Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до XVIII века).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:03, реферат

Краткое описание

Многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь, требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногу разбирали печатные богослужебные книги. Да и учили, мол, лишь детей поповских, готовя их к принятию сана. Те же из знати, кто верил в истину «учение - свет...», поручали образование своих отпрысков выписанным из-за границы иностранцам. Остальные же обретались «во тьме незнания».

Содержание работы

Введение……..…………………………………………………………3

1. Воспитание и обучение у древних славян…………………...…5
2. Образование и педагогические идеи на Руси в киевский период X – XIII вв………………………………………………..……9
4. Воспитание и обучение в XIV-XVI вв…………………..…….14
5. Педагогическая мысль в России к концу XVII в……….…….17
Заключение…………………………………………………………..21

Список используемой литературы………………

Содержимое работы - 1 файл

Древняя Русь.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Вторая ступень обучения получила в Киевской Руси название «учение книжное». С XI по XIII в. центры «учения книжного» возникают по всей Руси. Подобные учебные заведения создавались при княжеских дворах, монастырях, церквях для образования княжичей и детей знати, причем широкое образование было доступным как для княжеских сыновей (сын Ярослава Мудрого Всеволод знал пять иностранных языков), так и для дочерей (дочь полоцкого князя Всеслава Ефросинья овладела «премудростью учения книжного»). Исследователи полагают, что в этот период в основе содержания «учения книжного» лежал тривиум (грамматика, риторика, диалектика), унаследованный от Византии. В содержание грамматики входили учение о восьми частях речи, сведения по этимологии, о грамматических категориях, поэтической образности языка. На основе этого происходило изучение и толкование текстов Священного Писания и некоторых сочинений античных авторов. Образцами риторического искусства служили произведения Иоанна Златоуста и другие византийские тексты, русские афоризмы, правила жизненного поведения, соответствовавшие православным этическим нормам. Под диалектикой подразумевались основы философии. Помимо этого, в содержание «учения книжного» включалось овладение элементарной арифметической культурой: запись чисел, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, деление, умножение.

Педагогические идеи, отражавшие принципы средневековой русской педагогики, дошли до нас в памятниках литературы и письменности. Так, в «Повести временных лет» (конец XI – начало XII в.) высказывается идея воспитания уважения к отечественной истории и традициям, любви к родной земле, в качестве способа воспитания называется праведная жизнь. Наиболее известным в этом отношении произведением является «Поучение Владимира Мономаха детям» (конец XI – начало XII в.), адресованное не только детям князя Владимира, но и молодому поколению знатных феодалов. В нем автор наставляет молодых людей, чтобы каждый из них стремился совершить три добрых дела: покаяние, слезы и милосердие. В то же время могущественный правитель признает право каждого на индивидуальность, призывает к воспитанию трудолюбия, овладению книжной ученостью, почитанию церкви и духовенства.

В XI–XII вв. в Киевском государстве появился ряд рукописных сборников, переводных и оригинальных, среди которых имелись тексты и высказывания педагогического содержания. В сборниках под названиями «Пчела», «Изамрагд» (т. е. изумруд), «Изборник» Святослава, «Златоструй», «Златоуст» (по имени Иоанна Златоуста) содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, Аристотеля. «Изборник» Святослава в истории русской педагогики стал первой попыткой изложить знания, которые соответствовали представлениям о византийской образовательной традиции. Например, в нем содержались серьезный математический трактат Аристотеля и оригинальное педагогическое сочинение киевлянина Хировоска «Об образех» по методике чтения. Однако в целом содержание «Изборника» больше тяготело к морально-дидактическому, поскольку включало перечисление запретных для чтения «еретических» произведений, различных поучений и наставлений, адресованных детям. В киевский период на Руси были созданы оригинальные учебные руководства, например «Учение им же ведати человеку числам всех лет», составленное Кириком Новгородцем, которое является выдающимся средневековым трактатом, обладающим высокими математическими и литературными достоинствами. В знаменитой Русской Правде (XI в.) – юридическом памятнике Киевской Руси – обнаружены математические задачи, представляющие в совокупности учебное пособие для приобретения вычислительных навыков в хозяйственных расчетах.

К XIII в. школьные формы обучения, особенно «учения книжного», приходят в упадок, что было связано с разгромом русских княжеств и разрушением городов; культурные и образовательные центры в монастырях и церквях полчищами Батыя были преданы «огню и мечу». Традиции книжной культуры сохранялись лишь в княжеской среде, обеспечивая высокий уровень домашне-семейного воспитания. Овладение книжной культурой и грамотностью оставалось не связанным со специальным обучением, профессиональные навыки передавались зачастую вне грамотности. [4]

 

 

 

 

3.      Воспитание и обучение в XIV-XVI вв.

