Философия Артура Шопенгауэра (1788-1860)

Автор работы: s*********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 14:09, доклад

Краткое описание

Считая себя учеником Канта, Шопенгауэр исходит из того, что опыт, "мир явлений", дан человеку как его "представление", его априорные формы - пространство, время, причинность. Субъект и объект - это соотносительные моменты мира как "представление". Мир как "вещь в себе" предстает у Шопенгауэра как безосновная "воля", которая обнаруживается и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека; разум - лишь инструмент этой "воли". Как "вещь в себе" воля едина и находится по ту сторону причин и следствий, однако в мире как "представлении" она проявляется в бесконечном множестве "объективаций". Ступени этой объективации (неорганическая природа, растение, животное, человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) - "адекватных объективаций воли". Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству. В живой природе и обществе воля проявляется в качестве "воли к жизни" - источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека; всякий "осознает себя всей волей к жизни", тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной "войне всех против всех"; государство не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль.

Содержимое работы - 1 файл

шопернгауэр.docx

— 30.56 Кб (Скачать файл)

Аналогичны по характеру  выпады Шопенгауэра против Гегеля. Объективный, независимый от человека мир существует не только в познании, не только в представлении. Объективность  и независимость окружающего  мира - это знание, полученное в результате познания. Но объективность окружающего  мира и независимость его от человека - это реалии. Измерять же объективность  и независимость мира в понятиях человека, и этим понятиям приписывать  статус бытия, как это делал Гегель, - это непростительная ошибка.

Материализм, с точки  зрения Шопенгауэра, также далек  от философской истины. Материализм, несмотря на свою строгую логичность и последовательность, исходит из объекта, а потому не может называться философией. Материализм есть естествознание, т.е. наука, поэтому предлагает какую  угодно, но не философскую истину. Истина науки объективна, поскольку предметом  науки является объект, который существует независимо от человека. Истина философии - это истина об отношении человека к миру, поэтому истина философии - это истина человеческих отношений, это - человекомерная истина. Истина философии - это знание, которым человек измеряет окружающий мир и самого себя. Истина философии объективна и объектна по содержанию, но субъекта по характеру. И в этом Шопенгауэр прав. Не случайно со второй половины XIX века сочинение Шопенгауэра "Мир как Воля и представление" приобретает широкую известность, а в самом начале ХХ века, в 1911 году, во Франкурте-на-Майне, в городе, где умер А.Шопенгауэр, организуется "Шопенгауэровское общество".

Философия в отличие  от естествознания, от науки о природе, всегда обнаруживает в себе человеческий фактор уже потому, что философия  рассматривает не мир сам по себе, а отношение человека к миру. Принципиальная включенность человека в философскую  систему не позволяет элиминировать  человека при рассмотрении чего бы то ни было ни при каких условиях. Это обнаружил и попытался донести до читателя Шопенгауэр.

Критика старших  философов приводит Шопенгауэра  к выводу, что идеализм и наука (материализм) демонстрируют противоречие между человеком (субъектом) и миром (объектом). Сам факт наличия такого противоречия свидетельствует о  необходимости поиска той узловой  точки (в бытии), где обе стороны  противоречия - субъект и объект сосуществуют, находятся в состоянии  некоторого единства. Познание, о котором  говорила почти вся предшествующая философия, являлось звеном опосредования человека и мира. Шопенгауэр стремиться найти закон непосредственной связи субъекта и объекта. "Исхождение из субъекта" также ложно, как "исхождение из объекта",- считает Шопенгауэр, внутреннюю сущность мира необходимо искать в стороне, отличной как от субъекта, так от объекта.

Если в представлении, по Шопенгауэру, субъект и объект связаны непосредственно (в чем  состоит философская истина), но противостоят друг другу, то необходимо выйти за границы самих представлений (за границу философской истины). Выход за границы представлений  означает выход за границы гносеологии, в бытие. Но Бытие существует не иначе, как в учении о бытии, т.е. в  онтологии. У Шопенгауэра появляется потребность построить учение о  бытии.

Но возможно ли построение учения о бытии? Шопенгауэр идет вслед  за древнеиндийской мыслью и нащупывает источник единства, в котором субъект  и объект изначально неразличены.

С помощью рассудка, рассуждает Шопенгауэр вслед за Кантом, осуществляется познание мира. Но мир  как продукт теории познания отличен  от мира как такового, от бытия мира. Аналогично, человек как результат  собственного познавательного акта, отличен от себя как индивида.

В результате апостериорного (послеопытного, объектного) познания рассудок имеет определенные образы и имена предметов. Чтобы рассмотреть сущностную первооснову мира,- здесь Шопенгауэр соглашается с Декартом и Кантом,- необходимо иметь априорное (до-опытное, субъектное) познание. Априорное познание свидетельствует, что "субъекту дано слово разгадки, и это слово - воля". Именно воля открывает человеку "внутренний механизм его существа, его деятельности, его движений" [1; 132].

