Проблемы модернизации российского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 23:05, статья

Краткое описание

В статье делается попытка системного анализа особенностей модернизации в двух направлениях: первое освещает эту проблему на фоне посттрансформационной России, а второе посвящено исследованию влияния глобальных процессов современности на отечественное образование. Именно синтез этих факторов, по мнению автора, и определяет специфику модернизации образования в нашей стране.

Содержимое работы - 1 файл

Проблемы модернизации российского образования.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

     Проблемы модернизации российского образования   

      Аннотация:

      В статье делается попытка системного анализа особенностей модернизации в двух направлениях: первое освещает эту проблему на фоне посттрансформационной России, а второе посвящено исследованию влияния глобальных процессов современности на отечественное образование. Именно синтез этих факторов, по мнению автора, и определяет специфику модернизации образования в нашей стране.

      Ключевые слова: кризис образования, российское образование, модернизация, глобализация, социальный заказ, образовательные стратегии, образовательный стандарт.  

     В ценностно-культурной сфере образования  происходят глубокие изменения: поскольку  знания превращаются в основу социально-экономического прогресса, то стремительно возрастает роль в обществе интеллектуальной элиты и ранг ценностей, связанных с образованием и интеллектуальной деятельностью. Соответственно растет роль индивидуального интеллектуального и творческого развития личности. В этой перспективе цивилизационного развития формируются принципиально иные требования к образованию, причем не только к профессиональной или информационной его части, но и к его социокультурному потенциалу.

     Но  именно в этом отношении наиболее глубок кризис современного российского  образования. Он определяется тем, что вызовы глобализации, связанные с ними тенденции культуры, объективные процессы, связанные с формированием новой культурной идентичности, наконец, потребности развития про-инновационных, креативно-ориентированных  направлений в обучении в совокупности требуют соответствия образовательной деятельности новому социально-педагогическому идеалу, в то время как отечественная система образования продолжает ориентироваться на устаревший социальный заказ индустриального общества. В этой связи И.Е. Видт отмечает, что выход из кризиса требует радикальной смены бытующих ныне технологий, форм жизнедеятельности, форм самоорганизации общества, а значит, и парадигмы образования, которая, отражая реалии информационной культуры, должна формировать не человека-функцию, а личность [1]. Отсюда следует вывод, что социокультурные параметры образования должны быть приведены в соответствие с изменившимся состоянием общества во всех формах его жизнедеятельности и с насущными потребностями цивилизационного развития, и при этом обеспечивать сохранение преемственности российской культуры и духовности как основы национальной интеграции.

     Ситуацию  с российским образованием осложняет  тот факт, что Россия значительно  отстает от развитых стран в отношении  технологической и информационной составляющих образования. Парадоксальным образом по многим параметрам российская система образования сближается с системами образования развитых стран, в то время как по результирующим показателям состояние и российской экономики, и системы образования находятся на уровне стран развивающихся. Если на сегодняшний день ключевой проблемой развитых обществ в сфере повышения качества образования является  обеспечение перехода к фактически всеобщему высшему образованию, то Россия стоит здесь в ряду развивающихся стран, для которых задача заключается в обеспечении для граждан качественного среднего образования и в выведении высшего образования на уровень соответствия мировым стандартам.

     Ослабленность России в отношении технико-технологической  и экономической конкурентоспособности определяется длительным периодом хозяйственной и культурной изоляции, посттрансформационным кризисом общества, тогда как развитые страны на протяжении второй половины ХХ века совершили переход от рыночного общества к постиндустриальному. В настоящее время возможность для России успешно выдерживать конкуренцию на мировом рынке остается проблематичной. Аналогично обстоит дело с качеством человеческого потенциала, который едва ли адекватен требованиям и вызовам экономики ХХI века.

     Кроме того, хотя многие проблемы, с которыми сегодня сталкивается российская система  образования, в целом характерны и для развитых,  и для развивающихся стран, наиболее острые из них определяются ситуацией российского общества как посткоммунистического и посттрансформационного.  Поэтому наряду с другими посткоммунистическими обществами Восточной Европы Россия стоит перед проблемой удержания достигнутых в прошлом позиций в сфере как высшего, так и общеобязательного образования. Второй ключевой проблемой является приведение системы образования в состояние, когда она будет способна эффективно работать на обеспечение конкурентоспособности страны на глобальном рынке.

      В условиях развивающейся глобализации России, ослабленной посттрансформационным  периодом, угрожает дальнейший рост отрыва в социально-экономическом развитии от наиболее развитых обществ, а также утрата социокультурной идентичности. Отсюда проистекает выдвижение в качестве основной стратегической цели национальной политики в сфере образования обеспечение конкурентоспособности России в мире. В апреле 2003 г. Президентом России была впервые сформулирована задача обеспечения конкурентоспособности страны и всех ее жителей «во всем» в качестве условия достижения удвоения ВВП к 2010 г. и преодоления бедности. При этом в качестве основного конкурентного преимущества развитых обществ рассматривается высокий уровень развития человеческого потенциала, во многом связанный с состоянием системы образования. Приоритетами провозглашенной в настоящее время стратегии развития  российской системы образования являются развитие систем непрерывного образования; повышение качества профессионального образования; обеспечение доступности качественного общего образования; повышение инвестиционной привлекательности сферы образования; формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений. При этом сегодняшняя российская образовательная политика строится в расчете на форсированную интеграцию системы образования в рынок. Об этом свидетельствует переход к включению новых либеральных экономических механизмов в сфере финансирования образования. К таким механизмам относятся введение нормативного подушевого финансирования, переориентация системы оплаты труда работников образования на результат их деятельности. Осуществляется также политика, направленная на расширение коммерческого сектора образования и на реструктурацию его государственного сектора путем изменения статуса образовательных учреждений и создания  новых организационно-правовых форм, адаптированных к условиям рыночной экономики.

