Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:50, реферат
Тема "неформалов" очень актуальна в наши дни, она всегда была актуальна. Неформальные объединения по сути целая система, это очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия. Где существует яркое деление на "своих" и "чужих". Проще говоря, это государство в государстве требующее очень глубокого изучения.
7. Появление современных неформалов.
Вначале отметим, что большинство добровольных общественных формирований перестало отражать интересы своих членов. Увеличение числа и численности общественных организаций сопровождалось ростом пассивной части рядовых членов, которые ограничивали свое участие в работе того или иного общества уплатой членских взносов. Вопросы политики обществ, порядок расходования ими денежных средств, представительство в партийных и советских органах все меньше зависили от основной массы членов обществ и все больше сосредотачивались в руках соответствующих аппаратов и послушных им правлений. Именно эти обстоятельства в немалой степени способствовали бурному развитию различных альтернативных самодеятельных формирований, члены которых, ставили перед собой задачи, созвучные целям ряда обществ, действовали более динамично, гораздо активнее, завоевывая все большую популярность у различных слоев населения.
Главным, определяющим фактором их развития, несомненно, стали процессы демократизации и гласности, которые не только пробудили к активной деятельности миллионы людей, но и поставили перед ними новые задачи. Решение этих задач в рамках прежних общественных формирований было либо затруднительно, либо просто невозможно, и, как следствие, появились новые самодеятельные объединения.
И, наконец, сыграло свою роль снятие ряда неоправданных ограничений на объединения граждан. Результатом всего этого закономерно явился бурный рост числа самодеятельных общественных формирований и повышение активности их участников.
Сегодня снова, как и в первые послереволюционные годы, активная жизненная позиция миллионов советских людей стала выражаться в конкретных организационных формах, а главное стала воплощаться в их реальных делах. Об этом я и собираюсь рассказать. Но прежде познакомимся поближе с различными типами неформальных объединений.
В начале скажем несколько слов о главном объекте нашего внимания - о современных неформальных объединениях, т.е. добровольных самодеятельных формированиях, возникших по инициативе "снизу" и выражающих самые разнообразные интересы входящих в них людей. Они весьма неоднородны и отличаются друг от друга социальной и политической направленностью, организационной структурой, масштабами деятельности.
Что бы дать какую-то более или менее упорядоченную картину таких формирований, можно разделить их на политизированные и не политизированные. Одни из них действительно не имеют политической направленности. У других она едва заметна, и они лишь эпизодически, в силу каких-то определенных обстоятельств, выходят на политические вопросы, которые тем не менее не составляют основу их деятельности. Третьи же заняты непосредственно политическими проблемами.
Но и в рамках такого условного деления на не политизированные и политизированные самодеятельные общественные формирования - есть необходимость ввести необходимые разграничения. Учитывая, что характер деятельности, ее ценность для нашей страны даже у многочисленных формирований первой группы различны, мы познакомимся не только с теми, деятельность которых приносит большую или меньшую пользу людям, но и с формированиями, которые имеют явно асоциальную направленность.
Что же касается политизированных самодеятельных общественных формирований, то большинство их стремится путем развития демократических институтов, формирования правового государства и тому подобными средствами улучшить, усовершенствовать политическую систему нашего общества, не меняя ее фундаментальных основ. Но есть среди них объединения, заведомо ставящие целью изменения существующего строя. Таким образом, во второй группе можно более или менее определенно выделить социально-прогрессивный и асоциальные, антисоциалистические формирования.
8. Причины образования неформалов в настоящее время
Что же сегодня побуждает молодежь объединяться в формирования типа “системы”?
Причин немало. Нужно отметить, что молодежь всегда и везде стремится к общению со сверстниками бежит от душевного одиночества, а его испытывают многие, проживая в отдельных квартирах с непонимающими их, как они считают, родителями. Для многих противопоставление себя, своего “Я” взрослым - нормальное явление. Протест, который они выражают, может быть пассивным, через внешнее, скорее показное демонстративное отрицание существующего порядка, отказ от соблюдения принятых в обществе правил. Именно это исповедует “система”. Есть и агрессивные формы протеста, выражающиеся в эпатаже, граничащим с хулиганством, а иногда переходящим в него.
