Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:40, лекция
Философия – одна из самых древних областей человеческого знания, она стоит у истоков научного знания и духовной культуры человечества. Философия возникает в начале 1-го тысячелетия до нашей эры почти одновременно в трех древнейших цивилизациях - древнеиндийской, древнекитайской и древнегреческой. О чем это говорит? Значит была необходимость в появлении философии.
1. Философия и мировоззрение.
2. Предмет и специфика философии.
3. Основной вопрос философии.
4. Философия как методология. Диалектика и её альтернативы (метафизика, софистика и эклектика).
5. Философия в системе научного знания.
В философии имеются два основных метода познания – диалектический и метафизический, соответствующие двум концепциям развития. Само слово диалектика в переводе с греческого буквально означает «вести беседу, рассуждать». Первоначально диалектику так и понимали как искусство вести беседу, когда путем столкновения противоположных мнений достигается истина. Отсюда и выражение: «В споре рождается истина». В дальнейшем и в настоящее время под диалектикой понимается такое представление о мире, согласно которому все явления существуют в связи друг с другом и находятся в развитии.
Элементы стихийной диалектики содержались уже в философии Древнего Востока и особенно Индии и Китая. Но наиболее яркое выражение она получила в Древней Греции. Наиболее видным представителем древней диалектики был греческий философ Гераклит. Это ему принадлежит знаменитое изречение «все течет». В образных афоризмах выражал он свой взгляд на мир как на вечно развивающийся процесс: «Этот космос не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимися и мерами потухающими». Для Гераклита мир – это процесс, движение, свойственное всему. Вся природа не останавливаясь изменяет свое состояние, поэтому «в одну и ту же реку нельзя войти дважды» и «Солнце не только каждый день новое, но вечно и непрерывно новое».
Гераклит не только признает изменение всего в мире, но и видит всеобщую связь явлений. Он подчеркивает относительность вещей и явлений, определяемую условиями: «Ослы золоту предпочли бы солому; свиньи грязью наслаждаются; птицы в пыли купаются; морская вода чистейшая и грязнейшая; рыбам она питательна и целительна, людям же – для питья непригодна и вредна». Противоположности добра и зла для Гераклита теряют абсолютное значение, они едины и проистекают друг из друга: «Болезнь приятным делает здоровье, зло – добро, голод – насыщение, усталость – отдых».
Ряд диалектических проблем поставил другой древнегреческий философ Зенон. Аристотель называл Зенона даже «изобретателем диалектики», хотя Зенон утверждал, что движения не существует, оно невозможно в принципе. Зенон прославился в истории человеческой мысли как автор знаменитых парадоксов (апорий): «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Дихотомия». Согласно первой апории, быстроногий Ахилл никогда не сможет догнать черепаху, ибо в момент появления его на месте черепахи, последняя уже пройдет известное расстояние; и так будет во всех остальных точках пути. Во второй апории Зенон доказывает, что летящая стрела не движется. Если в любой момент времени можно указать место где она находится и, следовательно, покоится, а все время полета делится на такие мгновения, то покоящаяся во всех этих точках стрела вообще не движется. В апории «Дихотомия» Зенон доказывал, что для того, чтобы пройти определенный путь, надо пройти его половину, а чтобы пройти его половину, надо пройти его четверть и т.д. до бесконечности. Следовательно, для прохождения данного пути необходимо пройти бесконечное количество его отрезков, что потребовало бы бесконечного времени, то есть движение вообще не может начаться.
Конечно, Зенон и не думал отрицать движение как чувственную достоверность. В.И.Ленин по этому поводу писал, что здесь « вопрос не о том, есть ли движение, а в том, как его выразить в логике понятий». Именно в том, что Зенон вскрывает противоречивость движения, ставит проблему выражения движения в логике понятий, которая обсуждается в физике, математике и философии вплоть до наших дней – величайшая его заслуга.
Элементы стихийной диалектики проявились в философии Сократа, Платона, Аристотеля и других мыслителей древности. Но стихийный диалектический взгляд, хотя и верно схватывал общий характер всей картины явлений, был недостаточным для объяснения частностей из которых она складывается, а пока мы не знаем их, нам не ясна и общая картина. Поэтому в дальнейшем диалектику сменил метафизический метод мышления, обусловленный характером науки Нового времени.
Термин «метафизика» в буквальном переводе с греческого означает «то, что идет после физики». Он был введен в 1 веке до н.э. комментатором работ Аристотеля А.Родосским. Поскольку Аристотель на протяжении столетий считался высшим философским авторитетом, понятие «метафизика» до сих пор употребляется как синоним слова «философия».
