Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:42, доклад
Человек издавна отличал себя от других животных. С ростом общественного сознания он менял и признаки своего отличия от других животных. В чем только не усматривал он свое отличие от других животных: и в прямой походке, и в двуногости, и в двурукости и т.д., и т.п. до Маркса и Энгельса основными отличительными признаками человека от других животных считались религия, разум, мораль, речь.
В дальнейшем Маркс особое внимание уделяет двум последним простым моментам процесса труда, оставляя в стороне "самый труд". "Самый труд", как таковой, Маркс нигде и никогда конкретно не рассматривал. Это было связано, прежде всего, с направлением и характером его научной деятельности. Вопросы, которыми он занимался вплотную - товар, деньги, стоимость, классы и др. - невозможно было уяснить и объяснить без глубокого знания о предмете труда и средстве труда, но было и стало возможным их уяснение и объяснение без глубокого знания "самого труда".
Поскольку в понимании отечественных ученых обществоведов труд немыслим без орудий труда, постольку обратившись к понятию "орудия труда" найдем, что первыми орудиями труда человека были его естественные органы тела, в частности руки и зубы. Естественными органами своего тела обладают и другие животные, а не только человек, откуда следует вывод о способности к труду всех животных. Так как труд в принятом понимании представляет собой целесообразную, сознательную деятельность, а сознание и язык, опять-таки в принятом понимании, неразрывно связаны между собой, постольку очевидно, что и труд, и сознание, и язык присущи как человеку, так и остальным видам животных.
Что касается труда вообще, т.е. "самого труда" то он возникает исторически в процессе становления жизни на Земле, или где бы то ни было, как специфический способ удовлетворения жизненных потребностей представителей живого мира. Труд есть процесс расходования и потребления энергии, всеобщее необходимое условие обмена энергии между живым организмом и остальной природой, вечное естественное условие жизнедеятельности живого организма независимое от какой бы то ни было формы жизни. Труд был до человека, есть при человеке, и будет после человека. Следовательно, можно не в известном смысле, как думали Маркс и Энгельс, а можно и нужно в прямом смысле сказать: труд создал самого человека.
Видимая разница в жизнедеятельности человека с одной стороны, и жизнедеятельности остальных животных, с другой стороны, заключается в том, что человек осуществляет свою жизнедеятельность максимально сознательно - минимально инстинктивно, тогда как другие животные - наоборот: максимально инстинктивно - минимально сознательно. Человек начинается там и тогда, где и когда животное начинает осуществлять свою жизнедеятельность максимально (более 50%) сознательно минимально (менее 50%) инстинктивно. Первым таким животным, осуществлявшем свою жизнедеятельность максимально сознательно - минимально инстинктивно, был неандерталец.
Основным доводом против принадлежности неандертальца к человеку как виду животного служит агрессивность неандертальца. На основе клинических наблюдений выяснилось, что поражение лобных долей человека приводит к нарушению его нервной системы вследствие чего он становится злобным и буйным, непригодным к жизни среди нормальных людей. Исходя из этого, неразвитость переднего отдела мозга неандертальца относительно мозга человека современного вида истолковывается в пользу чрезмерной агрессивности неандертальца, в пользу его непригодности для жизнедеятельности в человеческом общежитии.
Никто не спорит против последствий поражения лобных долей. Вполне вероятно, что поражение лобных долей человека приводит к тяжелому нарушению его нервной системы. Однако причем здесь неандерталец? У неандертальца не были поражены лобные доли. Его мозг представлял собой хорошо отлаженный механизм. Работа головного мозга, как механизма, не зависит от конфигурации головы. Например, часы могут иметь форму круга, квадрата, треугольника и т.д. Часы бывают ручные, настенные и т.д. И в том и в другом случае сущность часов не меняется. Если по какой либо причине, скажем треугольные часы, стали давать сбой в работе (разбились, упав на пол), то это не значит, что остальные часы так же непригодны в качестве часов. У неандертальца не были поражены лобные доли, и он не страдал нарушением своей нервной системы. Все составные части его головы работали как одно целое без обрывов между отдельными звеньями. Его мозг выполнял свои функции на предельно возможном для него уровне, хотя и располагался несколько иначе, чем у современного человека. Это, во-первых.
Во-вторых, по степени
агрессивности неандертальца
Агрессивность в том виде, в каком она проявлялась у неандертальца, свойственна исключительно человеку. Она неразрывно связана со становлением у него зачатков сознания присущих только человеку как виду животного. История человечества до наших дней убедительно свидетельствует, что начиная с неандертальца агрессивность человека не только не убывает, а напротив - возрастает. Ступая по восходящей линии агрессивности человек уничтожал и продолжает уничтожать себе подобного, т.е. другого человека лишь за то, что у того другой цвет кожи, другой разрез глаз, другая вера и прочим отличительным признакам. Нам, людям ХХ-XXI века не пристало приписывать неандертальцу чрезмерную агрессивность. С высоты сегодняшнего дня несколько десятков расколотых черепов найденных на стоянке неандертальца вкупе с почти доказанным каннибализмом служат зыбким основанием винить его в чрезмерной агрессивности. Агрессивность неандертальца ничто по сравнению с агрессивностью фашистов в годы Второй Мировой войны. Что скажут потомки о нас, о человеке ХХ века через десятки тысяч лет раскопав стоянку на территории одного из немецких концлагерей и, глядя на его достопримечательности вроде газовых печей Освенцима, где буквально за пару лет было уничтожено около 4 млн. человек, т.е. приблизительно по 6 тыс. человек в день.
