Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:47, сочинение
«Мир лежит во зле» - сказано в Первом Послании Апостола Иоанна. И это действительно так, по крайней мере, тот мир, в котором живут люди, он пронизан разного рода несовершенствами, достаточно вспомнить такие как: гордыня, зависть, честолюбие, пьянство, обжорство, леность. Мир пропитан разными болезнями, социальными конфликтами и, в конце концов, все мы без исключения обречены к смерти.
Титульный лист 1
Введение. 3
Первая глава 4
Вторая глава 6
Третьея глава 7
Четвёртая глава 9
Пятая заключительная глава 11
Федеральное Агентство по Образованию
Байкальский
Государственный Университет
Кафедра
философии
Иркутск
2010
Оглавление
Титульный лист 1
Введение. 3
Первая глава 4
Вторая глава 6
Третьея глава 7
Четвёртая глава 9
Пятая
заключительная глава 11
«Мир лежит во зле» - сказано в Первом Послании Апостола Иоанна. И это действительно так, по крайней мере, тот мир, в котором живут люди, он пронизан разного рода несовершенствами, достаточно вспомнить такие как: гордыня, зависть, честолюбие, пьянство, обжорство, леность. Мир пропитан разными болезнями, социальными конфликтами и, в конце концов, все мы без исключения обречены к смерти.
Многие люди, наблюдая перечисленные виды зла и несовершенства мира, приходят к убеждению, что мир не сотворён Богом, что Бога нет, а если и есть, то он не Всемогущ, не Всеблаг, не Всеведущ.
Истинный христианин же, любящий бога и поэтому обладающий религиозным опытом, твердо знает, что Бог существует, и в такой же мере не нуждается в сложных хитроумных доказательствах бытия, в какой зрячий человек, любующийся пейзажем, озаренным светом солнца, не нуждается в умозаключениях, что видимый им свет существует.
Таково введение в книгу Николая Онуфриевича Лосского «Бог и мировое зло»
В этом введении Лосский поднимает такие важные понятия как вера и теодицея,- труднейшая из философских наук, ищущая ответ на вопросы: «Как возможно, что Бог, будучи Всемогущим, Всеблагим и Всеведущим, сотворил мир, в котором совершается так много зла, как возможно, чтобы, тем не менее, Бог ни в какой мере не был причиною, творящею зло, и чтобы попущение им зла ни в каком смысле не ложилось бы пятном на его совершенство, на Его Всемогущество, Всеблагость и Всеведение?».
Во
введении к этой книге
становится понятно
какие, большие и актуальные
темы поднимает Николай
Онуфриевич Лосский,
здесь же становится
понятно каково значение
его трудов ни только
в рамках философии,
но и в рамках религии.
В первой главе своего творения автор развивает и детализирует тему веры и её сущности - проблему обладания религиозным опытом, т.е. живым общением с Богом, ведь те, кто имел счастье общаться с Ним, уже не нуждаются в доказательствах существования высших сил, в отличие от тех, кто не имел такого: «К сожалению, это доказательство не убеждает тех, кто слепы к этому опыту, или, вернее, тех, кто, имея этот опыт лишь в слабой степени, старается, вследствие каких-либо своих страстей, напр., гордости или научных предрассудков, подавить в себе и ложно истолковать его».
Там же он поднимает такие темы, как Трехличность Бога (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой) и сотворение мира, в которых основной причиной разногласий является неправильность суждений о Боге, как о подобном человеку, так как именно люди подобны Ему, автор говорит, что: «Бог несоизмерим и несравним с миром и человеком; Бог есть существо Сверхличностное»- это абсолютно понятно тем, кто с верою принимает это откровение, встречаются и такие, которые удостаиваются подтверждения этого в религиозном опыте. Трехличность Бога заключается в единосущности всех его личностей, Лосский так же говорит, что и личности людей так же до некоторой степени единосущны друг с другом, и способны к интимному общению, к участию в жизни друг друга и к бескорыстной любви.
