Философия и религия спенсера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Идея прогресса, разрабатываемая первоначально в социальной философии, получает постепенно естественнонаучное подтверждение. Особое значение в этом плане имела концепция эволюционного развития в биологии. После выхода в свет работ Ч. Дарвина идея эволюционизма прочно утверждается в философии и науке, стимулируя формирование новых исследовательских программ и методологических установок. Проникает эта идея и в социологию, определяя теоретический статус зарождающейся науки, акцентируя внимание исследователей на генетическом объяснении изучаемых явлений. В этой своей направленности социология тесно смыкалась с историческими дисциплинами, нацеленными на изучение первобытных формаций, этнографии, фольклора и т. д.

Содержимое работы - 1 файл

философия и религия спенсера, курсовая.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

     Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных  представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают - в конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии.

     Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.

     Основные  идеи "синтетической философии" Спенсера звучат сейчас как анахронизм, но в свое время они были популярны. Среди эволюционистов лишь Спенсер предпринял попытку создания всеохватывающей философской системы. Фундаментальные положения Спенсер формулирует в терминах механики: вещество, движение, сила. Из этих абсолютно всеобщих положений (закона постоянства вещества и силы) выводится закон эволюции. Идея всеобщей эволюции - центральный пункт мировоззрения Спенсера. Все его усилия были направлены на обоснование этой идеи.

     Эволюция  любого объекта характеризуется  переходом от бессвязности к связности, от однородного к разнородному, от неопределенности к определенности. Спенсер предлагает следующее определение  центрального понятия своей философской  системы: "Эволюция есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение". Предел, за который эволюция не может перейти, - равновесие системы.

     В случае нарушения равновесия начинается распад, который со временем переходит  в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит через этот цикл развития и распада.

     Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Все они подчиняются общим  законам. Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены  к законам низших фаз. Так, в надорганической  эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общество - часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно, в результате "общественного договора" или божественной воли. Спенсер разделяет представления Гоббса о том, что человек в естественном состоянии "в значительной мере антисоциален". Человек становится социальным существом в ходе длительной эволюции первобытных сообществ в надорганические социальные системы. Как и Мальтус, главным фактором социогенеза он считает численный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальной организации, которая в свою очередь способствовала выработке и развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть и содержание этой естественной эволюции - социализация человека.

     На  этой основе он переходит от общего рассмотрения идеи эволюции к характеристике общественного развития. Социология завершает философскую систему  Спенсера. 
 

  1. Герберт Спенсер о науке  и религии

     Современные защитники религии не хотят ссориться  с наукой, они боятся ее огромного, постоянно растущего авторитета. Лидеры католической церкви ныне заявляют, что преследования ученых инквизицией  были трагической ошибкой, а сейчас церковь якобы уважает науку и ученых.

     Русская православная церковь ставит себе в  заслугу тот факт, что она в  меньшей степени, чем католическая церковь и католическая инквизиция, повинна в преследованиях передовых  ученых. При этом замалчивается основное - коренная мировоззренческая противоположность научного знания и религиозных догм. Ведь знание освобождает человека, дает ему возможность гармонично развиваться, перестраивать общество на подлинно гуманистических принципах. Религиозная же идеология напротив, порождена господством над человеком чуждых ему природных и общественных сил, она сковывает творческую энергию, усиливает несвободу человека.

     И борьба научной и религиозной  идеологии в России была столь  же острой и подчас не менее драматичной, чем в Западной Европе.

     Читая дореволюционную литературу, довольно часто встречаешь примеры неприязненного отношения церкви к науке и техническому прогрессу. Там где церковь была в состоянии затормозить научно-техническое развитие, помешать росту образовательного и культурного уровня населения, она всеми силами стремилась это сделать.

