Философия боэция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:44, реферат

Краткое описание

Аниций Манлий Торкват Северин Боэций родился в конце Vв. (480г.). Философ происходил из знатного римского рода Анициев, пользовавшегося в то время немалым влиянием: отец Боэция, Флавий Манлий, был консулом и префектом Рима. После его смерти (482) Боэция принял в свою семью знатный патриций Аврелий Меммий Симмах, в доме которого он и получил образование.
К двадцати годам будущий философ изучил все доступные ему науки, а к тридцати стал универсальным ученым, достигшим вершин и в гуманитарных и в математических науках. Кроме того, Боэций был теологом, поэтом, переводчиком, оратором, государственным деятелем. Математика, логика, музыка, грамматика, риторика, механика, философия, теология, астрономия-это перечень наук, где был приложен его высокий интеллект.

Содержание работы

Жизнь и сочинения Боэция.
Онтология Боэция. Его учения о Боге.
Список использованной литературы.

Содержимое работы - 1 файл

философия.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства РФ ФГОУ ВПО

    «Чувашская  Государственная сельскохозяйственная академия» 

    Кафедра философии, истории  и права 
 

    Реферат на тему:

    Философия Боэция 
 
 
 

    Выполнила студентка

    2курса БТФ 1группы 2п/г

    Павлова Алина Эдуардовна

    Проверила:

    Зарубкина Ольга Викторовна 
 
 

Чебоксары 2011 

Содержание: 

  1. Жизнь и  сочинения Боэция.
  2. Онтология Боэция. Его учения о Боге.
  3. Список использованной литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Жизнь и сочинения Боэция.

    Аниций  Манлий Торкват Северин Боэций родился  в конце Vв. (480г.). Философ происходил из знатного римского рода Анициев, пользовавшегося в то время немалым влиянием: отец Боэция, Флавий Манлий, был консулом и префектом Рима. После его смерти (482) Боэция принял в свою семью знатный патриций Аврелий Меммий Симмах, в доме которого он и получил образование.

      К двадцати годам будущий философ  изучил все доступные ему науки,  а к тридцати стал универсальным  ученым, достигшим вершин и в  гуманитарных и в математических  науках. Кроме того, Боэций был  теологом, поэтом, переводчиком, оратором, государственным деятелем. Математика, логика, музыка, грамматика, риторика, механика, философия, теология, астрономия-это перечень наук, где был приложен его высокий интеллект.

    Творческая  деятельность Боэция началась с написания работ, посвященных группе математических наук — арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Судя по всему, философ написал специальный трактат по каждой из этих наук; до нас дошло только два — «Наставление в арифметике» и «Наставление в музыке». Эти трактаты в значительной степени представляют собой латинскую адаптацию, а иногда — дословное изложение работ некоторых грекоязычных авторов. «Наставление в арифметике» является прямым переложением на латынь сочинения «Введение в арифметику» Никомаха из Геразы, а «Наставление в музыке» — компилированным изложением мнений различных авторов, прежде всего александрийского астронома и математика Птолемея и Никомаха.

    К раннему периоду творчества Боэция относится и большинство его  сочинений по логике. В планы философа, по всей видимости, входил перевод и комментирование всего корпуса логических сочинений Аристотеля, известного как «Органон». Следуя установившейся еще в античности традиции, Боэций начал с комментирования «Введения» Порфирия к «Категориям» Аристотеля. Составив два комментария к этому трактату, Боэций приступил к переводу на латынь и комментированию трудов собственно Аристотеля. Результатом его работы явился «Комментарий к «Категориям» Аристотеля в четырех книгах», «Малые комментарии к книге Аристотеля  «Об истолковании», «Большие комментарии к книге Аристотеля «Об истолковании», переводы на латынь некоторых других сочинений Аристотеля по логике, три монографии, посвященные силлогистике. Кроме того, Боэций составил комментарий к «Топике» Цицерона.

    Боэций  — автор ряда богословских трудов: «О Троице», «Провозглашают ли Отец и Сын и Святой Дух Божественность субстанциально», «О седмицах», «О католической вере», «Против Евтихия и Нестория».  Хотя все эти трактаты затрагивают преимущественно теологическую проблематику, при решении богословских вопросов Боэций активно использует средства, предоставляемые философией и логикой. В трактате «Против Евтихия и Нестория» философ дает свое знаменитое определение личности; здесь же находится совершенно новая онтология, отличная от онтологии Аристотеля и некоторых других античных авторов. Интерес к теологическим сочинениям Боэция в Средние века был очень высок. Среди комментаторов его работ были Гильберт Порретанский и Фома Аквинский.