 

В XIV-XVI вв. получают развитие те воспитательно-образовательные тенденции, которые наметились в предыдущую эпоху. На Руси государственно-экономическое развитие не оказывало существенного влияния на систему образования, не требовало введения школьного обучения. Подготовка ребенка к взрослой жизни осуществлялась вне школы.

За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догмам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям.

Связь между образованием и церковью все более укреплялась. Грамота по-прежнему изучалась ради возможности читать одобренные церковью книги, чтению и письму обучали, как и раньше, по Псалтыри, Часословию, Евангелию. Формировалось представление о том, что школа есть «церковный угол», и зачастую невозможно было различить, где кончается одно и начинается другое. Характер такой школы – церковно-религиозный, «душеспасительный» - соответствовал общему духу времени и всему жизненному укладу. Три черты свойственны русскому обучению в то время: «продолжительность, многий труд и битье ». Физические наказания использовались постоянно, обучение было трудным, однообразным и не соответствовало особенностям и возможностям детского возраста, поэтому оно не могло обходиться без насилия.  

Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребностям государства и общества, какая-либо новая организация образования казалась ненужной, и до XVIIв. государственных школ грамоты в России не было. Как отмечал историк В.О.Ключевский, главное внимание уделялось усвоению житейских правил, а не научных знаний. Кодекс сведений, которые считались необходимыми для усвоения этих правил, состоял из трех частей: учение о спасении души, наука о гражданском общежитии и усвоение правил ведения домашнего хозяйства. Все это и составляло содержание общего образования в Древней Руси.

Обучение ребенка начиналось приблизительно с 7 лет, и в целом дети всех сословий получали весьма ограниченное начальное образование. Тот кто тянулся к книге и знаниям, должен был трудиться самостоятельно. Но повседневная жизнь не требовала больших усилий. Повышенный уровень образования требовался тем,  кто занимал место на государственной службе или в церковной иерархии.

В истории обучения и воспитания в Руссом государстве средневековой эпохи прослеживаются два этапа: XIV-XVI и XVIIстолетие. Между этими этапами существует тесная взаимосвязь.

Первый этап непосредственно связан с многовековой борьбой русского народа за свою государственную и национальную независимость. Нападение монголо-татар было началом иноземного ига, длившегося четверть столетия. На протяжении этого времени страна неоднократно подвергалась опустошительным набегам, многие из которых по силе не уступали нашествию Батыя. Иноземный гнет, непрерывные оборонительные войны, которые пришлось вести  в 13- первой половине XV вв. Русь выдержала более 16 крупных сражений, все это отрицательно сказалось на судьбах просвещения. Страдали города- очаги образованности. Истощалась казна. Резко упала книжная культура, надолго прекратилась деятельность регулярных учебных заведений. Русь оказалась в культурной изоляции, что не могло не осложнять развитие культуры и образования. Пагубную роль играла и феодальная раздробленность, с которой было покончено лишь к началу 16в. 

Центр просвещения в монгольских период переместился в Новгородскую и Псковскую земли, которые наименее пострадали от иноземного нашествия. Именно здесь в 14-XVвв. были предприняты первые попытки возрождения школ учения книжного. Это сделали еретики-стригольники. Однако их попытки были пресечены официальной церковью.

Многовековое монголо-татарское иго наложило определенный отпечаток и мироощущения и воспитание на Руси. В них прибавилось жесткость, взгляд на человека как на песчинку. Противостояние идеологии индивидуальности, инициативности, открытости, способности к разным видам деятельности.


4.      Педагогическая мысль в России к концу XVII в.

 

Педагогическая мысль средневековой Руси XIV-XV вв была направлена прежде всего на проблемы воспитания. Важным свидетельством быта и воспитания в средневековой Руси служит «Домострой». Автором одной из редакций этой книги был священник московского Благовещенского собора Сильвестр. Некоторые разделы «Домостроя» прямо посвящены воспитанию: «Наказание от отца к сыну», «Како детей своих воспитати…».  Основными способами воспитания признавались суповая дисциплина, систематические наказания, в том числе физические.

Ведя упорную борьбу с иноземцами, русский народ придавал особое значение традиции патриотического воспитания.

Заметный вклад в развитие образования и педагогической мысли внесли Иван Федоров, Федор Ртищев, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев и др. Они не замыкались  в узко национальных рамках. Их интересовал школьно-педагогический опыт Византии и Западной Европы. Русские педагоги знали и использовали идеи Яна Амоса Коменского. Так Карион Истомин подготовил в 1693г. для цесаревича Петра Алексеевича учебное пособие, где сознательно реализовал установки Я.А.Коменского о «материнской школе». Воспитание русского человека происходило прежде всего в семье и при общении с наставниками.

