Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:28, курсовая работа
Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых практических результатов деятельности российских СЭЗ, до сих пор нельзя считать вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в наших переходных условиях? В какой мере эти зоны смогут получить развитие в России, как именно должна при этом сказаться ее специфика? Не являются ли зоны свободного предпринимательства своеобразной "естественной монополией" лишь отдельных приграничных районов Российской Федерации? Насколько обширными могут быть их границы? На каком уровне должны приниматься решения об образовании таких зон, какие процедуры при этом целесообразно применять?
Введение 3
1.Сущность свободных экономических зон, их классификация 4
2.Зарубежный опыт организации свободных экономических зон на примере Китая 10
2.1 Типы зон 13
3. Свободные экономические зоны в России на примере свободной экономической зоны «Сахалин» 21
Заключение 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
В апреле 2000 г. Государственный Совет одобрил создание ЗЭО в 15 городах. Среди них такие как Guangzhou, Beijing и Dalian. Этот вид зон представляет собой особо ограниченную территорию, находящуюся под таможенным контролем. Они ограничены территорией в 2-3 кв. км, выделенных, как правило, в границах существующей зоны развития (обычно в границах ЗТЭР).
ЗЭО обеспечивает меньшее вмешательство бюрократии в осуществление экспортной обработки, так как товары могут ввозиться в эти зоны без сопровождения формальными декларациями и без оплаты пошлин на товары, подготовленные для реэкспорта.
Согласно разъяснению Китайской Ассоциации ЗР «ЗЭО создаётся как особо ограниченная территория, находящаяся под надзором таможенных органов и представляет собой один из важных шагов, предпринимаемых Китаем в направлении расширения его участия в международном рынке и дальнейшей открытости его рынка внешнему миру». На сегодняшний момент в Китае существует 15 ЗЭО.
Центральное Правительство учредило эти небольшие территории как абсолютно изолированные участки, находящиеся под круглосуточным контролем таможни, для проведения экспортных операций и подавления нелегальной продажи беспошлинного сырьевого импорта. В этих зонах позволены лишь процедуры, связанные с экспортной обработкой, с хранением товаров, требуемым процедурой их обработки на предприятиях зоны, и с грузовыми перевозками. Узкая цель, поставленная перед ЗЭО, позволяет Китаю предоставлять такие меры поощрения компаниям, занимающимся экспортной обработкой, которые недоступны ни ЗСТ, ни автономно работающим предприятиям, пользующимся льготами при уплате таможенных пошлин.
ЗЭО отличаются от ЗСТ по ряду признаков. Во-первых, в ЗЭО разрешается несколько видов деловой деятельности: обработка экспорта, складирование товаров, требуемое процедурой их обработки, выполняемой предприятиями в зоне, и грузовые перевозки. Узкая цель, поставленная перед ЗЭО, позволяет Китаю предоставлять такие меры поощрения, которые не предоставляются ни в ЗСТ, ни автономно работающим предприятиям, пользующимся льготами при уплате таможенных пошлин. Во-вторых, в отличие от ЗСТ, на коммунальные компании не налагается НДС. В-третьих, только компании, экспортирующие более 70% своей продукции, имеют право на снижение ставки подоходного налога, на которую претендуют все компании ЗСТ. И, так как ЗЭО ориентированы на экспорт, все компании, расположенные в ЗЭО, считаются правомочными торговыми предприятиями и не обязаны работать на рынок товаров, выпускаемых в зоне, если у них есть продукция для продажи на внутреннем рынке.
ЗЭО имеет и общие черты с ЗСТ, а именно: импортная пошлина на продукцию, продаваемую в Китае, зависит от категории конкретного вида продукции. Также как и в ЗСТ, НДС не налагается ни на какую деятельность, ведущуюся в границах ЗЭО. И импорт освобождён от налога.
Хотя КНР определяет ЗЭО как «закрытые территории», это обозначает лишь то, что ЗЭО физически отделены от остальной территории экономического развития, в которой они находятся. Все товары, весь штат работников и транспорт должны подвергаться осмотру при появлении в зоне и оставлении её. Никто из персонала не может проживать на территории ЗЭО. Для иностранных же инвестиций ЗЭО юридически и практически открыты.