    Несмотря  на свою активную научную деятельность, Боэций, следуя традициям своей семьи, не оставался в стороне и от государственных дел. В 510 г. он становится консулом, а в 522 г. занимает должность «магистра всех служб» — высший административный пост в королевстве остготов, возникшем в конце пятого столетия на руинах Западной Римской империи. Однако Боэций недолго находился при дворе остготского короля Теодориха: в 523 г. он был обвинен в антигосударственной деятельности, заключен в тюрьму, а затем казнен.

    В тюрьме Боэций написал свое самое  знаменитое произведение — «Утешение философией». Автор «Утешения» пытался решить проблему совмещения свободы воли с промыслом Бога. С одной стороны, если Бог всё предвидит, то свободы воли не существует. С другой — свобода человека, его воля всё-таки существует, а это подрывает способность Бога проникать во мрак будущего. Это видимое противоречие Боэций объясняет тем, что знание Богом наших будущих действий, их предвидение, не является необходимой причиной самих этих действий. Боэций наставляет читателя, чтобы тот уклонялся от зла, своё сердце устремлял к добродетели, а ум — к истине. «Утешение философией» стало последним произведением древнего мира, в котором отсутствует христианская мораль и ни разу не упомянуто имя Христа: характерно, что в заточении Боэцию является не Дева Мария, но персонифицированная Философия.

    В Средние века «Утешение» было чуть ли не самым известным и популярным философским произведением. Его  читали государственные деятели, поэты, теологи и философы. Книга была переведена на староанглийский и старонемецкий языки.

    Уже в раннем Средневековье в Павии  возникло почитание Боэция как святого  и мученика. Официально Боэций был  канонизирован 15 декабря 1883 г. указом папы Льва XIII.

    Философию Боэций рассматривает как род, а  ее виды составляют теоретическая и практическая философии. Видами практической философии, в свою очередь являются этика, политика и экономика. А теоретическую философию Боэций подразделяет сообразно объектам, которые она изучает. В своем первом комментарии к «Введению» Порфирия философ делит эти объекты на три категории: интеллектибельные, интеллигибельные и физические. Первое он описывает так: «Интеллектибельным является то, что, будучи само по себе одним и тем же, всегда пребывает в Божестве, постигаемое не чувствами, но одним лишь умом и интеллектом». Философию, которая исследует такие объекты, Боэций именует теологией. Второй подвид теоретической философии, название которого Боэций не сообщает, занят исследованием интеллигибельных объектов, то есть высших причин, высших областей мира, а также человеческих душ, которые, по мнению философа, принадлежали к интеллектибельному, но, соединившись с телом, перешли в новое состояние. Третий подвид теоретической философии, именуемый Боэцием физиологией, изучает свойства и природу тел.

    Отдельно Боэций рассматривает четыре науки, составляющие квадривий, т. е. четверной путь к мудрости или философии. Это — четыре математические науки: арифметика — наука о множестве самом по себе; музыка — наука о множестве по отношению к иному; геометрия — наука о неподвижной величине; астрономия — наука о движущейся величине. Помимо квадривиума Боэций рассматривает тривий, группу дисциплин, которую составляют логика, грамматика и риторика. Это не науки в собственном смысле слова, но скорее искусства, изучающие способы и методы изложения.

    В отношении логики у Боэция возникают сомнения: «Некоторые, — пишет он, - утверждают, что она (т. е. логика) является частью философии, а другие, что она не часть, но некое орудие и некоторым образом средство». Рассмотрев аргументы той и другой стороны, философ приходит к выводу, что оба мнения правильны. Он утверждает, что между указанными двумя позициями нет никакого противоречия, поскольку ничто не мешает логике одновременно быть и частью, и инструментом философии. Однако если логика является частью философии, она должна обладать своим собственным предметом. Предметом логики являются, в первую очередь слова, которые обладают определенным значением, т. е. обозначают определенную вещь, а во вторую очередь — высказывания, составленные из таких слов, в которых имеет место отрицание или утверждение. А целью логики как инструмента философского познания является проверка утверждений на истинность.

    Собственные труды Боэция по логике (диалектике): «О категорическом силлогизме», «О делении», «О гипотетических силлогизмах», «О различиях в топиках», «Введение в категорические силлогизмы».  

    2. Онтология Боэция.