В средние века философия превращается в схоластическую «науку» о божественной сущности мира. Метафизическими объявляются все умозри-тельные, оторванные от реальности рассуждения о потусторонних «началах» бытия. Естествознание, конечно, отмежевывается от таких рассуждений, что нашло свое выражение в известном изречении Ньютона: «Физика, берегись метафизики!». В дальнейшем под метафизикой понимают метод мышления противоположный диалектике, рассматривающий вещи и их мысленные отражения, понятия о них, как не связанные друг с другом, неизменные, застывшие, раз и навсегда данные. Впервые этот смысл термину метафизика придал Гегель. Он называл метафизическими те философские учения, которые трактовали мир как неизменный в своей основе.
Метафизический метод соответствует такому этапу развития науки, когда от общего представления о природе в целом естествоиспытатели переходят к анализу предметов, расчленению их на части и подробному изучению каждой из них. Развитие науки Нового времени началось с тщательного собирания и изучения отдельных фактов. Систематизация накопленного материала существовала еще в очень несовершенном виде, проводилась по внешним, поверхностным признакам. И хотя во все века многие философы и ученые высказывали отдельные диалектические догадки, в целом в период 17-18 веков устанавливается господство метафизического мировоззрения. Изучая отдельные предметы так, как они даны в настоящее время и вне связи с другими предметами, исследователи, по словам Энгельса, из-за отдельных деревьев перестали видеть лес, то есть утратили правильный общий взгляд на мир. Ту же мысль высказывает Герцен, замечая, что естествоиспытатели подошли так близко к храму природы, что уже не видят храма и не видят ничего, кроме того кирпича, к которому пришелся их нос.
Метафизический способ познания природы имел в свое время «великое историческое оправдание». Он был естественным результатом прогресса науки и необходимым её этапом, так как сначала надо было исследовать предметы, прежде чем приступать к исследованию процессов, сначала надо было знать, что такое данный предмет, чтобы потом можно было заняться теми изменениями, которые с ним происходят. Этот метод познания, получивший широкое распространение в науке 17-18 вв., был перенесен из естествознания в философию. Характеризуя метафизический способ мышления, Энгельс подчеркивал, что он хотя и является правомерным и даже необходимым в известных областях, но за их границами становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоречиях, поскольку за отдельными вещами не видит их взаимной связи, за их бытием – их возникновения и развития.
К середине XIX века естествознание накопило огромную массу эмпирического материала. В каждой области исследования появляется настоятельная необходимость систематически упорядочить этот материал, сообразно его внутренней связи. Наука перешла от собирающей ступени к упорядочивающей, она становится наукой о процессах, происхождении и развитии. Метафизический метод познания переживает кризис. Само естествознание пропитывается диалектическими представлениями. Распространению этих представлений особенно способствовали три великих открытия: открытие клетки, открытие закона сохранения и превращения энергии и теория Ч.Дарвина. В этих открытиях наиболее ярко проявилась ведущая тенденция науки XIX века: переход от изучения отдельных явлений в отрыве друг от друга к изучению этих явлений в связи и развитии. В этих условиях метафизика неизбежно должна была уступить место диалектике.
Новый этап в развитии диалектики связан с немецкой классической философией конца 18 - начала 19 веков. Важную роль в формировании диалектических представлений сыграла философия И.Канта. Кант, по выражению Энгельса, первым пробил брешь в метафизических представлениях, ввел идею развития в познание природы. Он создал гипотезу, согласно которой Солнечная система возникла из газовой туманности и развивалась до своего нынешнего состояния, повинуясь законам Ньютона. Большую роль в развитии диалектики сыграли положения Канта о противоречиях (антиномиях) разума. Кант считал, что с одинаковой силой можно доказать противоположные утверждения: 1) мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве; мир не имеет начала во времени и безграничен в пространстве; 2) всякая сложная вещь состоит из простых вещей; ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей; 3) есть в мире необходимое существо; нет в мире никакого необходимого существа. Разум по своей природе противоречив и это является свидетельством его неспособности познать мир. И хотя Кант отрицал реальные противоречия объективного мира, полагая, что противоречия присущи лишь разуму, но его учение об антиномиях разума явилось толчком в развитии объективной диалектики.