Сотворение мира, Бог «сотворил мир из ничего». Эта мысль кажется многим людям нелепою, вследствие недоразумения, вызываемого словами, которыми она выражена. Человек не может себе представить «ничто», как материал из которого можно что-то создать Автор называет такое творение мира из «ничего» проявлением бесконечно большей творческой силы, несравнимой даже с самым гениальным художником, скульптором или поэтом, будь то Да Винчи, Микеланджело или Пушкин создаёт своё творение, нечто безусловно новое, небывалое, но из чего-то материального, и уже существующего: холста, красок; гранита или бронзы; или как поэт, извлекая материал из себя, своей души, переживаний и воспоминаний. «Везде, где есть творчество, и именно настолько, насколько осуществлено творчество, оно есть творение из ничего».
Автор показывает
Здесь же Николай Онуфриевич затрагивает вопрос о существования материи, говоря: «Материя не есть вечное состояние, и неизменное пребывание. Она есть процесс, действование, событие, протекающее во времени», т.е. имеется в виду того, что непроницаемые, сами по себе неизменные частицы вещества постоянно находятся в движении.
Бог создавал мир не для себя, поскольку такое Всесовершенное существо, обладающее абсолютной полнотой бытия и бесконечной благости, просто не нуждается в нем. Следовательно, он пожелал, чтобы его совершенство существовало не только для Него Самого, а чтобы были существа, способные усваивать Его добро, следовать ему и принимать участие в полноте его совершенной жизни. А существа, с которыми он сможет делиться всем этим, прежде всего, должны быть действительною личностью, при обладание определённых свойств, способными приобщаться к Божественной жизни, т.е. «действительная личность» должна осознавать абсолютные ценности (ценности, имеющие положительное значение для всех) — таковы истина, нравственное добро, свобода, красота, Бог. Проблема абсолютных (данных всем) и относительных (таких, что использование одними другие не имеют возможности пользоваться ими) ценностей так же поднимается автором. «Творить абсолютные ценности в полной чистоте без примеси к ним несовершенства или даже хотя бы только воспринимать их во всей сложности их может лишь тот, кто питает бескорыстную любовь к ним, т. е. любит их самих по себе, за их совершенство, а не ради какой-либо выгоды для себя».
Всё,
о чем пишет Лосский
в первой главе, наверняка
будет новым для большого
количества читателей
этой книги. Он в доступной
форме и на примере объясняет
всё то, о чем мы порой
не задумываемся. Сложно
переоценить актуальность
этой проблемы, так как
большинство россиян
считают себя православными
христианами, но не знают,
или редко задумываются
о таких вещах. Безусловно,
некоторые из нас не
согласятся с аргументами
автора, но, как известно
любое мнение имеет
право на существование,
особенно такое обоснованное
и аргументированное
мнение известного русского
философа. Вполне вероятно,
что в этой главе имеются
свои недостатки, но
выявлять их легче тем,
кто не согласен с позицией
автора, к коим я себя
не отношу.
Во второй главе наиболее важным пунктом является рассмотрение проблемы пути к вратам Царства Божия. Тернист этот путь, но прошедший достоин будет Божественного обожания, а его тело преобразится и будет не подвержено смерти. Достигнув высшей цели, деятель будет свободен от эгоистических и других пагубных черт, вся его сущность будет пропитана искренней любовью к Богу. Но долгий путь этот и помощником, оберегающим и наставляющим, будет Ангел-Хранитель. «Цель и смысл творения мира состоит в том, чтобы Божественное добро существовало не только в Боге, но и распространялось вне Бога на бесчисленное множество существ. Достигнута, эта цель может быть только путем творения мира, как совокупности деятелей, наделенных творческою силою и свободою: только такие деятели способны активно усваивать Божественное добро и участвовать в нем, т. е. быть сынами Божиими по благодати». К тому же свобода есть необходимое условие действительного достижения тварными существами Божественного добра, но она подразумевает под собой ответственность и с этой ответственностью могут справиться не все, поэтому их путь становиться много длинней.
