Философия Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 02:19, реферат

Краткое описание

Философия - не только сфера рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании общественного идеала, основных ценностно-мировоззренческих и методологических принципов, напоминая человеку о социально-практической значимости целостных представлений о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия.

Содержание работы

1 ВВЕДЕНИЕ……..…………………………….……………………………………2
2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 2
ВЕДЫ, РИГВЕДЫ, УПАНИШАДЫ 4
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 5
НЬЯЯ/ВАЙШЕШИКА 5
САНКХЬЯ 6
ЙОГА 7
МИМАНСА 8
ВЕДАНТА 9
ДЖАЙНИЗМ 9
БУДДИЗМ 10
ЛОКАЯТА (ЧАРВАКА) 11
3 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 11
КОНФУЦИАНСТВО 13
ДАОСИЗМ 15
МОИЗМ 16
ЛЕГИЗМ 17
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...………………………….……………………………...21
5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Содержимое работы - 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

   Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворённость.

 Цель буддиста  — жить так, чтобы оставлять  как можно меньше кармических  следов. Это значит, что его поведение  не должно зависеть от желаний  и привязанности к объектам  желаний.

Высшую цель религиозной жизни буддизм видит  в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего освобождения, называется мокшей, а в буддизме — нирваной.

    Нирвана  — это покой, мудрость и  блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей — всего того, что составляет жизнь обычного человека. Это не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.

    Будда  не отрицает существования богов  и других сверхъестественных  существ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.), но считает, что они тоже подчинены действию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного — избавиться от перевоплощений. Только человек способен “встать на путь” и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родиться в человеческом облике. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: будды — люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие дхарму, и бодхисаттвы — те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.

ЛОКАЯТА (ЧАРВАКА)

   Материалистическое  учение локаята отрицает существование внечувственных субстанций и загробной жизни, другими словами, иных миров, кроме феноменального. Вера в подобные явления считается плодом фантазий.

   Школа локаята рассматривает сознание как результат взаимодействия элементов, составляющих человека.Существовало несколько направлений локаяты, одно из которых рассматривало Эго как совокупность материальных компонентов, поглощаемых во время еды (созвучно высказыванию “вы становитесь таким, какова ваша пища”), другое акцентировало внимание на чувственном восприятии, третье отождествляло сознание с жизненными силами. Еще одно направление этой школы признает существование в человеке разумного начала, хотя последнее считается таким же смертным, как и физическое тело.

   Этические нормы учения основаны на конечности земного существования: человек должен получить максимум удовольствия от жизни, а величайшим наслаждением является обладание прекрасной женщиной. Жертвенность и изучение “Вед” считаются бессмысленным времяпровождением глупцов и импотентов.

   С другой стороны, последователи локаяты учат тому, что личное удовольствие не должно причинять страданий другим людям. В этом смысле жертвоприношения животных и агрессивные действия считаются неприемлемыми.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Древнекитайская религиозная философия

 

Деление всего  сущего на два начала было в Китае едва ли не древнейшим принципом философского мышления, как о том, в частности, свидетельствуют отраженные в триграммах и гексаграммах книги И-цзин -правила гадания (цельная черта и противопоставленная ей прерывистая). Но были ли эти два начала уже символом соответственно мужского и женского? Данных на этот счет нет, а косвенные свидетельства дают основания для сомнения.

Как упоминалось, триграммы и гексаграммы генетически  восходят к гадательной практике на костях и стеблях тысячелистника, что само по себе свидетельствует лишь о двоичной системе как таковой. Что же касается философского осмысления, то оно, судя по многим данным, появилось в чжоуских текстах сравнительно поздно, не ранее IV в. до н. э., и было связано практически с одновременным появлением в чжоуской мысли двух важных, кардинальных идей: концепций инь-ян и у-син. Инь-ян – это деление едва ли не всего сущего на два противостоящих начала, мужское и женское. Мужское начало ян ассоциировалось с солнцем и со всем светлым, ярким, твердым и сильным; оно считалось, в самом общем виде, началом положительным. Женское инь было связано с луной, со всем темным, мрачным и слабым. Оба начала были тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействовали, причем именно результатом этого плодотворного взаимодействия со временем стало считаться все сущее.

Дуалистическая  картина мира, основанная на взаимодействии инь и ян, в позднечжоуских философских  текстах обычно дополнялась концепцией у-син, т.е. представлением о взаимодействии и взаимопроникновении пяти основных первоэлементов, первосубстанций: огонь – вода – земля – металл – дерево.

С появлением идей инь-ян и у-син было положено начало углубленной разработке там проблем мистики и метафизики, до того (если не считать сферу гаданий) практически неизвестных древнекитайской религиозной философии. Параллельно с у-син и инь-ян в аналогичном ключе стала разрабатываться и концепция о Дао. Дао- как Всеобщий Закон, Высшая Истина и Справедливость изначально было социально-этической категорией, разработанной в учении Конфуция. Трудно точно установить, как, когда и при каких обстоятельствах это первоначальное представление о Дао было трансформировано, в результате чего Дао стало восприниматься даосами в качестве Высшего Абсолюта, близкого по духу к древнеиндийскому Брахману. Но близость такого рода бесспорна, а время появления ее опять- таки относится примерно к IV-III вв. до н. э., когда в ранних даосских трактатах идея Дао стала восприниматься именно подобным образом.

       Китай никогда не был абсолютно изолирован от внешнего мира, в том числе и от современных ему и развивавшихся параллельно с ним очагов цивилизации.

