Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 20:40, реферат
Изучая Аристотеля, никак нельзя противопоставлять такие столь значительные области, как его теория и практика. В своих теоретических взглядах, особенно в области этики, Аристотель является сторонником деятельной жизни. Без осознанной практической деятельности человек, по Аристотелю, никогда не может достигнуть полного удовлетворения или счастья. Однако тому же Аристотелю принадлежат весьма интересные мысли об уходе человека в глубины собственного сознания и проповедь мудростей, как немного отречение от всех житейских мелочей.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. БИОГРАФИЯ 5
2. МЕТАФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ 8
3. ФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Аристотель – один из великих мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества. Он внес выдающийся вклад в историю философской, политической и правовой мысли.
Несмотря на всю мировую значимость Аристотеля, слишком часто в прошлом недооценивали жизненную направленность его философии и его общественно-политической деятельности, делая философа предметом до чрезвычайности, абстрактной оценки и не принимая во внимание, живые и трепещущие стороны его мысли. По Аристотелю, не существует такой жизни, которая не была бы до последней своей глубины пронизана смыслом, и не существует смысла, который можно было бы представлять себе отдельно от жизни.
Аристотель заметил искажение, которому подверглось учение Платона, когда на первый план выдвигались идеи вещей, существующих где-то в недосягаемых небесах, а вещи оказывались брошены в мир без всякого их идейного наполнения. И Аристотель восстал со всею силой своего философского таланта против преувеличенного разрыва идеи и вещи.
Изучая Аристотеля, никак нельзя противопоставлять такие столь значительные области, как его теория и практика. В своих теоретических взглядах, особенно в области этики, Аристотель является сторонником деятельной жизни. Без осознанной практической деятельности человек, по Аристотелю, никогда не может достигнуть полного удовлетворения или счастья. Однако тому же Аристотелю принадлежат весьма интересные мысли об уходе человека в глубины собственного сознания и проповедь мудростей, как немного отречение от всех житейских мелочей.
Проповедуя
мудрость как углубление в самого
себя и как независимость от практических
интересов, Аристотель был весьма деятельным
человеком, предпринимавший такие смелые
и бесстрашные шаги, на которые не решались
даже профессиональные политики. Аристотель
объединял в себе философскую отрешенность
и практическую жизненную заинтересованность.
Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и решительный противник Платона, Родился в 384 г. до н. э. в Стагире – городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец Никомах, принадлежавший к роду врачей Асклекладов, был придворным врачом македонского царя Аминты III. В детстве и юности Аристотель был очень дружен с Филиппом, будущим диктатором Македонии. 15-летним юношей Аристотель лишился родителей и продолжал образование под руководством своего опекуна Проксена из Атарнея, с большим интересом наблюдавшего за развитием умственной жизни Греции. Аристотель много получил от многостороннего образования Проксена и с большой теплотой отзывался о нем. Унаследовав от отца значительные средства, крупную по тем временам библиотеку редких рукописей и записей ряда самостоятельно осуществленных Никомахом наблюдений естественно - научного характера, Аристотель уже в молодости смог посвятить все свае внимание вопросам науки и философии.
В 17-летнем возрасте Аристотель приезжает в Афины, где становится учеником Платона. Он мечтал о тех научных материалах, которые ему удастся собрать в Афинах и тем обогатить свое образование. Больше всего он надеялся получить от личных бесед с Платоном по вопросам политики, философии и науки.
В Академии крупнейшего греческого философа – идеалиста Платона Аристотель провел 20 лет. Это были годы напряженной творческой работы и борьбы. Аристотель в начале разделял большинство идей, господствующих в Академии. Суть этих идей сводилась к тому, что все явления природы рассматриваются, как тени духовного мира, мира идей, и поэтому сточки зрения Платона и его учеников не заслуживают особого внимания к себе. Платон отрицательно относится к наблюдениям над природой и к опытным ее исследованиям. Платон учил, что уму, просвещенному богами, недостаточно заниматься наукой ради извлечения из этого пользы. Взгляды Платона на сущность и задачи философского знания, как и его взгляды на устройство вселенной, не способствовали развитию наук и были отсталыми даже для того времени. Влияние Платона на своего ученика было велико лишь впервые годы пребывания Аристотеля в Академии. Уже к 25-27г. Аристотель: был вполне самостоятельным и оригинальным ученым, стремившимся обосновывать свои теоретические выводы историческим и опытным материалом.
