Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 19:15, доклад
Изучение нарушений письма у детей осуществляется во всем мире педагогами, психологами, нейрофизиологами и нейропсихологами уже более ста лет, но и в настоящий момент эта проблема остается одной из сложнейших и наиболее актуальных.
Изучение нарушений письма у детей осуществляется во всем мире педагогами, психологами, нейрофизиологами и нейропсихологами уже более ста лет, но и в настоящий момент эта проблема остается одной из сложнейших и наиболее актуальных.
“Частичное специфическое расстройство процесса письма называется дисграфией и проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажении звукослогового состава и структуры предложения. В основе дисграфии у детей обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности наблюдается неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим (звуковым) составом слова” [9, с. 79].
Как отмечает О.Б. Иншакова
[11], до сих пор среди исследователей
не существует единства не только терминологии,
используемой для обозначения нарушений
письма, но и четко выработанных подходов
к их анализу. Французские ученые, указывая
на нарушения письма у школьников, пользуются
словом “дизорфография” [13]. Англоязычные авторы
относят к понятию “дислексия” трудности овладения знаковой
деятельностью вообще и, в первую очередь,
чтением и письмом [по 5]. В отечественной
психолого-педагогической литературе
под нарушениями письма у детей подразумевают дисграфию и дизо
По мнению Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Корнева, О.Б. Иншаковой [13, 20, 12, 11], основным критерием диагностики дисграфии является наличие в письменных работах школьника большого числа специфических ошибок стойкого характера. Подчеркивается, что возникновение данных ошибок не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения [20]. В связи с этим Р.И. Лалаева дает следующее общепринятое в нашей стране определение дисграфии у детей: “это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма” [13, с. 11].
В качестве факторов, влияющих на возникновение специфических нарушений письма у детей, обычно указывают различные экзогенные вредности пренатального, натального и раннего постнатального периодов [12, 13, 20]. Однако, ряд авторов, в частности А.Н. Корнев [12], считают, что возникновение специфических нарушений письма, как правило, является следствием воздействия целого комплекса этиологических факторов.
Согласно существующей логопедической практике заключение о наличии у школьника дисграфии делается на основании нескольких критериев. Первым критерием является обнаружение в письменных работах ребенка специфических ошибок. Данные ошибки связаны преимущественно с несоблюдением фонетического принципа письма: звуковой состав слова отражается не полностью или искажается [11, 13, 20 и др.].
Вторым критерием диагностики дисграфии О.А. Величенкова [5, с. 21] называет частотность специфических ошибок. Однако, как указывает автор, само это понятие остается нераскрытым. Поскольку практически все дети допускают ошибки этого типа, неясно, какое же вообще количество специфических ошибок свидетельствует о дисграфии. Так, А.Н. Корнев, Г.М. Сумченко [12] указывают на среднее число ошибок в диктанте ребенка с дисграфией: 6-8 ошибок в одной работе. Эти же авторы обнаружили, что успевающие ученики общеобразовательной школы допускают в среднем в диктанте 1,7 специфических ошибки. Сравнение этих цифр отчасти раскрывает понятие частотности ошибок при дисграфии. Надо отметить, что дисграфия диагностируется со 2-го полугодия 2-го класса. И третий год обучения – дизорфография.
Третьим важным критерием диагностики специфических нарушений письма является стойкость ошибок: они должны обнаруживаться практически во всех письменных работах в течение длительности времени [11, 12, 13].
Р.Е. Левиной, О.А. Токаревой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой
[14, 24, 20, 13] и многими другими авторами накоплено большое количество данных о симптоматике специфических нарушений письма. Но единого подхода к типологии ошибок не существует.