Шопенгауэр считает, что в бытии должна существовать единая внутренняя сущность мира, над  которой не тяготеет разделенность субъекта и объекта,- это неразрешимое противоречие всей западно-европейской философии. Если будет найдена точка истины, в которой мир тождественен человеку, можно будет сделать вывод о возможности истины бытия (рассуждает Шопенгауэр в стиле Гегеля).

Природа и человек как  формы объективации бессознательной  воли

Итак, априорное знание подводит пониманию воли как сущности мира.

Воля - "слепой бессознательный  порыв", есть внутренняя сущность движения, как органических, так неорганических тел. В предшествующей философии  без-основное начало имело имя "субстанции". Воля Шопенгауэра, как и субстанция, имеет причину в себе самой, но в отличие от субстанции, воля бессознательна и, как таковая, становится определяющим природу и человека принципом.

Неправомерно полагать, противоречит Шопенгауэр Гегелю, что  сила, влекущая камень к земле, есть рассудок или разум: у камня, как  у неорганической природы в целом, нет сознательного мотива. Воля в  отличие от рассудка или разума бессознательна, поэтому можно, считает Шопенгауэр, сказать, что сила, влекущая камень к земле есть воля.

Вся множественность  природных явлений и состояний, свойств и отношений есть формы  проявления воли, ее "отголоски". Все иерархически упорядоченные  варианты объективации воли, т.е. превращение  воли в объекты, есть не что иное как укорененные в воле идеи - недосягаемые образцы,- в русле платоновской традиции пишет Шопенгауэр. Но в  отличие от всей новоевропейской  традиции становление природы рассматривается  как бесцельная (не имеющая цели в себе) бесконечная и беспрерывная борьба воли с самой собой.

Даже человек - наивысшая  форма объективация воли, не выражает сущности воли, а есть только ее проявление. Воля является сущностью человека, но не наоборот. Это положение подтверждает факт зажатости человека цепями необходимости. А необходимость символизирует  слепоту, безнадежность, бессмысленность  существования. Воля человека - это  воля, направленная к своей цели, т.е. сознательная.

Эстетика  А.Шопенгауэра

Воля человека проявляется  как заинтересованность в какой-то вещи, поэтому такая Воля есть Воля соотнесенная с вещью, т.е. относительная. С помощью синтеза кантовой "вещи-в-себе" и платонового "эйдоса" - вечной идеи, Шопенгауэр получает безотносительную волю. Безотносительная, т.е. абсолютная Воля есть Воля бессознательная.

Может ли человек  приблизиться к абсолютной воле? Первую видимость безотносительной воли можно  наблюдать в эстетическом переживании  прекрасного и возвышенного. В прекрасном и возвышенном мы имеем непреходящую волю. Критерием эстетического созерцания является идея Канта об отсутствии интереса. Шопенгауэр демонстрирует безынтересность воли следующими словами Байрона, в которых субъект настолько погрузился в созерцание природы, настолько забыл себя, что стал чистым субъектом: человек стал чувствовать природу так, как чувствует себя:

Не есть ли горы, волны, небо - часть

Меня, моей души и  я не часть ли их? [1; 195]

В эстетическом познании, где отсутствует интерес, индивид  становится чистым, безотносительным субъектом познания, тем самым  сливается с волей. Субъект проник в сущность мира, охватил собою  все, соединился с окружающим миром. Охватить все собою означает соединить  свою сущность (волю как проявление мировой воли) с сущностью мира (мировой волей).

В таком эстетическом чувстве субъект как форма  объективации воли сливается с иными  формами объективации воли - неорганической и органической природой, что свидетельствует  о прикосновении к воле-эйдосу, к сущности воли, к воле-в-себе.

Единение воли человека (формы объективации воли) с самой  волей (сущностью) в эстетическом чувстве - только мостик для утверждения  свободы. Свобода реализуется в  морали; мораль возможна при условии  реализации эйдоса воли в строго определенных - моральных действиях.

Этика А.Шопенгауэра

Что касается этики  Шопенгауэра, то она предельно проста: страдание есть продукт целенаправленной воли, а именно, воли к жизни; поэтому, чтобы упразднить страдания, необходимо искоренить волю к жизни, а это  со времен Августина тесно связано  с аскетизмом. скидки! таможенные услуги экспорт заказать

В последней - четвертой  книге "О мире как воле. Второе размышление: утверждение и отрицание  воли к жизни при достигнутом  самопознании",- Шопенгауэр пишет, что "воля" и "воля к жизни" - это  одно и то же. Цены на коттеджные поселки упали! Источник - недвижимость, коттедж. Воля - это "существо мира, а жизнь, видимый мир, явление - только зеркало воли ... за волей к жизни нам обеспечена жизнь и пока мы проникнуты волей, нам нечего бояться за свое существование - даже при виде смерти ... Индивид это только явление, он существует только для познания [1; 269]. Индивид получает от воли жизнь в подарок, а смерть - это утрата этого подарка. Казино онлайн игровые автоматы Жизнь и смерть, поэтому, не имеют отношения к воле как идее. Боязнь смерти аналогична жалобе солнца вечером: "Горе мне! Я погружаюсь в вечную ночь". Продажа кондиционеров новый форум Москва и область. Лидер продаж кондиционеров в Москве.