Разногласия Аристотеля и Платона подробно описываются в «Антологии мировой философии» (М., 1969): «Платон мне друг, но истина дороже» (с.26).
После смерти Платона Аристотель окончательно убеждается в бесплодности направления, избранными учениками основателя Академии, в частности Спевсиппом.
С 335г. он живет сначала в Ассосе, в Малой Азии, под покровительством города Атарнея Гермия, который представил ему прекрасные условия для работы. Аристотель женился здесь на некой Пифиаде – не то дочери, не то приёмной дочери, не то племянницы Гермея, а по некоторым сведениям его наложницы. Через три года философ уезжает в Мителен на остров Лесбос, по приглашению своего друга и верного ученика Теофраста. Еще через три года он принял приглашение македонского царя Филиппа и стал воспитывать его сына Александра, будущего великого полководца. После того как в битве при Херонее Филипп II разгромил греческое ополчение и тем положил конец греческой независимости, Аристотель вернулся в Афины. К годам, проведенным в Афинах, начиная с 335 года до н.э., относится разработка Аристотеля основных идей своего мировоззрения, создание крупнейших политических и философских произведений, активное участие в политической борьбе партии, организации и развертывания работы собственной философской школы в Афинской Ликее.
Чтобы судить о размахе деятельности школы Аристотеля в Афинах, достаточно заметить, что в Лекее работали такие люди, как Теофраст Сесбоса, написавший знаменитые «Мнения физиков», успешно работавший над «Политекой», Стратон из Лампсака – крупнейший знаток античного естествознания и многие другие ученые.
Второй Афинский период был временем окончательного оформления системы воззрений Аристотеля и подведения итогов. Смерть Александра (323 год до н.э.) вызвал антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известный своими македонскими симпатиями, был обвинен, поскольку политических оснований ему не могли предъявить, в «безбожии» на том основании, что он сочинил в память Гермия кеан и надпись к его статуи в Дельфах в выражениях, подобающих лишь богам, а не смертным. Философ был вынужден бежать в Халкиду на остров Эвбея, где у него было поместье.
Даже по скудным сведениям о жизни Аристотеля, дошедшим до нашего времени, можно с полным основанием говорить о жизни Аристотеля, как наполненной разносторонней, напряженной борьбой со своими политическими противниками. Бежав в 323 году до н.э. в Халкиду, Аристотель продолжает интересоваться политическими событиями в Афинах, не просив также и своих научных изысканий. В 322 году до н.э. он умер, по одной из версий, от болезни желудка, которой давно страдал.
2.
МЕТАФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ
Первая философия, которая «имеет своим предметом первые начал и причины», изложена в сочинении, получившем название «Метафизика». Слово это возникло случайно - из того, что в собрании Андроника Родосского это сочинение следовало за физикой. Однако с течением времени за этим словом закрепился особый смысл: учение о «заприродных», сверх чувственных принципах бытия, не раскрываемых еще «физикой», имеющей дело с этим принципам в той форме, как они проявляются в чувственных вещах, и их движении.
«Метафизика» в принятой традицией форме начинается с определения первой философии и далее развертывается в ходе критики предшествующих философов. Исследование и критика учений прошлого имеет для него служебное назначение, подводя к собственной его концепции, предварительно ее обоснования. Так, Аристотель пишет, что если «первые философы» считали началом всех вещей материю, то Анаксагор и Эмпедоки с его «любовью и Враждою вводя в Философию »действующую причину». Пифагорейцы добавляют к этому утверждение, что ограниченное, неограниченное и единое, т.е. компоненты числа, Являются не свойствами физических реальностей, но их сущностью, «вследствие чего число и составляло (у них) сущность всех вещей»1. Таким образом, возникает понятие такого начала (причины), как «сущность и суть бытия»2. Наконец, Платон признал, что «нельзя дать общего определения для какой-нибудь из чувственных вещей, поскольку вещи эти постоянно меняются. Идя указанным путем, он подобные реальности называл идеями, а что касается чувственных вещей, то о них речь всегда идет отдельно от идей, но в соответствии с ними, ибо все множество вещей существует в силу приобщения к одноименным (сущностям)». Тем самым окончательно формируется понимание формальной и целевой причины. Но именно здесь Аристотель разошелся с Платоном. Его критика теории идей - впрочем, это в какой-то мере и самокритика бывшего платоника - суммарно изложена в 4 и 5 главах ХШ книги «Метафизики», хотя затрагивается и в других местах этого труда.
