Автор работы: Игорь Андреев, 27 Сентября 2010 в 21:26, реферат
Один из примеров диалектического рассмотрения процессов и явлений в работах Гегеля с позиций современной нам науки касается изменения агрегатных состояний воды. «Агрегатные состояния — узловые точки, где количественные изменения переходят в качественные». (Ф. Энегельс «Диалектика природы»). Вот как это положение рассматривается в «Науке логики»: «Говорят: в природе не бывает скачков, и обыденное представление, когда оно хочет постичь некоторое возникновение или прехождение, полагает, как мы уже сказали выше, что постигнет их, представляя их себе как постепенное происхождение или исчезновение...Вода через охлаждение становится твердой не постепенно, так, чтобы стать [сначала] студенистой, а затем постепенно затвердеть до плотности льда, а затвердевает сразу; уже достигнув температуры точки замерзания, она все еще может...сохранить свое жидкое состояние, если оно останется в покое, и малейшее сотрясение привод ее в состояние твердости», «...вода, когда изменяется ее температура, не только становится от этого более либо менее теплой, но и проходит через состояния твердости, капельной жидкости и упругой жидкости; эти различные состояния наступают не постепенно, часто постепенное изменение температуры вдруг прерывается и задерживается...и наступление другого состояния есть скачек». Изменение температуры в поверхностном слое охлажденной замерзающей воды происходит неравномерно: в момент образования кристалликов происходит скачкообразное повышение температуры. Схожее мы видим на примере таянья льда: скачком тает одна его часть, по своим физическим свойствам более легкая” — как вешние воды, затем более „тяжелая”. „Всякое [на]рождение и всякая смерть — это не продолжающаяся постоянность, а, наоборот, перерыв такой постепенности и скачек из количественного изменения в качественное... вообще изменения бытия суть не только переход одной величены в другую, но и переход качественного в количественное и наоборот, и постановление, которое есть перерыв постоянности и качественно иное по сравнению с предшествующим существованием".
Один
из примеров диалектического рассмотрения
процессов и явлений в работах
Гегеля с позиций современной
нам науки касается изменения
агрегатных состояний воды. «Агрегатные
состояния — узловые точки, где
количественные изменения переходят
в качественные». (Ф. Энегельс «Диалектика
природы»). Вот как это положение
рассматривается в «Науке логики»:
«Говорят: в природе не бывает скачков,
и обыденное представление, когда
оно хочет постичь некоторое
возникновение или прехождение,
полагает, как мы уже сказали выше,
что постигнет их, представляя
их себе как постепенное происхождение
или исчезновение...Вода через охлаждение
становится твердой не постепенно,
так, чтобы стать [сначала] студенистой,
а затем постепенно затвердеть до
плотности льда, а затвердевает сразу;
уже достигнув температуры
«В
области моральной, поскольку моральное
рассматривается в сфере бытия,
имеет место такой же переход
количественного в
Развитие не идет гладко, по прямой линии...Даже Чарльз Дарвин полагал, что его теория развития была по существу постепенна и что промежутки в отсчете окаменелостей не представляли каких бы то ни было перерывов или скачков в развитии и будут «заполнены» дальнейшими открытиями. В этом Дарвин был не прав и сегодня новые теории, диалектические по существу объясняют скачки в развитии. Стивен Дж. Голд и Нил Элдридж назвали свою диалектическую теорию развития «акцентированным равновесием». Они объяснили, что были длительные периоды эволюции, когда не было очевидных изменений и тогда, уже внезапно, появлялись и исчезали формы жизни. Иными словами накопление количественных различий вызвало качественное изменение, приводя к новой разновидности. Все развитие характеризуется прерывами в непрерывности, наравномерностью в постоянности, скачками, перепрыгиваниями через последовательность стадий, катастрофами и революциями.
Появление клеточной жизни в земном Океане приблизительно 3,6 миллиардов лет назад было качественным скачком «Кембрийский взрыв» приблизительно 600 миллионов лет назад, когда на сцену вышли сложные, многоклеточные формы жизни был последующим скачком вперед в развитии. В палеозое, ближе к 500 миллионам лет назад, появилась первая позвоночная рыба. Это революционное преобразование в дальнейшем шло через земноводных (амфибии), пресмыкающихся (рептилии), наконец, совершив переход к теплокровным: птицам и млекопитающим. Такая последовательность завершилась людьми (homo sapiens). Эволюция, биологическое развитие-длительный, сложный процесс, в ходе которого накопление внутренних и внешних изменений ведет организм к прыжку, качественно более высокому состоянию развития. Это не отменяет тупиковых ветвей эволюции и скачков назад.
Также как колоссальное подземное давление, которое, концентрируясь, периодически прорывается через поверхность Земли, проявляясь в форме землетрясений и вулканических извержений, так и постепенные изменения в сознании рабочих ведут к взрыву в классовой борьбе. Забастовка на фабрике не вызвана по большей части внешней агитацией, но произведена накоплением изменений в ее пределах, которые наконец подталкивают рабочую силу ударить по хозяину. Поводом для забастовки послужило что-то весьма незначительное и непредвиденное, например, сокращение перерыва, но это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения. Это событие стало катализатором перехода количества в качество.