В связи с тем, что деятельность ЗЭО основана исключительно на экспортных процедурах, самая значительная разница между ними и ЗСТ заключается в политике содействия экспортным операциям. Если компания, находящаяся на территории ЗЭО, закупает товар у предприятия на территории Китая, предприятие-продавец получает экспортную скидку, а предприятие, находящееся на территории зоны и купившее этот товар, не платит НДС. В то время как компании, находящиеся в ЗСТ, или вне-зонные предприятия, пользующиеся льготами при уплате таможенных пошлин, обязаны платить НДС в форме предоплаты за каждый товар, ввезённый из Китая, и могут претендовать на экспортную скидку только после того, как этот товар будет экспортирован.
Предприятия в ЗЭО находятся в более выгодном
положении перед предприятиями, находящимися
вне зоны, также и потому, что они имеют
право на первоочередное прохождение
и на более льготный режим процедуры таможенного
досмотра, чем в случае с ЗСТ. Все компании
в ЗЭО должны иметь компьютеризированную
базу данных, подсоединённую к таможне
для осуществления электронной очистки
товаров. В настоящее время компании, которые
вовремя платят таможенную пошлину и имеют
надёжную компьютеризированную систему
отслеживания, могут претендовать на процедуру
таможенного досмотра без предъявления
документов. ЗЭО получает 24-часовую
поддержку таможенных властей, а её товары,
как оплачиваемые, так и не оплачиваемые
пошлиной, подвергаются одной и той же
процедуре осмотра. Эти правила содействуют
более быстрому прохождению таможенного
контроля.
Сахалинская область является уникальным регионом России, имеющим важное экономическое значение. Область как неотъемлемая часть России следует тем же курсом реформ, в связи с чем ее социально-экономическое положение мало чем отличается от общероссийского. Для области характерны те ж негативные процессы, те же проблемы, только с поправкой на местные региональные особенности – удаленность от промышленно-развитых центров и основных товарных рынков России, северные удорожания и территориальную структуру экономики. Эти и другие особенности негативно воздействуют на экономику региона и выражаются на практике в более глубоком спаде производства, финансовой нестабильностью, снижению жизненного уровня населения. Для стабилизации положения нужна более гибкая, дифференцированная региональная политика центра в отношении северных и отдаленных территорий, тем более находящихся, как Сахалинская область, под воздействием постоянных территориальных притязаний.
Вопрос о создании СЭЗ «Сахалин» имеет
свою историю, которая начинается с 1991
г., когда было принято Постановление Президиума
Верховного Совета РФСФСР «О создании
свободной экономической зоны (СЭЗ «Сахалин»)»
и утверждено Положение «О свободной экономической
зоне «Сахалин», согласованное со всеми
заинтересованными министерствами и ведомствами.
Однако в силу ряда причин, решения
указанных нормативных актов о создании
в регионе режима свободной экономической
зона остаются до сих пор не реализованными.
Так, для начала нормального функционирования
СЭЗ потребовались централизованные капиталовложения
с целью развития инфраструктуры. Потребность
в инвестициях на создание СЭЗ «Сахалин»
составляла на 1995-2000 гг. 3,7 трлн р. (в ценах
1995г.) и 2,9 млрд дол США. Из них 42% должно
было использоваться на развитие инфраструктуры.
Поскольку такими средствами правительство
не располагало, оно просто взяло курс
на «замораживание» процесса становления
СЭЗ «Сахалин». Однако после принятия
в июне 1996г. Федерального закона «О соглашениях
о разделе продукции» официально была
объявлена дата начала работ по проектам
«Сахалин-1» и «Сахалин-2».уже в течение
второго полугодия 1996г. на реализацию
данных проектов инвесторами было выделено
около 100 млн дол. США. Реализация долгосрочных
нефтегазовых проектов на шельфе острова
имеет положительные тенденции окупаемости
инвестиций в виде прибыли для всех участников
этих проектов. Общий доход российской
стороны, согласно схеме раздела продукции,
складывается из платы за пользование
недрами, доли государства от прибыльных
углеводородов, налога на прибыль инвестора,
бонусов и других платежей. Несмотря на
все сложности, которые возникают у инвесторов
России из-за отсутствия четкой законодательной
и нормативно-правовой базы, реализация
проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» набирает
обороты. Сегодня можно констатировать,
что Сахалинская область в самое ближайшее
время будет играть ведущую рольне только
на Дальнем Востоке России, но и на мировом
рынке энергоносителей.
«Сахалин 1»
С началом промышленного освоения в Фонд развития Сахалина начинают поступать средства в размере 100 млн. долл. США за пятилетний период. Проект также предусматривает выплату бонусов на начало добычи в размере 60 млн. долларов.