Теперь рассмотрим еще один вид неформалов асоциальной направленности - рокеры. Слово “рокер” у нас употребляется в двух значениях: рокерами называют и исполнителей рок музыки и определенную часть мотоциклистов. Одеты довольно живописно, хотя одежда (обычно темная) символом принадлежности к рокерам не является. Разнообразные шлемы, как правило, с забралом; многие и вовсе без шлемов. Внешний вид мотоциклов несколько напоминает кроссовые из-за приподнятого со стороны пассажира сидения.
Отличает рокеров и определенный “возрастной ценз”: 15-20, реже - 25 лет. Основную массу составляют подростки и юноши 15-18 лет. Большинство их - без водительских удостоверений и потребности в них не испытывают.
Сегодня объединения рокеров существуют практически во всех крупных городах и в подавляющем большинстве средних и малых. Использовать слово “объединение” здесь не вполне правомерно - объединения, как такового не существует. Тем более нет организации рокеров со своей сложившейся структурой. Объединяются они в более или менее постоянные группы, как правило, только для групповых поездок.
Тем не менее, среди рокеров есть свои правила, свой не писанный, но всеми принятый “устав”, свой “кодекс чести”. Выработанные рокерами для себя нормы поведения заслуживают того чтобы остановиться на них более подробно.
Иногда приходится слышать, что рокеры - это молодые любители скоростной езды на мотоциклах. Такое мнение довольно распространено, но не совсем верно. Во-первых, достаточное количество любителей скоростной езды можно обнаружить в многочисленных клубах и секциях, но к рокерам они не имеют никакого отношения. Во-вторых, наличие мотоцикла (и отсутствие прав) еще не делает молодого человека рокером. Для этого необходимо следовать “рокерскому уставу”. Этот “устав” в качестве основного требования выдвигает полное пренебрежение правилами дорожного движения. Для рокеров не только является обязательным не соблюдение правил, но и всячески поощряется их нарушение. Популярна и езда “клином”, когда впереди едет один мотоцикл, за ним - два, потом - три и т.д. “Клин” может двигаться как по “своей”, так и по “чужой”, полосе, мешая все, кто в этот момент, к своему несчастью оказался на дороге. Нормальным, с точки зрения рокера, является постоянное превышение скорости.
Пренебрежительное отношение к правилам дорожного движения распространяется и на тех, кто призван следить за соблюдением этих правил. Неподчинение сотрудникам Госавтоинспекции, попытки “ухода” от патрульных машин и мотоциклов для рокеров - норма поведения. Следует отметить, что сотрудники ГИБДД не пользуются у рокеров особой нелюбовью; точно также они относятся и к водителям - не рокерам и к пешеходам. Не волнует рокеров и самочувствие жителей домов, мимо которых они с грохотом мчатся по ночам. А ведь известно, что в современных многоэтажках слышимость такая, что еще немного - и уже видимость.
Принцип рокера: дорога для меня, и я ежу по ней как хочу. Подавляющее число рокеров вполне искренне считает этот принцип естественным и правомерным.
Подобное отношение к правилам не безобидно, поскольку не безопасно. Пренебрежение требованиями правил приводит к постоянному возникновению аварийных ситуаций, а не редко и аварий, в которых страдают водители и пешеходы и гибнут или становятся калеками сами рокеры. Но для сотен других это не стало уроком.
У рокеров своя “этика”, точнее антиэтика: “Ты на дороге король - езди как хочешь. Остальные потерпят”. Не редко рокеры утверждают, что их манера езды - единственно возможный для них способ самовыражения, что критикуют их те, кто на мотоциклах никогда не ездил и не представляет, что это такое, а следовательно, и не может их понять.
