Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 21:38, реферат
Рок-музыка (англ. Rock music) — обобщающее название многих направлений музыки, существующих с середины 1950-х годов. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. В данном реферате были упомянуты три философских вопроса, на которые пытается ответить каждая школа, каждая группа, каждый автор. Дарить людям надежду – тяжелая профессия. Имя ей – музыкант.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
Музыкальная составляющая………………………………………..3
Идеологическая составляющая…………………………………….4
Обзор направлений в отечественной рок-музыке……..7
Понятие рок-группы………………………………………………..7
Особенности языка рок-музыки……………………………………8
Классификация рок-групп по направлениям…………………….11
Школа Бориса Гребенщикова…………………………….11
Школа Андрея Макаревича……………………………….13
Школа “рока подворотен”………………………………...14
Школа интеллектуального рока…………………………..16
Школа “рока простого человека”………………………...18
Школа патриотического рока…………………………….20
Другие направления в отечественной рок-музыке……...21
Русский рок и основные философские вопросы……...22
Вопрос 1: “Что я могу знать?”…………………………………….23
Вопрос 2: “Что я должен делать?”………………………………..25
Вопрос 3: “На что я могу надеяться?”……………………………28
Заключение…………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...33
1) С утра шел снег, с утра шел снег –
Ты можешь делать что-то еще,
Если ты хочешь, если ты можешь.
2) Но если твой путь впечатан мелом в асфальт,
Куда ты пойдешь, если выпадет снег?
Четырем сезонам года также соответствуют свои символы, как правило, раскрывающие стадии жизни общества. Так, весне соответствует начало расцвета, лету его – наивысшая стадия, осени – угасание, а зиме “нижняя мертвая точка” развития:
Лето ушло и уже никогда не вернется.
Осень – хлебни ядовитой воды из колодца.
Зима будет долгой, но все обойдется.
А. Васильев (“Сплин”).
Или:
Осеннее солнце – гибель-сюрреалист,
Осеннее солнце – жатва.
Осеннее солнце листьями падает вниз.
Весна будет когда-нибудь завтра.
К. Кинчев.
Таким образом, символический язык играет ключевую роль при анализе текстов песен отечественных рок-групп, помогая, в частности, внести большую смысловую нагрузку в короткий текст (у некоторых авторов может быть обнаружена также составляющая текста, воздействующая на подсознание и за счет этого увеличивающая смысловую нагрузку, однако она скорее относится к предмету психологии, а не философии, поэтому здесь рассматриваться не будет). В данном реферате мы рассматриваем язык песни в ознакомительном плане исключительно как пособие к изучению философии русского рока. В следующих параграфах этой главы основное внимание будет уделено непосредственно особенностям различных направлений в отечественной рок-музыке.
И каждый из них шептал другое имя,
Каждый из них хранил свою печаль,
Но мне казалось, я смотрю вместе с ними
На одну и ту же, бегущую вдаль.
И. Кормильцев (“Наутилус Помпилиус”).
Множество порождает разнообразие. Отечественная рок-музыка с момента своего появления на свет развивалась в нескольких направлениях. Эти направления (школы, ветви) четко прослеживаются по музыке, текстам, духу песен. Задачей этого параграфа является их классификация с указанием характерных особенностей для каждого. Цитата, вынесенная в эпиграф для каждой школы, по мнению автора реферата, наилучшим образом отражает общую идею ее текстов.
Школа Бориса Гребенщикова
А мы всё живем, мы всё гадаем и ждем,
Мы всё поём о себе, о чем же нам петь еще?
БГ (“Аквариум”).
Борис Гребенщиков – наиболее легендарный среди всех представителей отечественной рок-музыки, что неудивительно, поскольку начав свою деятельность в 1972 году, этот автор по сей день с группой “Аквариум” продолжает выпускать альбомы, счет которым идет уже на четвертый десяток. Большинство прочих авторов в той или иной степени в своих текстах пользуются символикой, введенной Гребенщиковым, что говорит о популярности в определенных кругах его школы. Сам Борис Гребенщиков о своей популярности отзывается достаточно иронично:
Я был рыцарем в цирке, я был святым в кино.
Я хотел стать водой для тебя, меня превратили в вино.
Притом, что многие группы брали пример с “Аквариума”, ни одну из них нельзя отнести к его направлению. “Аквариум” неповторим. Эта группа многократно меняла музыкальные стили (от балалаечного фольклора до панк-рока), распадалась, соединялась, но не прекращала быть уникальной.
Борис Гребенщиков – автор подавляющего большинства текстов группы. В них, как правило, почти не затрагивается жизнь общества или политический строй, главное место уделяется человеку – самому Гребенщикову, его лирическому герою, незримому оппоненту или просто случайному прохожему. В большой степени затрагивается внутренний мир личности. Может быть, именно поэтому тексты “Аквариума” изобилуют символами и нечасто могут быть проанализированы на уровне разума, чаще на уровне чувств. Возможно в этом причина того, что средний возраст аудитории Бориса Гребенщикова всегда был на уровне 30 лет, в отличие от преобладающей среди поклонников других групп молодежи 15-20 лет.