Возражения Аристотеля Платону таковы:
Свое собственное учение о причинах и началах Аристотель начинает с закона исключенного противоречия. Мы уже говорили о его логической формулировке - в « Метафизике» он превращается в начало бытия. Это «наиболее достоверное из всех» положение гласит: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле». И далее: «Не может кто бы то ни было признавать, что одно и тоже (и) существует (и) не существует, как это, по мнению некоторых, утверждает Гераклит» (там же). Ссылка на Гераклита показательна. Аристотель, вопреки античному диалекту, вводит одновременно утверждение, что вещь не может быть тем же самым и не тем же самым, существовать и не существовать одновременно и в том же самом смысле, и что таким образом нельзя ни о чем высказываться. Поэтому он не только заменяет диалектику формальной логикой, но и провозглашает всю действительностью непротиворечивой, а потому по существу неизменной. Ниже мы увидим, как с этой точки зрения должно рассматривать движение и изменение, которых Аристотель, конечно, не отвергал. Принятие Аристотелем принципа исключенного противоречия формальной логики в качестве универсального начала бытия вело к тому, что его метафизика превращается в учение о неизменной сущности мира. И, тем не менее, поскольку Стагирит не упускает из виду движения и развития существующих вещей, это приводит его к ряду противоречий, выражающих запутанность и непоследовательность его мысли.
Прежде всего - это непоследовательность в решении проблемы соотношения общего и единичного. Критика платоновской теории идей подводит к мысли, что Аристотель считает отбельные вещи тем единственным, что заслуживает имени самостоятельно существующего. Так решалась проблема «первой сущности» в «Категориях». «Вторичная сущность», т.е. общее, должна с этой точки зрения оказаться» единым во многом», а не вне многого. Но ведь Стагирит унаследовал от Платона убеждение, что познается только общее. Будучи предметом знания, общее само по себе выступает для него как нечто первичное и достоверное по отношению к единичному. С особой силой сказывается эта мысль в учении о причинах и началах.
«А о причинах (aitian), - пишет Аристотель, - речь может идти в четырех смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия, «основание, почему» (вещь такова, как она есть) восходит в конечном счете к понятию вещи, а то основное, благодаря чему (вещь именно такова), есть некоторая причина и начало, другой причиной мы считаем материю и лежащий в основе субстрат; третьей – то, откуда идет начало движения; четвертой … «то, ради чего» (существует вещь) и благо (ибо благо есть цель всего возникновения и движения). Итак, причины формальная, материальная, действующая и целевая (конечная) – если принять более позднюю номенклатуру – исчерпывают все возможные причины. О них так или иначе, главным образом порознь, говорили прежние философы; учение о них образует ядро первой философии Аристотеля.
Аристотель исходит в своем анализе причин из структуры акта человеческой деятельности. Любой предмет, считает, он, имеет именно эти причины. Предположим, перед нами тот прекрасный горшок, которым Сократ так уязвил Гиппия. Он имеет некоторую форму, т.е. внешний облик, вид, делающий его телом определенных очертаний, а вместе с тем – внутреннюю форму, понятие, которое делает его именно горшком, и без которого гончар не смог бы горшок сделать. Далее, горшок сделан из глины, некоторого субстрата, который сам по себе еще не составляет горшка, но без которого горшок все же невозможен. Нужен, далее, гончар, который на основе понятия (формы) привел бы глину в движение, сделал этот горшок, обжег бы его и т.д. Наконец, необходима цель, ради которой гончар прилагает такие усилия, - сделав горшок, продать его и тем самым заработать на жизнь. Признавая эту структуру универсальной, Аристотель по аналогии трактует все мировое целое и каждое из явлений в нем. Только рассматривая природные процессы, он видит в них самоосуществление формы: его любимый пример состоит в том, что если врач лечит других ради здоровья, то природа похожа на человека, который лечит сам себя.