Антисоциальные молодежные объединения носят ярко выраженный агрессивный характер, стремление утвердить себя за счет других, нравственная глухота.
Однако действия описанных выше групп блекнут по сравнению с “деятельностью” молодежных “банд”.
“Банды” - это объединения (чаще всего подростков) по территориальному признаку. Город делится “бандами” на зоны влияния. На “своей” территории члены банды являются хозяевами, с появляющимися “чужаками” (особенно из другой банды) расправляются крайне жестоко.
В “бандах” свои законы, свои нравы. “Законом” является подчинение вожаку и выполнение поручений банды. Процветает культ силы, ценится умение драться, но, скажем, защитить “свою” девушку во многих бандах считается позором. Любовь не признается, существует только партнерство со “своими девчонками”.
Все “банды” вооружены, в том числе огнестрельным оружием. Оружие пускается в ход без долгих размышлений. “Банды” не только враждуют друг с другом, но и осуществляют террор в отношении нейтральных подростков. Последние вынуждены становиться “данниками” “банды” либо вступать в нее. В ответ на действие “банд” и для борьбы с ними “нейтральная молодежь” создает собственное неофициальное объединение: “Ганимед” в Алма-Ате, ОАД (отряд активного действия) в Ленинграде и д. р. понять молодых людей входящих в эти объединения, можно - они хотят обеспечить свою безопасность. Но, действуя по принципу “сила силу ломит”, они и сами не редко преступают закон.
Заключение
Первые неформальные объединения молодежи возникли еще в песлереволюционное время. В настоящее время причинами лобъединения молодежи в группировки являются стремление молодежи к общению со сверстниками, бег от душевного одиночества, а его испытывают многие, проживая в отдельных квартирах с непонимающими их, как они считают, родителями. Для многих противопоставление себя, своего “Я” взрослым - нормальное явление. Протест, который они выражают, может быть пассивным, через внешнее, скорее показное демонстративное отрицание существующего порядка, отказ от соблюдения принятых в обществе правил. Именно это исповедует “система”. Есть и агрессивные формы протеста, выражающиеся в эпатаже, граничащим с хулиганством, а иногда переходящим в него.
Разновидностей молодежных группировок существует великое множество. С течением времени молодежные группировки подвержены изменениям. Характер этих изменений зависит не только от неформалов, но в значительной степени и от нас – от нашей поддержки или нашего неприятия того, или иного объединения.
Библиографический список
1. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьника, М.: Знание, 1988.
2. Мудрик А. В. Общение школьника, М.: Знание, 1987.
3. Семенов В. Д. Быть собой, М.: Знание, 1989;
4. Фролов С. С. Основы социологии, М.: Юристъ, 1997.
5. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании, М., Владос, 1995.
6. Громов А. В., Кузин О. С. Неформалы, кто есть кто? // Вопросы психологии. – 2000. - № 2. – с. 7-14.
7. Лисовский В. Т. В каждом ли споре рождается истина? // Вопросы психологии. – 1994. - № 3. – с. 10-15.
8. Введение в педагогическую специальность. М.: Психология и педагогика, 1996, с.44
9. Кучинский А. В. Преступники и преступления. Законы преступного мира. Паханы, авторитеты, воры в законе. Донецк, 1997.
10. Петров А. Пришельцы // Учительская газета. – 1998. - № 55.
11. Неформальные молодежные объединения в современном обществе // СОЦИС. – 1998. - № 9. – с. 20-22.
12. Общественные группировки. – История возникновения // Вопросы психологии. – 1998. - № 5. – с. 8-12.
13. Парсон Т. Молодежь выражает протест. – М.: Психология и педагогика. – 1990. – 188 с.
14. Мид М. Социализация молодежи // Вопросы философии. – 1997. - № 7. – с. 18-22.
15. Коэн А. Социальная психология. – М.: Наука, 1996. – с. 144.