     Иногда  неприязнь защитников православия  к научно-техническому прогрессу  приводила к курьёзам. Даже железные дороги и те вызывали когда-то неприязнь  высших иерархов Русской православной церкви. Сейчас в это трудно поверить, но митрополит Московский Филарет (1782-1867гг.) пытался противодействовать постройке в России железных дорог, утверждая, что они наносят ущерб религиозному рвению богомольцев: пешее хождение к «святым местам», по мнению этого религиозного деятеля, гораздо полезнее для спасения души верующего, нежели поездка по железной дороге....

     В 1898 г. Религиозные фанатики сожгли на Нижегородской ярмарке один из первых в России кинематографов, объявленных  ими «творениями дьявола».

     Бурю  возмущения среды духовенства вызвал проект сооружения в Москве метро, рассматривавшийся городской думой еще в 1903 году. Реакционное и косное духовенство решительно осуждало саму мысль о строительстве подземной дороги, называя ее «греховной мечтой» и заявляя, что, оказавшись под землей, в «преисподней», пассажиры могут попасть в царство сатаны и погубить свои души. Позиция, занятая московским духовенством в немалой степени способствовала отклонению проекта постройки метро городской думой.

     И хотя современные русские православные богословы пытаются создать впечатление, будто бы православная церковь в отличие, например, от католической никогда не враждовала с наукой и не преследовала передовых ученых, реальные исторические факты свидетельствуют о ее настороженном, неприязненном отношении к просвещению, науке и ученым. Русская православная церковь, хотя и в меньших масштабах, чем католическая, в дореволюционный период запрещала и сжигала научные книги, организовывала травлю крупнейших естествоиспытателей - материалистов, преследовала атеистов и свободомыслящих, тормозила развитие образования и науки.

     Рассуждения Г.Спенсера о религии и науке  мы находим в главном труде  его жизни под многообещающим названием «Синтетическая философия», который включает в себя пять больших частей: основные начала, основания биологии, основания психологии, основания социологии и основания науки о нравственности. «Основные начала» и «Основания социологии» - вот те разделы, где содержатся мысли английского философа о религии. Если в разделе «Основания социологии» он анализирует религию через призму церковных учреждений в их историческом развитии, то есть как один из социальных институтов, то в <Основных началах> Спенсер раскрывает нам свое видение религии и науки, а так же их соотношение в процессе поиска истины.

     Труд  Спенсера <Основные начала> состоит  из двух частей: непознаваемое и  познаваемое. Несмотря на то, что первая глава значительно уступает в  своем объеме второй главе, именно первая глава под интригующим названием <Непознаваемое> содержит принципиальные, мировоззренческие установки Спенсера, определяющие характер и содержание их философско-социологических построений. Несмотря на сложность предмета, Спенсер четко излагает свои соображения, что свидетельствует прежде всего о том, что для него этот вопрос решен и совершенно ясен. А лаконичностью формулировок он, видимо, подчеркивает настоятельную необходимость принятия его идей.

     Спенсер признает существование таинственной непознаваемой силы, образующей основные начала бытия. Он пишет: «только вера в Абсолютное, превосходящее не только человеческое познание, но и человеческое понимание, может привести к согласию Религии и Науки»4. Данное утверждение английского мыслителя не есть свидетельство его религиозности. Религиозное мировосприятие скрыть невозможно. Также трудно скрыть и антирелигиозную направленность. Характер воззрений Спенсера по любому интересующему его вопросу свидетельствует о совершенном отсутствии и того, и другого.

     В своих рассуждениях о религии  Спенсер добросовестно старается  опираться только на факты. Одним из таких фактов, неоспоримым в его представлении, является то, что религиозные верования получили <широкое распространение>. Спенсер полагает, что они возникли из <действительного опыта>, то есть имеют реальное основание, и потому содержат, как минимум, <долю истины>. Невозможно, по мнению Спенсера, игнорировать и то обстоятельство, что существует религиозное чувство во множестве своих проявлений. Наконец, для английского мыслителя имеет большое значение тот исторический факт, что «знание не может монополизировать сознание и что для нашего ума остается постоянная возможность заниматься тем, что лежит за пределами знания»5.