Говоря о неандертальце как о первом животном осуществлявшем свою жизнедеятельность максимально сознательно - минимально инстинктивно, как о первом представителе вида человека в истинном значении этого слова, нельзя обойти молчанием такой вид его деятельности как захоронение усопших сородичей. Традиция захоронения усопших сородичей берет свое начало именно с неандертальца. Другому животному, кроме человека, этот вид деятельности несвойственен.
Совершенно неверно
выводить становление практики захоронения
усопших сородичей из появления
у неандертальца понимания
Благодаря росту своего сознания неандерталец был на голову выше других животных не только в плане отрицательных, но и положительных эмоций. При всей своей агрессивности он был по-своему хорошим семьянином, преданным другом, доброжелательным, чутким и отзывчивым существом. Полагаю никто не будет спорить, что даже самый отъявленный негодяй и самый жуткий палач имеют положительные эмоции на голову выше, чем положительные эмоции представителя любого вида животного стоящего на эволюционной лестнице ниже человека.
Таким образом, человек начинается с выходом на историческую арену неандертальца. Это вовсе не значит, что и общество начинается с выходом на историческую арену коллектива неандертальцев.
Как человек в лице неандертальца не свалился с неба, а произошел от своего животного предка, так и общество не берется из неоткуда, а происходит от сообщества животного предка человека. Не только человек, но и другие животные изначально не свободны в выборе своих производительных сил и социальных отношений. Каждое новое поколение, как людей, так и других животных вступает в жизнь с уже готовыми производительными силами и социальными отношениями, являющимися результатом жизнедеятельности предыдущего поколения своих сородичей.
Появление неандертальца на исторической арене обусловлено развитием производительных сил его животного предка на качественно новом уровне не свойственном животным стоящим на эволюционной лестнице ниже человека. Вместе с тем, социальные, и, прежде всего, производственные отношения неандертальца, захваченные им с собой из "животного мира" в силу известной консервативности продолжали оставаться не уровне свойственном животным стоящим на эволюционной лестнице ниже человека. Данное обстоятельство противоречит утверждению отечественных ученых обществоведов о параллельности и двуединости процессов происхождения человека и общества. Лишь в процессе жизнедеятельности неандертальца, унаследованные им старые социальные, и, прежде всего, производственные отношения - свойственные животным стоящим на эволюционной лестнице ниже человека, стали принимать черты социальных, и, прежде всего, производственных отношений свойственных человеку. Таким образом, только с приведением неандертальцем унаследованных им социальных, и, прежде всего, производственных отношений в соответствие с характером и уровнем развития своих производительных сил можно и нужно говорить о преобразовании стада в общество.
Резюме
1. Маркс и
Энгельс не несут
2. Вопреки общепринятому мнению в научной литературе ни труд, ни сознание, ни язык не являются родовым признаком человека. И труд, и сознание, и язык свойственны как человеку, так и другим видам животных.
3. Труд возникает
исторически в процессе
4. Видимая разница
в жизнедеятельности человека
с одной стороны, и
5. Человек начинается там и тогда, где и когда животное начинает осуществлять свою жизнедеятельность максимально (более 50%) сознательно - минимально (менее 50%) инстинктивно. Первым таким животным, осуществлявшем свою жизнедеятельность максимально сознательно - минимально инстинктивно, был неандерталец.
6. По степени
агрессивности неандертальца
7. Появление
в жизнедеятельности
8. Человек начинается
с выходом на историческую
арену неандертальца. Это
Список литературы
1. Андреев И.Л.
Происхождение человека и
2. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. Изд.2-е. Т.13, стр. 8.
3. Фролов И.Т. Введение в философию. Учеб. для вузов. В 2 частях. Ч.2-я. - Москва: Политиздат, 1989 г., стр. 514.
4. Фролов И.Т. Указ. соч., стр. 225-226.
5. См. Фролов И.Т. Указ. соч., стр. 220
6. К.Маркс и Ф.Энгельс. Указ. соч. Т.20, стр. 491.
7. Философия. Основные идеи и принципы. Под общ. ред. А.И.Ракитова. Изд. 2-е. М., 1990 г., стр. 76.
8. К.Маркс и Ф.Энгельс. Указ. соч. Т.23, стр. 195.
9. Фролов И.Т. Указ. соч., стр. 514.
10. Андреев И.Л. Указ. соч., стр. 86
11. Андреев И.Л. Указ. соч., стр. 94
12. Андреев И.Л. Указ.соч., стр. 95.
13. К.Маркс и Ф.Энгельс. Указ. соч. Т.23, стр. 51, 55, 188.