Зачастую (особенно на раннем этапе творчества) Борис Гребенщиков писал песни под впечатлением прочитанных книг. Сфера его увлечений – древнекитайская и буддистская литература – нашла отражение в песнях, например:
Благоприятен брод через Великую реку.
Книга И Цзин, гексаграмма 24.
БГ, песня “Дело Мастера Бо”.
Таким образом, в качестве основных особенностей направления, представленного Борисом Гребенщиковым и “Аквариумом” можно выделить символизм и сложность текстов, их направленность во внутренний мир человека, влияние на тексты особого сорта литературы, разнообразие музыкальных стилей, используемых группой.
Школа Андрея Макаревича
Я пью до дна за тех, кто в море,
За тех, кого любит волна,
За тех, кому повезет, и если цель одна
И в радости, и в горе,
То тот, кто не струсил и весел не бросил,
Тот землю свою найдет.
А. Макаревич (“Машина Времени”).
Группа “Машина Времени” – одна из старейших среди существующих отечественных рок-групп. Лидер группы – Андрей Макаревич – является автором большинства ее текстов. Пожалуй, ему одному из немногих удалось развить в нашей рок-музыке направление, которое не зависело от влияния “Аквариума”. В связи с этим, в текстах песен группы фигурируют отличные от Гребенщикова и большинства групп символы, такие как река, море, лодка, костер и др. (см. эпиграф). Основными слушателями “Машины Времени” также как и “Аквариума” всегда были преимущественно люди старше 25 лет. Но если для “Аквариума” характерна насыщенность текстов символами, то “Машина Времени” использует их в меньшем количестве, однако ставит во главу песен насущные жизненные вопросы, более доступные и актуальные, чем рассуждения о внутренней природе самого себя у Бориса Гребенщикова (впрочем, последний осуждал Макаревича за упущение этой стороны жизненной философии в своих песнях). Для текстов “Машины Времени” характерен постоянный поиск смысла жизни и констатация его отсутствия:
Спускаясь к Великой реке,
Мы все оставляем следы на песке,
И лодка скользит в темноте,
А нам остаются круги на воде.
Или:
Ты думал собой осчастливить весь свет,
Сияньем его озарить,
Но ветер подул и тебя уже нет –
Кого ты хотел удивить?
Важное место занимают песни, посвященные отношениям в обществе и с обществом (как правило, с помощью акцентирования внимания на недостатках):
Лица стерты, краски тусклы – То ли люди, то ли куклы,
Взгляд похож на взгляд, а тень на тень.
Я устал и, отдыхая, в балаган вас приглашаю,
Где куклы так похожи на людей.
Итак, к основным чертам школы А. Макаревича и “Машины Времени” можно отнести мягкое звучание и ненавязчивость музыки, относительную простоту и доступность текстов, основное внимание в которых уделяется человеку, смыслу его жизни, отношениям с обществом и самому обществу. Раскрытие тематики песен происходит с помощью символов, отличных от применяемых Гребенщиковым и большинством групп. Отметим, что к тому же направлению, что у “Машины” относятся тексты известных рок-групп “Воскресение” и “Крематорий”.
Школа “рока подворотен”
Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах и в пульсации вен
Перемен, мы ждем перемен.
(В. Цой.)
К этому направлению относятся две известные группы – “Алиса” и “Кино”. Обе они родились и выросли в подполье, в текстах обеих отражено такое их происхождение:
Мы родились в тесных квартирах новых районов,
Мы потеряли невинность в боях за любовь.
Нам уже стали тесны одежды, сшитые вами для нас одежды,
И вот мы пришли заявить вам о том, что дальше:
Дальше действовать будем мы.
(“Кино”).
Или:
Лица слуг сальны, жир сердец –
Разве это начало нового дня?
Голод – наш брат!
Вспомни, как гнев площадей кромсал город.
(“Алиса”).
Музыкальный стиль групп варьируется от мелодичного медленного рока до “heavy metal”. Тексты достаточно просты и любой человек сможет уловить их основную мысль – необходимость движения вперед, от тьмы к свету, от ночи к дню. Направление движения не особо уточняется, зато констатируются недостатки существующего общественного строя и стиля жизни вообще:
Там за окном сказка с несчастливым концом,
Странная сказка…
(“Кино”).
Или:
В городе старый порядок, осень, который день идёт дождь.
(“Алиса”).
При этом выделяются песни о группе людей (“мы”), которая знает, куда двигаться и силой своей жизненной энергии сможет преодолеть все трудности (один из альбомов “Алисы” так и называется – “Энергия”). Песни “Кино” и “Алисы” отражали стремления целого поколения советской молодежи. В конце 80-х годов большинство молодых людей в Ленинграде (там образовались обе группы) устойчиво делилось на “киноманов” и “алисоманов”. “Алиса” и сейчас продолжает оставаться кумиром молодежи от 14 лет и старше. Лидер группы “Кино” Виктор Цой погиб в автокатастрофе в 1990 году.