Жизнь (или настоящее) и смерть (или прошедшее), индивида - это формы проявления воли. Смерть не оспаривает жизнь, ибо сама содержится в жизни и принадлежит жизни. Смерть не бывает без жизни, а жизнь  не бывает без смерти. Противоположностью смерти является не жизнь, а рождение. Если смерти противопоставляется рождение, то жизни - действительная Борьба с  волей, т.е. аскетизм. Аскетизм - это  Борьба с объективированной волей. Индивид, утверждающий волю к жизни одновременно утверждает смерть. Индивид, который борется с волей, (а Воля выражается как в жизни, так в смерти), является свободным.

Страдание есть необходимость, действие вопреки слепой воле есть свобода. Свободный выбор аскетического  образа жизни, должен побороть страдания. Средством уничтожения зависимости  человека являются моральные акты самого человека. Моральное действие, выраженное в аскезе, как бы указывает на выход из плена пессимизма. "Как  бы" следует подчеркнуть особо, ибо выход из плена пессимизма у Шопенгауэра необычен.

История жизни отдельного индивида - это история его страданий. Индивиды есть существа страдательные, т.е. выражающие волю, ее слепую игру. Поскольку  в человеке бушует воля, он хочет  жить. Жажда жизни исходит не от самого человека, а от слепой воли, проявлением  которой являются все человеческие желания, в том числе и желание жить. Воля реализует свое Бессознательное начало и проявляется в принципе жизни каждого живого существа - "войне против всех". "Человек человеку волк",- вот естественное состояние человека, тезис теоретически отточенный еще Т.Гоббсом. Жажда жизни поэтому есть проявление несвободы человека, его подчиненности слепой воле, его зависимости. Чтобы обрести свободу, надо действовать и уничтожить волю (а заодно и саму жизнь, как форму объективации воли).

В отличие от воли (воли к жизни), проявляющейся в  страдании человека, мораль относится  к действию, преодолевающем страдания, но преодолевающем и саму жизнь).

Когда индивид, познавший  себя как волю, начинает действовать  от имени этой воли, не желая ничего, не будучи заинтересован ни в чем, он осуществляет истинное отрицание  воли, т.е. аскетизм. Аскетизм, по Шопенгауэру, "незаметная и тихая жизнь человека, осененного таким познанием, в силу которого он подавляет и отвергает  всеохватывающую волю к жизни ... делая его поступки противоположностью обыкновенным", т.е. противоположностью воле - хотению и желанию. Аскетизм - вот истинная противоположность  истинной воли [1; 357-358].

Именно аскетизм, встречающийся в жизнеописании  святых, как "преднамеренное сокрушение воли через отказ от приятного  и поиски неприятного,... самобичевание ради полного умерщвления воли",- есть уничтожение отдельного проявления воли, значит, трансцендентное измерение человека.

Отвергнув себя от себя, взяв свой крест, Воля возвращается к  самой себе,- почти по Гегелю заключает  Шопенгауэр. Но "почти" состоит  в том, что "человек Гегеля", как вершина саморазвития и самопознания мировым духом самого себя, полон  жизни и творческих сил. "Человек  Шопенгауэра", отрицающий волю к  жизни, (предмет размышлений для  практикующего психолога), предпочитает самоубийство как акт свободы от слепой воли, от всех форм подчинения и зависимостей человека.

Чтобы быть верно истолкованным, Шопенгауэр вновь напоминает, что подлинная свобода, т.е. свобода и независимость от необходимости, свойственна только воле как "вещи-в-себе", а не проявлению воли. Животное лишено всякой возможности свободы: в природе царствует необходимость, среди благодати обретает свобода. Единственный случай, когда свобода может обнаружиться в явлении, - это когда воля-сущность вступает в противоречие с волей-явлением (телом) и, отрицая последнее, уничтожает тело - свое проявление. Самоубийство, или добровольная смерть, вызванная крайним пределом аскетизма, представляет собой феномен могучего утверждения воли [1;367,370],- положение, которое позволило закрепить за Шопенгауэром имя "величайшего пессимиста".

Информация о работе Философия Артура Шопенгауэра (1788-1860)