Сторонники
теории госкапитализма запутались в
узлах связывающих
«Общество,
подобно природе, знает долгие периоды
медленных и постепенных
Люди
пытаются думать рационально. Логика —
термин греческого происхождения от
«логос» -слово, причина. Это наука
о законах мышления. Мысли, безотносительно
языка, в котором выражены, должны
удовлетворять требованиям
Формальная логика господствовала более двух тысячелетий и была основанием экспериментов и большого прогресса современной науки. Развитие математики было основано на этой логике. Вы не можете научить ребенка складывать без того, что один плюс один равняется двум, а не трем. Формальная логика может походить на здравый смысл, и ответственна за выполнение миллиона и каждой повседневной вещи и хотя этого уже много, но и такая логика имеет свои пределы. Когда мы имеем дело с длительными процессами или сложными событиями, то формальная логика становится неадекватной мышлению. Это в особенности заметно, когда мы имеем дело с противоречием, движением и изменением. Формальные логические отношения вещей устойчивы и зафиксированы. Конечно, это не должно отрицать каждодневную полноценность формальной логики, напротив, но мы должны признать, что это ее ограничивает. Отношения между диалектической и формальной логикой подобны отношениям между высшей математикой переменных величин и арифметикой с алгеброй, между математической генетикой Г. Менделя (формальной) и генетикой молекулярной, диалектической.
Формальная (элементарная) логика — наука об элементарных законах и формах правильного мышления. Диалектическая логика, рассматривающая формы и законы мышления во взаимной связи, взаимозависимости и, прежде всего, в связи с объективным миром, существующим независимо от нашего сознания, вскрывающая внутренние противоречия предметов — наука, описывающая процессы развития природы, общества и мышления. Материалистическая диалектика, в которой находят единство теория бытия и теория познания — логика, и методология науки. Материалистическая диалектика — логика пролетариата, революции и коммунизма.
Система
классификации К. Линнея была основана
на формальной логике: все живое
было разделено на виды и состоящие
из них и друг друга систематические
группы-таксоны: роды, семейства, отряды,
классы и типы. Это было большим
шагом вперед для биологии, в сравнении
с прошлым, однако время показало
пределы и для этой жесткой
схемы. Ч. Дарвин не считая вид неизменным,
показал как в результате эволюционного
развития возможно образование новых
видов. Следовательно, формальная, основанная
на условно выделяемых признаках
система классификации
Только диалектический материализм может объяснять законы развития и изменения, ибо видит мир не как набор застывших вещей, а как совокупность процессов, проводящих непрерывное преобразование возникновений и кончин. Старая логика была подобна игре ребенка, стремящегося составлять картинки из частей машинной пилы. «Фундаментальный недостаток вульгарной мысли, -написал Троцкий, находится в факте, что он желает удовлетворить себя неподвижными отпечатками действительности, которая состоит из вечного движения».
«Нельзя вполне понять „Капитал” Маркса ... не поняв всей Логики Гегеля» (В. И. Ленин «Философские тетради»). По Гегелю логика тождественна бытию и мышлению. «Если Marx не оставил „Логики” (с большой буквы), то он оставил логику „Капитала”, и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу. В „Капитале” применена к одной науке логика, диалектика и теория познания [не надо 3-х слов: это одно и то же] материализма, взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперед». (там же)
Гегель и Маркс. Заключение.
Имевший гигантский интеллект Гегель раскрыл многие вещи. Маркс неоднократно признавал себя гегелевским должником. Однако гегелевская система «...страдала неизлечимыми внутренним противоречием: с одной стороны, ее существенной предпосылкой было воззрение на человеческую историю как на процесс развития, который по самой своей природе не может найти умственного завершения в открытии так называемой абсолютной истины; но с другой стороны, его система претендует быть именно завершением этой абсолютной истины». (Ф. Энгельс «Анти-Дюринг») Решение его заключалось в возвращении к материализму, но не материализму древних греков и не механи(сти)ческому материализму XVIII в., а в диалектическом материализме, основанным на диалектическом методе, достижениях науки и техники и социальном прогрессе. «Материализм воскрес, обогащенный всеми достижениями идеализма. Важнейшим из этих приобретений идеализма был диалектический метод, рассмотрение явлений в их развитии, в их возникновении и уничтожении. Гениальным представителем этого нового направления был К. Маркс». (Г.В. Плеханов «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю»). Демократический настрой раннего Гегеля, являвшийся отражением Великой Французской Революции сменился к концу жизни обоснованием консервативного пруссачества, сохранения статус-кво в Германии. Революционное значение гегелевской философии состоит в создании системы идеологической диалектики, ядром которой является диалектической метод, вышелушенный основоположниками.
Революционные события в Европе 1830-1831 гг. породили разделение школы Гегеля на разные направления. Идеалистические стороны гегелевской философии нашли свое развитие в трудах гегельянцев. Людвиг Фейербах продолжил ее революционные традиции. Он бросил вызов ортодоксии и снова поместил материализм в центр мира. «Природа не имеет никакого начала и никакого конца. Все в ней находится во взаимодействии, все сразу производит и воздействует, все в ней -всесторонне и взаимно....» — писал Фейербах в «Сущности христианства», добавляя, что при этом нет места для Бога. У него природа есть не гегелевское отчуждение абсолютной идеи, а первичная субстанция, существующая независимо от какой бы то ни было философии и составляющая ту реальную основу, на которой возникают люди со всеми их идеями и представлениями. Религия же есть бессознательное обоготворение человеком своей собственной сущности или, точнее, сущности человеческого рода в целом. «Не бог создал человека, а человек создал бога», — вот центральный тезис Фейербаха. Несмотря на его неспособность распространить философский материализм на общественно-исторические процессы, основоположники марксизма восприняли философа с воодушевлением, его работы — как крупное достижение. «Тем временем, однако, революция 1848 г. так же бесцеремонно отодвинула в сторону всякую философию, как Фейербах своего Гегеля. А вместе с тем был оттеснен на задний план и сам Фейербах». (Ф. Энгельс «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»). Задача решения противоречия между материалистическим содержанием и идеалистической формой выпала Марксу и Энгельсу: последовательно применяя диалектику к современному материализму, создать диалектический материализм.