигрывает сам индивид.