     Мифология и религия в собственном смысле этого слова с окутывающей ее мистикой и метафизикой в древнем Китае были оттеснены на задний план ритуализованной этикой и проблемами социальной политики. Символом этого процесса и вершиной его в Китае было учение Конфуция, конфуцианство.

КОНФУЦИАНСТВО

   Конфуций (Кун-цзы, 551479г. До н. э.) родился и  жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах гибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа – все это вызывало резкую критику ревнителей старины. Выступив с критикой своего века, Конфуций создал свой идеал совершенного человека цзюнь-цзы. Высоко моральный цзюнь-цзы должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Гуманность (жень) включало в себя скромность, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жень – это почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние. Из современников он считал гуманным лишь себя и своего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством – чувством долга. Долг – это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам.

   Чувство долга, как правило, обусловлено  знанием и высшими принципами, но не расчетом. “Благородный человек  думает о долге, низкий человек заботится о выгоде,” – учил Конфуций. Он также разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли).

   Следование  всем этим принципам было обязанностью благородного цзюнь-цзы, и, таким образом, “благородный человек” Конфуция – это социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Этот идеал становился обязательным для подражания, приблизится к нему было делом чести и социального престижа.

   Конфуций  стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но с превращением его учения в официальную догму на передний план выступила не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся в демонстрации преданности старине уважения к старым, напускной скромности и добродетели. В средневековом Китае постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого места в социально-чиновничьей иерархии. В любой момент жизни, на любой случай, при рождении и смерти, поступлении в школу и при назначении на службу – всегда и во всем существовали строго фиксированые и обязательные для всех правила поведения. В эпоху Хань был составлен свод правил – трактат Ли-цзы. Все записанные в этом обряднике правила следовало знать и применять на практике, причем чем старательнее, тем более высокое положение в обществе человек занимал.

   Конфуций, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, сформулировал  основы того социального порядка  который хотел бы видеть в поднебесной:

   Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновником,” т.е. все станет на свои места, все будут знать свои права и обязательства и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов – тех, кто думает и управляет и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и не богатство, а степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы. Сословие чиновников было отделено от простого народа “стеной иероглифов” – грамотностью. Уже в Лиц-зы было специально оговорено, что церимониалы и обряды не имеют отношения к простотонародью и что грубые телесные наказания не применяются к грамотным.

   Конечной  и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы народа. Однако при этом он был убежден, что самому народу его интересы непонятны и недоступны и без опеки образованных конфуцианцев – управителей, они обойтись никак не могут: “Народ следует заставлять идти должным путем, но не нужно объяснять, почему.”

   Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение  старшим. Слепое повиновение его  воле, слову, желанию – это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство – это большая семья, а семья малое государство.

   Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал учение о сяо, сыновей почтительности. Смысл сяо – служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертву по правилам ли.

   Конфуцианский культ предков и нормы сяо  способствовали расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи. При благоприятных экономических возможностях, стремлении к совместному проживанию близких родственников резко преобладало. Возникал мощный разветвленный клан и родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

   Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в  китайском обществе, приобрести структурную  прочность и обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, не потерять лицо – всё это стало теперь играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности.

   Конфуцианство – это так же и политика, и  административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов – словом это основа всего китайского образа жизни. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

ДАОСИЗМ

   Даосизм  как религиозно-философское учение возник примерно в VI-V вв. до н.э. В начале средних веков даосизм разделяется  на философское и религиозное направления. Причиной этих перемен было сначала образование таких огромных древних монархий, как империи Цинь и Хань (III в. до н.э. – IIIв. Н.э.), а затем их крушение, сопровождавшееся 100-летними войнами. В этот период любой человек – из высшего сословия или низшего, житель срединных земель или окраин – не находил опоры ни в семье, ни в общине, ни в государстве. Чувство потерянности обостряло религиозные устремления, побуждало искать в старых авторитетах учителей, знающих иные жизненные пути и способных вывести из бедствий реального мира. В даосизм в это время проникали древние божества, заново выстроилась их иерархия. Не замедлили появиться и новые учителя, которые в очередной раз по-своему истолковали прежние предания и открыли новых богов.

    Мир  Неба, или мир Бесформенного, начинает  стремительно приближаться и “обживаться”. На небе появляются дворцы, сады; между небом и землёй снуют гонцы; ладья-дракон пересекает границу между небом и землёй – Небесный океан; боги и духи заселяют небесное пространство. Богов связывают человеческие отношения – они испытывают любовь и ненависть, им знакомы радости и печали, усталость и гнев, их обуревают страсти и желания. Боги отличаются от людей только тем, что живут долго, по нескольку тысяч лет, и не стареют, парят в небесах, пьют нектар, едят персики, ведают судьбами людей. Они чисты, светозарны, одеты в прекрасные одежды и обладают чарующей внешностью. Однако они не могут  карать отступников веры.

   Помимо  всех этих перемен в самом даосизме важно и то, что в первые века новой эры в Китай приходит буддизм. История его проникновения в страну окутана легендами. Одна из них – версия о “золотом сне”. Некий император во сне видел золотого человека высокого роста с лучистым сиянием над головой. Толкователи снов объявили, что это – Будда. Тогда император якобы отправил в Индию посольство, и оно привезло оттуда статую Будды и буддийские тексты. По этой версии, начало буддизма в Китае относится к I в. н.э. Однако бесспорным историческим свидетельством является постройка в Китае буддийских храмов в конце II – начале III в.

Информация о работе Философия Древнего Востока