Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:22, реферат
Физические системы отличаются от живых образований тем что закрыты по отношению к внешней среде, тогда как живые организмы являются открытыми. Жизненный процесс организмов предполагает наличие входящего из окружающей среды потока материи тип и объем которого определяется в соответствии с системными характеристиками организма. Так же осуществляется выход из системы в окружающую среду материи как результата функционирования системы.
Введение…………………………………………………….. 3
1. Предмет исследования и история развития.
1.1. Предыстория……………………………………………… 5
1.2. Деятельность Л. фон Берталанфи и International Society
For the General Systems Sciences……………………………... 8
2. Различные направления в разработке теории систем
2.1. Открытие системы…………………….............................. 9
2.2. Успехи общей теории систем…………………………… 13
Заключение…………………………………………………….16
Список литературы……………………
Министерство
образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Карл Людвиг фон Берталанфи –
Первооснователь
обобщённой системной концепции под названием
«Общая теория систем».
Выполнил (а):
студент (ка) I курса
экономического факультета
специальность менеджмент
группа 112
Ф.И.О. Завизион
Кристина Игоревна
Краснодар
2011
Содержание
Введение……………………………………………………
1. Предмет исследования и история развития.
1.1. Предыстория……………………………………………… 5
1.2. Деятельность Л. фон Берталанфи и International Society
For the General Systems Sciences……………………………... 8
2. Различные направления в разработке теории систем
2.1. Открытие системы……………………...............
2.2. Успехи общей теории систем…………………………… 13
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Карл Людвиг
фон Берталанфи (19 сентября 1901, Вена — 12июня
Нью-Йорк) — австрийский биолог, постоянно проживавший
в Канаде и США с 1949 года. Первооснователь обобщённой системной концепции под названием «Общая теория систем».
Сам фон Берталанфи описывает происхождение общей теории систем как результат конфликта между механицизмом и витализмом. Обе точки зрения были для него неприемлемы: первая — как тривиальная, вторая — как вообще антинаучная:
«В этих условиях я был вынужден стать защитником так называемой организмической точки зрения. Суть этой концепции можно выразить в одном предложении следующим образом: организмы суть организованные явления, и мы, биологи, должны проанализировать их в этом аспекте. … Одним из результатов, полученных мною, оказалась так называемая теория открытых систем и состояний подвижного равновесия, которая, по существу, является расширением обычной физической химии, кинетики и термодинамики. Оказалось, однако, что я не смог остановиться на однажды избранном пути и был вынужден прийти к ещё большей генерализации, которую я назвал общей теорией систем. Эта идея относится к весьма давнему времени — я выдвинул её впервые в 1937 году на семинаре по философии, проходившем под руководством Чарлза Морриса в Чикагском университете. Но в то время теоретическое знание, как таковое, пользовалось плохой репутацией в биологии, и я опасался того, что математик Гаусс однажды называл „крикливостью, или Boeotians“. Поэтому я спрятал свои наброски в ящик стола, и только после войны впервые появились мои публикации по этой теме.»
Физические системы отличаются
от живых образований тем что закрыты
по отношению к внешней среде, тогда как
живые организмы являются открытыми. Жизненный процесс
организмов предполагает наличие входящего
из окружающей среды потока материи тип
и объем которого определяется в соответствии
с системными характеристиками организма.
Так же осуществляется выход из системы
в окружающую среду материи как результата
функционирования системы. Таким образом,
организмы обеспечивают себе дополнительную энергию,
это позволяет достигать негентропии, а
также обеспечивает устойчивость системы
по отношению к среде.
1. Предмет
исследования и история
1.2.
Предыстория
Концепция «общей теории систем» впервые была предложена Карлом Людвигом фон Берталанфи еще до появления кибернетики, системотехники и связанных с ними дисциплин. Конечно, как и любое другое научное понятие, понятие системы имеет свою долгую историю. Хотя сам термин «система» далеко не всегда явно выделялся, эта история богата именами многих философов и ученых. В начале 20-х годов статьи автора стали приводить в недоумение очевидные пробелы в биологических – эмпирических и теоретических исследованиях. Уже упоминавшийся механистический подход, господствовавший в то время, казалось, не замечал или активно отрицал как раз то, что существенно в явлениях жизни.
Карл защищал организмическую концепцию в биологии, подчеркивающую необходимость рассмотрения организма как целого или системы и видящую главную цель биологических наук в открытии принципов организации живого на его различных уровнях.
Философское образование Карл Людвиг получил в духе традиций неопозитивизма группы Морица Шлика, которая позже стала известна как Венский кружок. Несомненно, однако, что интерес к немецкому мистицизму, историческому релятивизму О. Шпенглера, истории современного искусства и другим подобным неортодоксальным направлениям помешал ему стать добропорядочным позитивистом. Более сильными были его связи с Берлинской группой 20-х годов – «Обществом эмпирической философии», в котором видную роль играли философ-физик Ганс Рейхенбах, психолог А. Герцберг, инженер Парсеваль и др.
В связи с экспериментальной работой по метаболизму и росту, с одной стороны, и попытками конкретизировать организмическую программу – с другой, Карлом была предложена в 30-е годы программа теории открытых систем, основанная скорее на том тривиальном факте, что организм представляет собой открытую систему, нежели на какой-либо развернутой биологической теории, существовавшей в то время. На этой базе возникла необходимость распространить традиционную физическую теорию на биофизику путем обобщения кинетических принципов и термодинамической теории; в рамках последней была разработана термодинамика необратимых процессов.