      Боэций первым разрабатывает  по-латыни терминологию бытия, а тем самым и строгую систему онтологии. Это требовалось для изложения триадологических и христологических проблем, обсуждавшихся на Вселенских соборах, а также для комментирования аристотелевских трактатов. В существующей вещи Боэций различает «бытие» и «то что есть». Бытие - абстрагируемое мысленно от всякой конкретной существующей вещи есть ее целевая причина, ибо все сущее стремится быть. Следовательно, бытие есть высшее благо для всех сущих («Бытие и благо обратимы»). Но поскольку опыт учит, что не все вещи благи, а логика свидетельствует, что никто не стремится к тому, чем уже обладает, постольку необходимо заключить, что бытие и то, что есть – разные вещи. Таким образом, чистое («простое») бытие и Благо составляет высший онтологический уровень, благодаря причастности которому существует все, что существует — это Бог. Только в Боге бытие и то, что есть, тождественны. То, что есть, может по Аристотелю существовать по другому или сказываться о другом (акциденции) либо существовать самостоятельно (субстанции). Самостоятельно существующая вещь как носитель акциденций называется субстанцией, а собственно как самостоятельно (т. е. не применительнно к другому) существующая – субсистенцией. То, чем является данная вещь, суть ее бытия обозначается у Боэция неологизмом– сущность. Синоним сущности- эссенции – «природа» («Природа есть видовое отличие, образующее всякую вещь»). К числу субстанций, т. е. носителей привходящих признаков (акциденций), относятся как самостоятельно существующие субсистенции-индивиды, так общие понятия роды и виды, которые Боэций назвал «универсалиями» – общностями или целостностями. Они существуют, сказываясь об индивидах только как единичные; существуют в мышлении только как общие. Вопрос об онтологическом статусе универсалий Боэций предельно четко формулирует, указывает все связанные с ним трудности и оставляет нерешенным. Наконец, Боэций выделяет еще один способ бытия: личный. Если некое сущее относится к классу субстанций; если его формальное бытие или природа включает отличительный признак разума; если оно существует самостоятельно, то оно называется «лицом». Такой способ бытия присущ Богу, ангелам и людям. В Боге единственном и абсолютно едином (простом) все модусы бытия совпадают: в нем бытие тождественно тому, что есть и тому, что он есть, т. е. сущности или природе; он – субсистенция и лицо. Такая всесовершенная полнота бытия во всех его отношениях, целокупность бытия без ущерба и частичности есть вечность. Вслед за Плотином Боэций трактует вечность не в связи со временем, а онтологически – как особый модус бытия.

    Тезисы  Боэция о том, что в богопознании следует, насколько возможно, идти рациональным путем; о том, что этот рациональный путь должен быть точен, математически строг и однозначен; и, наконец, онтологическая система Боэция легли в основу всей средневековой западной схоластики как особого типа философствования. 
 

    Учения о Боге.

     1. Сущность и свойства Божии. В учении о Боге Боэций соединил 2 традиции: античную (Платон, Аристотель) и христианскую (Августин). Применяя к Богу аристотелевскую категорию сущности, Боэций оговаривает условность применения категорий к сфере божественного, ибо Бог есть такая сущность, которая превыше сущности. Божественная сущность, есть форма без материи, и потому она есть то, что она есть. Бог есть Единое, в котором нет никакого множества. Вслед этого единства и простоты Божественной сущности ее бытие тождественно ей самой, и ее свойства- суть она сама. Иными словами, категории «сущность», «качество», «количество» сказываются о Боге, в отличие от всего другого, «соединенно и совокупно», поскольку в Боге нет ничего, кроме того, что есть Он Сам, т. е. в Нем совпадают субъект и предикаты. Однако это не мешает философу отдельно рассматривать важнейшие свойства Божии. Так, Бог является самодостаточным и независимым, что выражается у Боэция термином (самостоятельность, осуществленность). Бог является также благим, точнее, Он есть Высшее Благо, потому что Он есть высшее совершенство, и лучше Него ничего нельзя себе представить. Поскольку высшее благо, к которому все стремятся, есть блаженство, Бог есть само Блаженство. Бог есть самое прекрасное и самое могущественное, единственное, чего Бог не может сделать - зло. Бог находится повсюду, поскольку всякое место находится при Нем и готово быть Им воспринято; в то же время Он не может находиться ни в каком месте, поскольку Он вообще не может быть вмещен местом. Бог есть всегда, т. е. Он существует в вечном настоящем, которое постоянно, неподвижно и устойчиво и создает вечность. Боэций определяет вечность как «совершенное обладание сразу всей полнотой бесконечной жизни». Действие в Боге тождественно Его бытию. Когда Бог движет и управляет миром, Он остается неподвижным. Особое внимание Боэций уделяет рассмотрению Божественного знания, которому доступны все формы познания - и общие понятия, выявляемые рассудком, и образы, постигаемые воображением, и то, что относится к области чувственного восприятия,- однако не так, как человеку. Бог как бы единым умственным взором прозревает все со стороны его формы. Его знание, превосходя движение времени, пребывает в простоте Его настоящего. Сила Божественного знания, все охватывающая своим непосредственным постижением, сама устанавливает способ бытия всего сущего.

Информация о работе Философия боэция