Наиболее полное и глубокое развитие диалектика получила в философии Гегеля. Гегель первым подверг многосторонней критике метафизическое миропонимание, возвратился к диалектике, придав ей иной вид, чем тот, который она имела в древности, и обогатил её новым содержанием. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и пытался раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Основу диалектики Гегеля составляет учение о противоречиях. В отличие от Канта, Гегель показал, что противоречия разума выражают объективные, реальные противоречия, присущие всем явлениям и процессам объективного мира. Гегелем впервые были четко сформулированы основные законы диалектики, глубоко раскрыто содержание таких категорий диалектики как причина и следствие, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность, явление и сущность и т.д. Гегель разработал систему законов и категорий диалектики как единого целостного учения. Однако диалектика Гегеля была развита на идеалистической основе. Развитие, по Гегелю, есть саморазвитие понятий, абсолютной идеи, а развитие в природе и обществе есть лишь отражение этого развития абсолютной идеи. К.Маркс писал: «Мистификацию, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».
Материалистическую переработку диалектики Гегеля предприняли русские материалисты 40-60-х годов XIX века – Герцен, Белинский, Чернышевский. Если для Гегеля развитие идеи определяло развитие природы, то для русских материалистов диалектика сама вытекает из природы и выражается в человеческих понятиях. Характерной особенностью диалектики Герцена, Белинского и Чернышевского является ее связь с задачами революционной демократии. Из идеи вечного движения и развития они делали революционные выводы, поэтому Герцен называл диалектику «алгеброй революции». Диалектика служила обоснованием необходимости наступления лучшего будущего и необходимости борьбы за него.
Таким образом, до марксизма существовали две формы диалектики: наивная стихийная диалектика древних и идеалистическая диалектика немецкой классической философии. Вплотную к материалистической диалектике подошли русские революционные демократы XIX века, но действительными творцами материалистической диалектики стали К.Маркс и Ф.Энгельс. У них объективная диалектика (диалектика природы и общества) определяет субъективную диалектику (диалектику понятий), в соответствии с материалистическим решением основного вопроса философии. Поэтому только у Маркса и Энгельса диалектика становится наукой, изучающей законы развития объективного мира и человеческого познания.
Диалектика и метафизика – это не только два универсальных метода познания, но и два взгляда на сущность движения, две концепции развития. В чем же состоит принципиальное отличие диалектики от метафизики? Обычно это отличие видят в том, что диалектика исходит из идеи всеобщей изменчивости явлений, с то время как метафизика настаивает на неизменности и постоянстве вещей. Однако в наше время метафизическое мировоззрение приняло иной вид. Сегодняшняя метафизика не отрицает развития, но дает неправильное, одностороннее его истолкование. Поэтому понимание диалектики как науки о всеобщей изменчивости, а метафизики как учения об устойчивости явлений мира является односторонним и не отражает подлинной сути их противоположности. Оно неточно в отношении диалектики, ибо диалектика опирается не только на принцип изменчивости сущего, но и на принцип его постоянства, устойчивости. Оно неточно и в отношении метафизики, ибо современная метафизика вовсе не отрицает движения и развития, но дает неправильное его истолкование.
В современном понимании диалектика – это учение о связи и развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде. Конечно, метафизика, так же как и диалектика, принимала самые различные формы с каждым новым историческим периодом в развитии человеческого познания, но основная ее ошибка остается неизменной. И состоит она в односторонности, ограниченности, абсолютизации отдельных сторон развития. Антиподами диалектики, то есть разновидностями метафизического мышления, являются софистика и эклектика.
CОФИСТИКА – метод доказательства, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные. Софисты появляются в Греции во второй половине V века до н. э. В условиях античной рабовладельческой демократии особое развитие получают риторика, логика и философия. В судах и народных собраниях умение убедительно говорить, убеждать и переубеждать становится жизненно важным. Поэтому и появляются платные учителя красноречия – софисты. Они учили искусству побеждать противника в спорах, используя различные логические приемы: подмену понятий, их многозначность, словесные уловки и ухищрения. Будучи разновидностью метафизического мышления, софистика абсолютизирует относительность человеческого познания. Релятивизм познания нашел своё классическое выражение в положении Протагора: «Человек – мера всех вещей». Платон, приводя эти слова, поясняет: Протагор «говорит тем самым, что-де какой мне кажется вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она, в свою очередь, для тебя». Другими словами, Протагор учил, что все истинно (ибо как кому кажется, так оно и есть). Софизмами является «Рогатый» и «Эватл».
Информация о работе Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества