Педагогические открытия Льва Толстого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:34, доклад

Краткое описание

Философско-педагогическая концепция Л. Н. Толстого и, в частности, его взгляды на воспитание формировались в рамках мировой гуманистической мысли. В истории мировой культуры с давних пор был известен подход к воспитанию как к духовному рождению и совершенствованию человека, всегда противостоявший традиционному подходу, согласно которому воспитание понимается как управление формированием и развитием личности.

Содержимое работы - 1 файл

Педагогические открытия Льва Толстого.docx

— 17.44 Кб (Скачать файл)

Педагогические  открытия Льва Толстого  

Философско-педагогическая концепция Л. Н. Толстого и, в частности, его взгляды на воспитание формировались  в рамках мировой гуманистической  мысли. В истории мировой культуры с давних пор был известен подход к воспитанию как к духовному  рождению и совершенствованию человека, всегда противостоявший традиционному  подходу, согласно которому воспитание понимается как управление формированием  и развитием личности.

В учении Толстого духовность рассматривается как  высшее начало, «истинная основа жизни  человека и всего мира», как специфически человеческое свойство, составляющее сущность человека, поднимающее его  над миром животных; благодаря  этому свойству он осуществляет поиск  смысла жизни и объясняет связь  собственного конечного существования  с бесконечным, вечным миром, Богом, истиной.

Однако сама по себе духовность может оказаться  абстракцией, если не получит конкретного  воплощения в человеческой жизни. К  высшим проявлениям духовности в  человеке Л. Н. Толстой относит любовь.

Для толстовского учения характерно разделение истинной и ложной любви. Ложная любовь, проявляющаяся  в предпочтении одних существ другим, неизбежно порождает зло. Такая любовь лишена позитивного этического смысла. Обрести истинный смысл любви человек может, лишь осознав необходимость любить себя (свое духовное начало), любить близких, наконец, любить всех людей, любить все живое, любить Бога. Однако любовь тоже может превратиться в абстракцию, если не найдет воплощения в конкретных действиях. Чувство любви обретает нравственный смысл только тогда, когда побуждает «делать дела любви», то есть действовать во благо других, и основывается на самопожертвовании, самоотречении, всепрощении, смирении, милосердии.

Философия любви в творчестве Л. Н. Толстого непосредственно связана с его педагогическими установками. Еще в период яснополянской школы он заметил, что «совершенный учитель соединяет любовь к предмету и к детям». С годами эта мысль приобрела концептуально-системный характер. Суть его размышлений заключается в том, что ребенок, приходящий в мир с врожденным чувством любви (человек хочет любить и быть любимым, это – дар Бога), по мере взросления утрачивает этот дар, все больше склоняясь к любви чувственной, телесной. Но на определенной стадии жизни возможно прозрение, и тогда человек возвращается к своей духовной сущности, стремится на уровне разума осознать закон любви и пути его реализации. Именно разум, согретый сердцем, помогает понять человеку, что истинная любовь – это любовь христианская, основанная на заповедях Христа.

Закон любви  реализуется через принцип непротивления  злу насилием. «Сущность всех религиозных  учений,– пишет Толстой,– в  любви. Особенность христианского  учения о любви – в том, что  оно ясно и точно определило главное  условие любви, нарушение которого уничтожает саму возможность любви. Условие это есть непротивление  злу насилием».

В толстовском  учении о «пути жизни» человека одно из центральных мест принадлежит  концепции самосовершенствования. Самосовершенствование Л. Н. Толстой  рассматривает как благотворную деятельность, «направленную на улучшение  своей души».

Личное самосовершенствование  расценивалось Л. Н. Толстым как  путь духовного развития не только отдельного человека, но и общества в целом.

Л. Н. Толстой  показал и реальный механизм самосовершенствования  – борьбу, через собственное усилие, с грехами, соблазнами, суевериями.

В толстовской  концепции самосовершенствования  особое место принадлежит идее движения. Все существующее пребывает в  движении. Естественно, что и социальная жизнь людей, как и жизнь отдельного человека, подчинена законам поступательного развития: «…жизнь человека и человечества есть только постоянное движение от темноты к свету, от низшей степени истины к высшей <…> по мере движения своего в жизни, каждый отдельный человек, так же, как и все человечество, познает все большую и большую степень истины» Самосовершенствование потому и возможно, что человек – существо, способное к эволюции. Совершенствование и есть движение.

Ведущее место  в движении человека по пути самосовершенствования  принадлежит идеалу. Идеал, являющийся важнейшим нравственным ориентиром,–  это та путеводная звезда, о которой  не должен забывать человек, чтобы не сбиться с пути.

Толстой связывал путь жизни человека с признанием им ответственности за свою судьбу и судьбу человечества, а потому – со свободой. «Свобода воли есть сознание своей жизни. Свободен тот, кто сознает себя живущим. Сознавать же себя живущим, значит сознавать закон своей жизни». В последние годы Л. Н. Толстой еще более резко разграничивает сферы проявления свободы и несвободы. Первая лежит в духовной сфере жизни человека, вторая – в «телесной», материальной: «Жизнь человеческая движется по одному определенному неизменному закону. И потому она вообще несвободна: все люди неизбежно пойдут по единственному пути этого закона. Помимо этого пути не может быть жизни…». Таким образом, жизнь человека как существа конечного предопределена, «но если человек сознает себя духовным существом, то для него не может быть речи о несвободе. Понятие несвободы неприменимо к проявлению разума, сознания, любви». Свобода проявляется в свободе нравственного выбора человека между добром и злом, между любовью и ненавистью, между насилием и ненасилием, поэтому «человек, живущий христианской жизнью, всегда свободен, потому что то самое, что составляет смысл его жизни – устранение препятствий, мешающих любви, и установление Царства Божия и есть то самое, чего он хочет всегда и что неудержимо совершается в его жизни»

Признание Толстым  свободы нравственного выбора означало и признание ответственности  за сделанный выбор. Только человек, обладающий свободой, способен самостоятельно принимать решения, совершать творческий выбор и чувствовать сопричастность своей судьбы судьбе мира.

Сама жизнь  Л. Н. Толстого, рассматриваемая через  призму его учения, выступает в  истории мировой культуры как  уникальная педагогическая система, как  великий опыт учительства.

В рамках мировой  гуманистической мысли и в  русле его собственной религиозно-философской  концепции жизни «Человека Духовного» Толстым сформировались и основные подходы к вопросам воспитания. Отметим  главные.

1. Воспитание  Л. Н. Толстой понимал как  создание условий для духовного,  «гармонического» развития ребенка,  для его движения к идеалу, для самосовершенствования. Высокую  миссию учителя, воспитателя он  видел в оказании помощи ребенку  в этом духовном движении, в  сотворении им собственного достойного  «пути жизни».

2. Главная цель  воспитания, по мнению Толстого, состоит в «гармонии» развития  ребенка, а не в наращивании,  прибавлении хороших качеств,  привычек, черт личности в соответствии  с эталоном «наилучшего человека»,  задаваемым обществом или педагогом.  Великий педагог опасался, чтобы  ребенок, «учителем которого является  вся природа, не сделался бы  куском воска, на котором отпечатал  бы свой возвышенный образ  какой-нибудь профессор».

3. Содержание  воспитания Л. Н. Толстой связывал  с умением педагога донести  до детей на доступном для  них языке учение о духовности  каждого существа, осуществить в  совместной с ребенком творческой  деятельности поиск ответов на  самые важные вопросы бытия.  По мнению Толстого, учитель должен  помочь ответить ребенку на  следующие главные вопросы жизни:  «Что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру?» и «Что я должен считать, при всех возможных условиях, хорошим, и что я должен считать, при всех возможных условиях, дурным?», «как жить», чтобы быть счастливым.

4. Главными условиями  успеха в духовном воспитании  Л. Н. Толстой считал любовь  воспитателя к ребенку (совершенный  учитель соединяет любовь к  предмету и к детям) и его  способность к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию. 

Информация о работе Педагогические открытия Льва Толстого