Общий уровень образованности в Московском государстве XV-XVI вв оставался весьма низким.  В Новгородской иепархии – одном из главных центров просвещения на Руси –почти половина священнослужителей была неграмотна. А ведь духовное сословие являлось образованной частью общества.

Собирание земель  вокруг  Москвы и становление Московского государства повлияли на принципы, направления результаты воспитания и образования.  В XV в. возникла теория «третьего Рима» согласно которой, Москва объявлялась наследницей Западной и Восточной  Римских империй. Однако намерения продолжить традиции античной и византийской образованности не было. Высказывалось отрицательное отношение к западноевропейской образованности, которую рассматривали как угрозу православию. Идеологически обосновывалась культурная самоизоляция Московского государства. Предложения отклонялись из-за опасения, что католицизм путем «педагогической экспансии » втянет Московское государство в орбиту своего влияния.

Между тем в XVIв. Московское государство включается в политическую и экономическую жизнь Европы.  Росла нужда в европейски образованных людях, обладавших, в частности, знанием латинского языка. Ведь латынь являлась языком дипломатических отношений и торговых сделок. Объективная потребность в освоении мировой и европейской культуры и образования, однако возрастала. Задача усложнялась из-за почти полного отсутствия отечественных учебников, так к концу XVIв. появились учебные пособия по славянской и греческой грамматике, которые давали возможность делать сравнение этих двух языков. Возможность обучаться двум языкам была предоставлена боярским детям. Первая школа с западноевропейской программой открылась в Москве в конце XVIв., при лютеранской церкви немецкой слободы.

Во второй половине XVIIв. определились четыре основные подхода к воспитанию и обучению:1) «латинофильский» (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев , 2) «византийско-русский » (Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, 3) «славяно-греко-латинский » (Иоанникий и Софроний), 4) «старообрядческо-начетнический» (протопоп Аввакум). Эти подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники получили названия западников и славянофилов.

Западное влияние проникало и через украинскую и белорусскую образованность. Важную роль в распространении греко-латинской образованности сыграли частные  учебные заведения а Москве. Например, немецкая школа, открытая в конце XVIв. Обучение было бесплатным. Брали учеников из разных сословий. Одна из первых греко-латинских школ была открыта Арсением Греком  в 1649г. при Чудовом монастыре в Москве. Школа просуществовала не менее 5 лет.

Первая государственная школа повышенного образования  Типографское училище - была основана в 1681г. в Москве по инициативе царя Федора Алексеевича. В 1684г. в ней насчитывался 191 ученик, из которых 28 занимались греческим языком. В дальнейшем Типографское училище слилось со Славяно-греко-латинской академией. При определении содержания повышенного образования развернулась острая полемика между сторонниками греческого и латинского вариантов. Компромиссом этим двум подходам оказалась деятельность греческих монахов, братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, которые преподавали греческий, латинский и итальянский языки.  Московская академия была организована по образцу Киевской . Обучение начиналось с подготовительного класса-славяно-российской школы, где учили азбуке, Часословию, Псалтыри и письму. После этого ученики переходили в «школу греческого книжного учения», затем приступали к изучению грамматики. Риторику, логику, физику, пиитику изучали и на греческом и на латинском языках. Главным в преподавании было то, что все светские науки подчинялись богословию, учебный материал трактовался с позиций православия. Большое внимание уделялось проведению диспутов, заменявших в старших классах экзамены. К преподаванию в академии допускались только русские учителя или православные греки. Деятельность братьев в Академии длилась семь лет. Они подготовили учеников, продолживших их дело: Ф.Ф.Поликарпова, Н.Головина, П.Рогова. Московская академия долгое время являлась единственным высшим учебным заведением, и лишь к концу 18в. она стала постепенно превращаться в духовную семинарию. Учился в ней и М.В.Ломоносов. В результате интриг против латино-греческого образования Лихуды были отправлены в отставку, а в 1698г. заточены в Новоспасский монастырь.

Академия не стала подлинным научным центром высшего образования, а сделалась инструментом искоренения инакомыслия.

В целом на рубеже XVII-XVIII вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных учителей. Намечался путь к созданию системы регулярных учебных заведений.

 

 

 

 

 


Заключение

 

Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что первое упоминание об организации обучения детей помечено в летописи 988 годом, т.е. годом крещения Руси: князь Владимир «послав нача поимати у нарочитая чади дети и даяти нача на учение книжное», т. е. стал брать у знатных людей детей и отдавать их в учение книжное. Летопись 1028 г. указывает, что сын Владимира Ярослав в Новгороде «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам», т. е. собрал 300 детей знатных людей и священников для обучения чтению. Считается, что школа была даже не начальной школой, дававшей лишь уменье читать, писать, считать и петь и сведения по закону божьему, но школой повышенной, дававшей систематическое, серьезное образование.

Информация о работе Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве (до XVIII века).