Автор работы: s************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 10:52, реферат
С 1867 г. в Иркутске существовала военная прогимназия с четырехлетним сроком обучения и штатом в 100 воспитанников. С 1874 г. программы военных прогимназий перестроены для подготовки выпускников в юнкерские училища. Прогимназии выпускали на службу унтер-офицерами, а с 1874 г. - с правами вольноопределяющихся 3-го разряда.
1867-1917
Иркутский кадетский корпус был последним начальным военно-учебным заведением, образованным по указу Государя Императора Николая II.
С 1867
г. в Иркутске существовала
военная прогимназия с
В военные
прогимназии принимались дети
офицеров, чиновников, дворян и почётных
граждан, а во Владикавказскую,
1888—1913 гг. Иркутская
приготовительная школа для 1-
В 1888 г. открылись две трехклассные приготовительные школы: Иркутская на 35 и Хабаровская на 50 человек, учащиеся которых переводились в Сибирский кадетский корпус в Омске для предоставления офицерам, чиновникам, врачам и священникам, служащим в Иркутском военном округе (а также служившим в округе и оставшимся там на жительство по выходе в отставку и запас, способов подготовления их сыновей к поступлению в Сибирский кадетский корпус (впоследствии — Омский кадетский корпус). Забайкальская область также была причислена к определению сыновей указанными выше лицами в Иркутскую приготовительную школу.
Заведующие Иркутской
приготовительной школою
Первым заведующим школой был полковник Козик (1888—89 годы);
затем Генерального штаба полковник Кириченко (1889—93),
Генерального штаба подполковник Хлыновский (1893—99),
подполковник Кузнецов (1899—1900),
полковник Вакар (1900—04),
полковник Садилов (1904—10),
полковник ф. Агте (с 1910 года).
Первоначально
штат казённых воспитанников
составлял 35 человек, с началом
1899—1900 учебного года был увеличен
до 50. Кадеты, окончившие успешно
2-й класс школы, переводились
на вакансии в Сибирский
Положение о школе и её штат определены приказом по военному ведомству 1888 года № 40 и 1901 года № 8. В июле 1912 года совет министров одобрил предложение Военного министерства о преобразовании Иркутской приготовительной школы в Иркутский кадетский корпус на 50 кадет-интернов. Храмовый праздник 1 октября. 4.8.1913г
Государь Император Николай II
уделял особое внимание
Последний раз программы и
учебный план кадетских
Кандидаты
в кадетские корпуса были
дети офицеров и военных чиновников, убитых и умерших от ран;
круглые сироты офицеров;
дети георгиевских кавалеров;
дети офицеров и военных чиновников, состоящих под покровительством Александровского комитета о раненых (инвалиды 1-го и 2-го класса);
лица, имеющие право на казенный кошт, в возрасте 16-18 лет, поступающие прямо в 6-7 классы;
дети генералов и пажи Высочайшего двора;
дети офицеров, оставшиеся без одного из родителей;
дети преподавателей кадетских корпусов;
дети инвалидов 3-го класса;
дети имеющих орден св. Владимира с мечами или золотое оружие с надписью "За храбрость";
дети полковников;
дети имеющих ордена св. Анны 2-й и 3-й степени с мечами или Знак отличия военного ордена;
дети штаб-офицеров ниже полковника;
дети обер-офицеров
и священников, прослуживших не менее
10 лет в военном ведомстве.
Таким образом, большинство
воспитанников кадетских
Доучилищная военная подготовка будущих офицеров вполне себя оправдала, и кадетские корпуса стали первичным звеном в образовательной подготовке офицера, а их выпускники были ядром офицерского корпуса.
В начале ХХ века ГУВУЗ
В 1913 году ГУВУЗом ассигновано на строительство Иркутского кадетского корпуса 2 163 000 золотых рублей. Строительные работы начались годом позже. Строительство и окончательное формирование корпуса планировалось на 1920 год, тогда учебное заведение и должно было получить свой военный городок и свое знамя. История распорядилась иначе.
Параллельно со строительством
военного городка шли работы
по формированию кадетского
1 сентября 1913 г. состоялось торжественное
открытие Иркутского
В первый учебный год открыто 4 класса на 106 кадет. Из них 102 православных, 3 лютеранина и 1 мусульманин. 54 человека казачьего сословия.
27 марта 1914 года в Чите на
Казачьем круге
Среди кадетских корпусов
Во время войны корпус
В начале 1916 года 70 кадет старшего
возраста, не окончив учебную
программу, перевелись в
1917-1920
После февральской трагедии 1917 года кадетские корпуса были переименованы в военные гимназии, отменено изучение Закона Божьего и сокращена до минимума военная подготовка. Пользуясь всеобщей неразберихой и удаленностью от центра, директор Иркутского кадетского корпуса генерал-майор Скалон, не обращая внимания на истерику в демократической городской Думе и советах, запретил изменение учебных программ и переименование вверенного ему корпуса. Беспомощные власти были вынуждены "приказать" директору корпуса: "оставаться при исполнении своих обязанностей вплоть до особого распоряжения". До октября 1917 г. распоряжений так и не последовало. После октября к власти пришли более серьезные люди.
24 ноября в 6 часов утра по
дороге в корпус отрядом
4 декабря утром арестован
8 декабря утром юнкерам было предъявлено требование сдать оружие. В тот же день к 12 часам дня командир 1-й учебной роты кадетского корпуса капитан Осипов принял команду над сводным отрядом кадет и юнкеров военного училища в количестве 82 человек, вооружённых старыми винтовками Бердана №2. К 16 часам 8 декабря - первые вооруженные столкновения с большевиками. Юнкера, кадеты и курсанты школы прапорщиков занимали военное училище, первую и вторую школы прапорщиков (на Казарменной улице и в мужской гимназии).
Не будем в подробности
19 декабря открылись заседания
Комиссии по расформированию
школ прапорщиков, военного
Большая часть кадет отказалась продолжить обучение и разошлась по домам. Часть кадет вошла в Ачинский коннопартизанской отряд. Создал его уланский ротмистр Фрейберг. Отряд был хорошо известен в то время от Красноярска до Иркутска своими дерзкими и успешными операциями. Отряд молодежный, формировался исключительно из кадет, гимназистов, реалистов и семинаристов. Девиз отряда был "За веру, царя и Отечество". А некоторые кадеты добрались даже на Дон к Деникину. Об иркутских кадетах упоминает генерал Туркул в своей книге "Дроздовцы в огне".