Таким образом, характерными особенностями “рока подворотен” можно назвать: общее “пролетарское” происхождение, в музыке – жесткий ритм и высокая энергетика, в текстах – отражение проблем общества, необходимости движения вперед, акцентирование внимания на препятствиях к этому движению и вера в преодоление этих преград. Большое влияние на направление оказал символизм Б. Гребенщикова – особенно это заметно по текстам группы “Кино”.
Школа интеллектуального рока
Мы лежим под одуванчиковым солнцем
И под нами крутится цаца Земля.
Она больше, чем моя голова,
В ней хватит места для тебя и меня.
И. Кормильцев.
К этому направлению относится распавшаяся в 1997 году группа “Наутилус Помпилиус”. В меньшей степени сюда же можно отнести современную группу “Сплин”. “Наутилус” оригинален тем, что лидер группы Вячеслав Бутусов не являлся автором текстов группы (эту функцию выполнял Илья Кормильцев – автор большинства текстов “Наутилуса”). Тандемом Бутусов – Кормильцев было создано множество песен. В них большое внимание уделяется как человеку, так и обществу. В этом плане песни синтезируют в себе школу Бориса Гребенщикова и направление “рока подворотен”, используя, к тому же развитую систему символов, схожую с символикой “Аквариума”. “Наутилус” начинал с песен, направленных против общественного строя:
Круговая порука мажет как копоть,
Я беру чью-то руку, а чувствую локоть,
Я ищу глаза, а чувствую взгляд,
Где выше голов находится зад.
После распада СССР тематика песен претерпела значительные изменения, сместившись в сторону проблем личности:
Я просыпаюсь в холодном поту,
Я просыпаюсь в кошмарном бреду,
Как будто дом наш залило водой,
И что в живых остались только мы с тобой.
Или:
Ты говоришь, что нет любви, есть только пряник и плеть.
Я говорю, что цветы цветут потому, что не верят в смерть.
Большое внимание в текстах уделяется аудитории группы (как правило, это молодежь в возрасте 16-25 лет), констатируется то, что группа песнями формирует жизненные взгляды своих поклонников:
Я открою тебе самый страшный секрет,
Я так долго молчал, но теперь я готов.
Я создатель всего, что ты видишь вокруг,
А ты – моя радость, ты матерь богов.
Иногда песни “Наутилуса” по содержанию напоминают библейские притчи:
С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде.
И Андрей доставал из воды пескарей, а Спаситель погибших людей.
Или:
Мне снилось, что Христос воскрес и жив как я и ты.
Идет, несет незримый вес, а на руках бинты.
Идет по вымершим дворам пустынных городов
И слово жаждет молвить нам, но не находит слов.
Коллектив “Сплин” также может быть отнесен к данной группе. Его тексты совмещают в себе поиск смысла жизни и выделение недостатков общества, дух “Наутилуса”, “Аквариума” и “Алисы”:
Мой путь известен котам и кандидатам наук:
С самолетного трапа в открытый люк
Мимо банок с вареньем, очень вкусным вареньем…
Или более оптимистично:
Иди через лес, иди через ягоды, сосновые иголки,
К радуге на сердце.
Я пойду за тобой, я буду искать тебя всюду
До самой до смерти.
“Сплин” использует разветвленную систему символов, иногда акцентируя внимание на глобальных проблемах с констатацией безысходности происходящего (о многом в этом плане говорит название группы):
Скоро рассвет, выхода нет, ключ поверни и полетели.
Нужно писать в чью-то тетрадь кровью как в метрополитене:
“Выхода нет, выхода нет”.
Итак, основными характеристиками
данного направления в роке являются:
затрудненный анализ текстов по причине
масштабного использования
Школа “рока простого человека”
От старых друзей весточки нет – грустно.
А на душе от свежих газет пусто,
И от несвежих невелика потеха.
Правда, вот был армейский дружок – уехал.
В. Шахрин (“Чайф”).
К этому направлению относятся группы “Зоопарк” и “Чайф”. Первая была основана в 70-х годах и распалась после смерти своего лидера М. Науменко в середине 80-х. “Чайф” – более современная группа, известная с конца 80-х годов. Для обеих групп характерна простота изложения текстов, выраженная в почти полном отсутствии символов, иногда в нарочном утрировании, упрощении. Кроме того, значительная часть песен посвящена таким особенностям русского менталитета, как склонность к употреблению алкоголя:
Пиво!
Пиво, пиво, пиво пей!
(“Чайф”).
Сейчас группа “Чайф” популярна в самых широких и разновозрастных кругах населения.
Отметим, что в текстах групп этого направления все же присутствует немало элементов философии, в частности, поиск смысла жизни:
Уверенным шагом войду к врачу,
Скажу, что жить так больше не могу и не хочу.
Или:
В общем-то годы нас научили брать с собой
Всю нашу боль, тепло нежных рук, запах любимых волос.