Помимо этого автор выделяет такой термин, как «нормальная эволюция» - развитие, ведущее к Царству Божию, здесь имеется в виду исполнение норм Божьей воли. Каждый шаг на этом пути требует свободного творческого усилия и свободного творческого усилия и свободного стремления к добру, проявляемого самим развивающимся существом. Будучи несовершенным по собственной вине, член нашего психоматериального царства с трудом находит правильный путь и часто сбивается с него, увлекаемый всевозможными соблазнами и погонею за мнимыми благами. Значительный шаг вперёд удаётся сделать тогда, когда деятель вырабатывает какое-либо качество или новый тип жизни, так соотнесенный с развитием всего психоматериального царства, что наличие его оказывается благоприятным для нормальной эволюции всех существ. Таким образом, каждый значительный шаг «нормальной эволюции», имеющий всеобъемлющее значение, совершается при творческом содействии бога. Таков, например переход от неорганической природы к возникновению царства растений и животных или таков, например переход от царства животной жизни к возникновению человека.
В «нормальной эволюции» описанной Лосским стоит заметить, что он не отрицает эволюции, а просто считает, что ей есть причина Бог и Его воля. Это, что- то среднее между теорией Дарвина и теорией религиозной. Лично для меня это наиболее правильное видение эволюции, с которой я абсолютно соглашаюсь. Оно очень актуально, и изменит позиции многих атеистов, которыми является большинство современных россиян.
Понять, что такое зло, можно не иначе, как в соотношении с добром, как это всегда бывает, когда мы сравниваем две абсолютные противоположности. Добро и зло, т.е. положительная и отрицательная ценность, есть нечто столь основное, что определение этих понятий через указание на ближайший род и видовой признак невозможно. Разграничение добра и зла производится на основе непосредственного усмотрения: «Это,- есть добро, а это- зло». Но имея дело со сложным содержанием жизни, легко впасть в ошибку и не заметить зла, замаскированного примесью добра, или не оценить добра, которое в земном бытии не бывает свободным от недостатков. Поэтому необходимо найти первичное абсолютно совершенное и всеобъемлющее добро, которое могло бы служить масштабом и основою для всех остальных оценок. Такое высшее добро есть Бог.
Прежде, чем разбираться во всей сложности зла, Лосский даёт небольшое определение и разбирает сущность добра, чтобы построить определение зла, как говорится «от противного».
Малейшее приближение к Богу открывает нам Его, как само Добро, как абсолютную полноту бытия, которая имеет смысл, оправдывающий ее, делающий ее предметом одобрения, дающий ей безусловное право на осуществление и предпочтение чему бы то ни было другому.
Бог есть само Добро во всеобъемлющем значении этого слова: Он есть сама Истина, сама Красота, Нравственное Добро, Жизнь и т.д. Таким образом, Бог, и именно каждое Лицо Пресвятой Троицы, есть Всеобъемлющая абсолютная самоценность.
Автор выделяет, производные положительные ценности, т.е. производные виды добра (любовь, истину, красоту и т.д.), могут быть теперь определены путём указания на их связь с всеобъемлющим добром, именно с абсолютною полнотой бытия.
В след за учением о положительных ценностях, т.е. добре, легко уже развить учение об отрицательных ценностях. Отрицательную ценность, т.е. характер зла (в широком смысле, а не лишь этическом значении), имеет все то, что служит препятствием к достижению абсолютной полноты бытия.
Однако не следует, будто зло, например болезнь, эстетическое безобразие, ненависть, предательство и т.п. сами по себе безразличны и только постольку, поскольку следствием их является не достижение полноты бытия; как добро само в себе, так и зло само в себе недостойное, заслуживающее осуждения; оно само в себе противоположно абсолютной полноте бытия, как абсолютному добру. В отличие от Абсолютного Добра зло не первично, и не самостоятельно.