     В образовательной стратегии российского  правительства находит отражение  специфика как современных тенденций  глобального развития, так и наличное состояние российского общества, его экономики и культуры. Среди стоящих целей – повышение адаптационных качеств россиян и их конкурентоспособности на рынке труда, отличающемся в наши дни быстрой сменой конъюнктуры;  развитие коммуникабельности и толерантности, способности к межкультурному диалогу; формирование современного мышления; повышение уровня социальной и гражданской ответственности и готовности к гражданскому выбору;  развитие готовности к профессиональной переподготовке, повышению квалификации, установки на непрерывное образование в течение жизни, профессиональной мобильности; опережающее развитие образования, акцент на про-инновационное обучение и развитие креативного потенциала молодежи.        

 Стратегические приоритеты в области развития и реформирования системы образования в контексте социального проекта будущего России Президент В.В. Путин наметил в ходе встречи в Кремле 5 сентября 2005 г. с членами Правительства РФ, руководством Федерального собрания и членами Президиума Государственного совета: «Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы» [2]. Было отмечено, что в предстоящие два года на приобретение для указанных инновационных школ и вузов лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизацию учебных классов и подготовку преподавателей должны быть выделены значительные суммы. Этой программой предполагается охватить несколько десятков вузов и тысячи школ страны. За этот же период еще как минимум 20 тысяч школ получат доступ к Интернету. По прогнозам, к 2008 г. таких школ станет более 30 тысяч (больше половины всех школ Российской Федерации). Необходимо при этом активно внедрять современные образовательные технологии, включая дистанционные программы обучения.

      Как полагает ведущий аналитик и вице-президент  Всемирного банка реконструкции и развития Д. Стиглиц [3], при адекватной образовательной политике правительства Россия имеет реальные перспективы качественного повышения конкурентоспособности. По его мнению, именно современный период дает уникальный шанс развивающимся странам благодаря реформам системы образования и расширению инвестиций в эту сферу достигнуть радикального экономического ускорения. Россия вместе с Китаем, Индией, Индонезией и Бразилией к 2010-2015 году смогут стать сильными и активными игроками в глобальной экономике».             

 Однако  это лишь констатация абстрактной  возможности, в действительности  же проблема обеспечения конкурентоспособности  России в глобализационном контексте  во многом упирается в проблему  подготовки конкурентоспособной  национальной интеллектуальной элиты. В сущности, здесь не одна, а две проблемы. Во-первых, так построить образовательную подготовку национальных кадров, чтобы она соответствовала современным мировым критериям качества. Во-вторых, создать такую ситуацию в обществе, в которой была бы обеспечена адекватная востребованность подготовленных специалистов и им были бы предоставлены условия труда и заработка, сопоставимые с предлагаемыми наиболее развитыми странами. Условием успеха в глобальной конкуренции является формирование таких качеств национальной интеллектуальной элиты, которые совмещали бы высокий уровень профессиональной подготовленности и креативности с ценностными установками, ориентирующими на служение духовным идеалам, патриотическими убеждениями и гражданственностью. Значимость формирования высоких духовных качеств учащихся в контексте общей модернизации российского образования акцентируется в «Концепции модернизации российского образования», где говорится: «Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [4, c. 10].

     При некоторой амбивалентности и  внутренней противоречивости этой формулировки по сути в ней идет речь о кристаллизации духовной и культурной идентичности россиян, или, в терминологии И.А. Ильина, о воспитании «национального духовного характера». Называя эту задачу «великой национальной задачей», Ильин подчеркивал первостепенную важность укрепления духовной составляющей идентичности, которая должна быть способной противостоять влияниям извне: «Все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами... Оставим в стороне другие страны и другие народы. У них свои язвы, свои беды, свои нужды и свои опасности. Нельзя быть умным и сильным за других. Мы сами — беспризорные дети; и потому не наша печаль чужих детей качать. Оставим до времени все эти общечеловеческие мечты и вселенские химеры. Россия перед нами. А ей необходимо русское рыцарство: новое служение по-новому служащих новых служилых кадров» [5, c. 5–15, 30].

     Сложность этой задачи в настоящее время  велика из-за существенного и многогранного  влияния глобализационных процессов на состояние образования в России, порождающего целый комплекс проблем и противоречий. Например, к ним относятся проблема гармонизации глобализационных и регионализационных тенденций, связанная с угрозой утраты россиянами возможностей поддержания культурной идентичности и реализации своего профессионального и личностного потенциала в контексте родной культуры; проблема создания возможностей развития глобальной идентичности личности в гармонии и единстве со своей исходной культурной идентичностью, при активном участии в жизни своих наций и регионального сообщества. Необходимо также решать проблему совмещения глобальной ориентированности образования и его способности выполнять функции воспроизводства  поддержания национальной культуры. Встают также экономические проблемы, связанные с интеграцией в международное образовательное пространство и глобальный рынок, необходимостью интегрироваться в систему коммерческих взаимодействий по поводу образовательных услуг, объективной потребностью переориентации высшего образования на глобализующийся рынок труда. В условиях России с ее социокультурной спецификой сложным и проблематичным представляется также достижение гармонии между прогностическим, стратегически ориентированным подходом к развитию образования, предполагающим централизованное управление, использованием социокультурного потенциала образования и требуемым временем подходом к образованию как элементу рынка социальных услуг. Насущной проблемой, связанной с социальным проектом будущего, представляется необходимость нахождения баланса между обеспечением равенства образовательных возможностей населения и задачей повышения качества образования. Сюда же можно отнести проблему достижения соответствия российского образования международным стандартам качества.

Информация о работе Проблемы модернизации российского образования