Кроме того, в рамках реализации проекта предусмотрены инвестиции в размере свыше 120 млн. долл. США в усовершенствование общехозяйственной инфраструктуры (инфраструктуры, необходимой для реализации проекта и доступной для общехозяйственного использования). Объектами такой модернизации являются дороги и мосты, аэропорт, порт и сооружения по обращению с отходами.
Российские государственные организации уже получают прямые выгоды от реализации проекта. По условиям СРП на конец августа 2008 г. правительство России получило свыше 1.1 млрд. долл. США в виде роялти и доли продукции государства. Сахалинская область получила дополнительные поступления в размере 211 млн. долл.
Стоимость контрактов, размещенных в российских компаниях, превысила 5 млрд. долл. США. Две трети средств, инвестированных в проект «Сахалин-1», израсходованы в российских компаниях или совместных предприятиях с российским участием.
Среди прочих выгод для России от реализации
проекта «Сахалин-1» следует отметить
поставки природного газа на Дальний Восток
в Хабаровский край. Эти поставки способствовали
стабильности снабжения Хабаровского
края топливом и, по расчетам, удовлетворят
спрос на природный газ в Хабаровском
крае до 2025 г.
«Сахалин 2»
Эффективность от реализации проекта
«Сахалин-2» выгодна как России в целом,
так и Сахалинской области. Даже сейчас,
когда «Сахалин-2» еще не вышел на проектную
мощность, в федеральный и областной бюджет
идут поступления в виде налогов; в области
создаются рабочие места, приходят новые
опыт и знания, осваиваются новые технологии.
Помимо этого область получает прямую
пользу от модернизации инфраструктуры
острова.
Опыт Китая свидетельствует том, что модель привлечения иностранных инвестиций на основе создания СЭЗ вполне реалистична, позволяет достичь устойчивых темпов экономического роста, внести ощутимый вклад в реформирование экономической системы страны, способствовать решению социально-экономических проблем, стать эффективной формой экономических связей национальной экономики с мировым хозяйством.
На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов); так и субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.
Специфический статус СЭЗ КНР позволил
им добиться значительных успехов на фоне
внутренних районов Китая. В зонах гораздо
быстрее, чем в среднем по стране, растёт
занятость населения, уровень жизни и
квалификация рабочих и служащих. Зоны
явились уникальной по масштабам школой
современного управления экономикой.
СЭЗ внесли значительное улучшение в экономическое
и социального положение районов их базирования,
в зонах гораздо быстрее, чем в среднем
по стране, растёт занятость населения,
уровень жизни и квалификация рабочих
и служащих. Пусть это и незначительная
часть страны, но, благодаря СЭЗ, Китай
смог выйти на мировой рынок и заявить
о себе, производить товары с экспортной
ориентацией и «ужить» социалистическую
направленность страны и рыночные механизмы.
Проанализировав ситуацию создания свободных экономических зон
на примере свободной экономической зоны «Сахалин», можно сделать вывод, что неудача первого опята создания свободных экономических зон, а также деятельность уже существующих нуждается в создании современных законов и нормативных актов, в которых должно быть учтено все положительное из практики мировых свободных экономических зон и местные особенности развития.
За время существования свободных экономических зон в России эффективных результатов в социально-экономическом развитии не получено в отличие от мирового опыта их внедрения.
Я считаю, что эффективная реализация
этой формы экономического взаимодействия
с остальным миром может осуществляться
при соблюдении следующих обязательных
условий:
·формирования на федеральном уровне
четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей
как общегосударственные, так и региональные
интересы;
·разработки и принятия соответствующей
законодательно-нормативной базы, регулирующей
процесс создания и функционирования
СЭЗ;
·организации СЭЗ на ограниченной территории,
исключающей нарушение принципа единого
экономического пространства страны;
·взаимной экономической заинтересованности
как местных, так и федеральных органов
в создании свободных зон;
·возможности (и готовности) федеральных
органов направить значительные бюджетные
средства для формирования инфраструктуры
СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект
для страны может быть получен лишь в перспективе;
·создания на федеральном уровне специального
органа управления, координирующего процессы
создания СЭЗ и осуществляющего контроль
за выполнением свободными зонами их обязательств
по отношению к государству, включая использование
средств, получаемых из федерального бюджета;
·предоставления иностранным и российским
инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших
условий для ведения хозяйственной деятельности,
чем те, которые они имеют за рубежом и
на остальной территории Российской Федерации.