     Признав за религией право на существование, Спенсер пытается взглянуть на мир  с точки зрения религиозного мировосприятия. Ему представляется, что в рамках последнего <существование мира со всем его содержанием есть тайна, вечно требующая объяснения>.

       Спенсер считает эту тайну  трансцендентной, абсолютной. Отсюда  он делает вывод о непознаваемости  вселенной. Для английского философа это - <глубочайший, обширнейший и достовернейший из всех фактов>6.

     Далее Спенсер предлагает на суд читателя свои соображения о невозможности  познания как внешнего, так и внутреннего  мира в их сущностном бытии. В качестве примеров внешнего мира он рассматривает такие реалии как время, пространство, материя, движение. Рассуждая о внутреннем мире, Спенсер касается вопроса о сущности и состояниях сознания. Свои рассуждения он заключает следующими словами: <Объяснение того, что может быть объяснено, только показывает еще яснее необъяснимость того, что лежит позади объяснимого>.

     Однако  Спенсер не довольствуется одними общими рассуждениями, полагая, что в основе их лежит вера, хотя и имеющая  реальные основания в виде вышеперечисленных  фактов. Он, как истинный ученый, ищет рациональные соображения, которые могли бы поддержать его веру в существовании непознаваемого, и находит их в самом процессе мышления. <Так как мышление,- пишет Спенсер, - есть установление отношений, то никакая мысль не может выразить ничего, кроме отношений>.

     Сама  природа мысли такова, что сущность вещей нам недоступна. Поэтому, заключает  Спенсер, наши знания о мире носят  относительный характер. Доказывая  относительность нашего знания, Спенсер  полагает, что тем самым доказывает существование Абсолютного.

     Для английского философа непознаваемое - это реальная действительность, лежащая  за пределами видимого мира и доступная  религиозному созерцанию. Познаваемое - это окружающий нас видимый мир, который доступен научному познанию. Подчеркивая относительный характер нашего знания о мире, Спенсер, тем не менее, предстает перед нами как познавательный оптимист, периодически возвращаясь к мысли о прогрессе научного знания. Именно прогресс науки, полагает он, приближает к области непознаваемого. Более того, Спенсер видит в несовершенстве науки оду из причин столкновения науки с религией.

     Спенсер постоянно напоминает, что существует непознаваемое. <Мы вынуждены,- заявляет он,- рассматривать каждое явление  как проявление безграничной и непостижимой силы. Этим выводом религия согласуется с наукой>7.

     Таким образом, именно в принципиальной непознаваемости  мира Спенсер обнаруживает основание  для согласования религии и науки.

     Главная установка философии Спенсера - примирить веру и знание, науку и религию на почве агностицизма. Согласно Спенсеру, история религии показывает, что всякая религия покоится на признании абсолютной непостижимости той высшей силы, которая лежит в основе мира. Признание того, что ни религия, ни наука не в состоянии дать ответ на коренной вопрос бытия, позволит, по мнению Спенсера, устранить конфликт между ними.

     Эволюция, согласно Спенсеру, это тот всеобщий элемент опыта, который обеспечивает требуемое философией единство знания и дает возможность понять любые  явления и природы, и общества. Такая постановка вопроса представляет собой определенную заслугу Спенсера. Однако развитие Спенсер понимает сугубо метафизически и механистически.

     В эволюции Спенсер различает три  момента:

     1) переход от простого к сложному (интеграция или концентрация);

     2) переход от однородного к разнородному (дифференциация);

     3) переход от неопределенного к  определенному (возрастание порядка).

     Идея  эволюции, в общей форме разработанная  Спенсером в главном его философском  труде «Основные начала», была им распространена на области биологии, психологии, социологии и этики. Главной конкретной наукой, изучающей законы, действующие в этих областях, Спенсер считал биологию. Он ошибочно полагал, что жизнь во всех ее более сложных и высоких психологических и социальных проявлениях, в конечном счете, управляется биологическими законами.

Информация о работе Философия и религия спенсера