Впоследствии оказалось возможным дальнейшее обобщение. Выяснилось, что ко многим явлениям биологии, а также явлениям бихевиоральных и социальных наук применимы определенные математические понятия и модели, которые неприложимы к объектам, исследуемым в физике и химии, и в этом смысле превосходят физику как образец «точной науки». Стало также очевидным структурное подобие, изоморфизм таких моделей, построенных для различных областей; при этом в центре внимания оказались проблемы порядка, организации, целостности, телеологии и т. д., которые демонстративно исключались из рассмотрения в механистической науке. Такова в общих чертах исходная идея «общей теории систем».
С момента своего возникновения теория систем сразу же натолкнулась на критику, которая видела в ней фантастическую и весьма самонадеянную концепцию. Некоторые утверждали, что общая теория систем тривиальна, поскольку так называемые изоморфизмы суть лишь трюизмы, говорящие, что математику можно применять к любым вещам, и поэтому теория систем имеет значение, не большее, чем «открытие», что 2 + 2 = 4 одинаково справедливо и для яблок, и для долларов, и для галактик. Другие считали ее ошибочной из-за поверхностных аналогий вроде известного сравнения общества с «организмом», которое скрывает действительные различия и в силу этого приводит к неверным и даже морально нежелательным выводам. Или же, наконец, ее признавали философски и методологически необоснованной из-за пресловутой «несводимости» более высоких уровней к более низким, то есть на основе тенденции отрицания роли аналитического исследования, успехи которого в таких областях, как сведение химии к физическим принципам или жизненных явлений к молекулярной биологии, в настоящее время совершенно очевидны.
В первый
год работы Центра по развитию исследований
в бихевиоральных науках (Пало Альто)
произошла встреча К.
− исследование изоморфизмов понятий, законов и моделей в различных областях науки для их переноса из одной дисциплины в другую;
− способствование построению адекватных теоретических моделей для тех областей науки, в которых они отсутствуют;
− минимизация дублирования теоретических исследований в различных научных областях;
− содействие выявлению единства науки путем установления связей между специалистами различных наук».
Общество начиная с 1956 г. издает ежегодник «General Systems» под редакцией А. Рапопорта и Л. фон Берталанфи. Редакция «General Systems» намеренно не проводит строгой политики отбора статей, а предоставляет место для статей различных направлений, как, вероятно, и надлежит делать в области, испытывающей острую потребность в новых обобщающих идеях и исследованиях. Как правило, ведущиеся разработки и публикации посвящаются применению принципов общей теории систем к специальным научным дисциплинам; эта тенденция нашла свое выражение, в частности, в создании в самое недавнее время журнала «Mathematical Systems Theory» («Математическая теория систем»).
Тем временем развивалось и другое современное направление научного исследования. В 1948 г. вышла в свет «Кибернетика» Норберта Винера, которая обобщила и подвела итоги научных достижений того времени в вычислительной технике, теории информации и теории саморегулирующихся устройств. Тот факт, что три фундаментальных исследования – «Кибернетика» Н. Винера (1948), теория информации К. Шеннона и У. Уивера (1949) и теория игр Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна (1944) – появились почти одновременно, представлял собой, конечно, одно из совпадений, которые случаются, однако, лишь тогда, когда идеи витают в воздухе. Винеровские кибернетические понятия, в частности понятия обратной связи и информации, далеко выходят за пределы техники; они приложимы к явлениям биологии и социологии. Нельзя сказать, что кибернетика возникла на пустом месте. Одним из ее краеугольных камней было кэнноновское понятие гомеостазиса.
Теория
систем часто отождествляется с кибернетикой
и теорией управления. Это неверно. Кибернетика
как теория механизмов управления в технике
и природе, основанная на понятиях информации
и обратной связи, есть только часть общей
теории систем; кибернетические системы –
частный, хотя и важный случай систем.
1.2. Деятельность
Л. фон Берталанфи и
For the General Systems Sciences
Общая теория систем была предложена Л. фон Берталанфи в 1930-е годы. Идея наличия общих закономерностей при взаимодействии большого, но не бесконечного числа физических, биологических и социальных объектов была впервые высказана Берталанфи в 1937 году на семинаре по философии в Чикагском университете. Однако первые его публикации на эту тему появились только после Второй мировой войны. Основной идеей Общей теории систем, предложенной Берталанфи, является признание изоморфизма законов, управляющих функционированием системных объектов. Фон Берталанфи также ввёл понятие и исследовал «открытые системы» — системы, постоянно обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой.
Одним из результатов Второй мировой войны было развитие ряда научно-технических направлений исследований. Например, кибернетика возникла в результате исследований и разработок по автоматизации зенитных установок. Ряд продолжают такие исследования, как «системный анализ» известной американской корпорации «RAND» (создана в 1948) и британское «исследование операций», к которым позже присоединяется и «системотехника».
Так, во время Второй мировой войны около 1000 человек в Великобритании были заняты в разработках в области исследования операций. Около 200 таких исследований было выполнено для британской армии. Патрик Блэкетт работал в нескольких различных организациях в ходе войны. В начале войны, работая на королевскую британскую авиацию, он создал команду, известную как «Круг», работавшую по вопросам зенитной артиллерии.
Интеграция этих
научно-технических
2. Различные направления в разработке теории систем
2.1. Открытие
системы
«Классическая» теория систем применяет классическую математику. Ее цель – установить принципы, применимые к системам вообще или к их определенным подклассам (например, к закрытым и открытым системам); разработать средства для их исследования и описания и применить эти средства к конкретным случаям. Учитывая достаточную общность получаемых результатов, можно утверждать, что некоторые формальные системные свойства относятся к любой сущности, которая является системой (к открытым системам, к иерархическим системам и т. д.), даже если ее особая природа, части, отношения и т. д. не известны или не исследованы.