Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 13:55, контрольная работа
Подбирая материал для своего реферата, я прочитала несколько статей по выбранной теме и обнаружила, что, говоря о биоэтике, об этике в науке современные авторы уж как-то очень «стыдливо» обходят стороной то, что под прикрытием науки творилось в 30 – 40 гг. в Германии, то, что примерно в то же время происходило в США. Да, возможно, для кого-то важно подумать о том, не спросить ли согласия у лабораторной мыши прежде, чем проводить эксперименты с её непосредственным участием.
Евгенические общества не могли не считаться с общественным мнением, тем более что значительную часть пропагандистов идеи усовершенствования человечества составляла интеллигенция, для которой этические проблемы никогда не были второстепенными. Антигуманный характер негативной евгеники (действующей быстрее и нагляднее) в первую очередь вынудил теоретиков евгенической перестройки общества занять максимально отстраненную позицию и переложить ответственность на государство. . Как писал Н.К. Кольцов, наука может сказать, каким путем достигнуть требуемого идеала, но каким должен быть этот идеал, она сказать не в состоянии. Общее направление демографической политики - прерогатива прогрессивного, евгенически грамотного государства. Однако попытки представить евгенические рекомендации как этически нейтральные, не увенчались успехом.
Чтобы не ошибиться в людях, которые могли бы стать родителями «евгенических» детей, сам Н.К.Кольцов занялся изучением генеалогии таких выдающихся людей, как А.М.Горький, Ф.И.Шаляпин, С.А.Есенин и др. Общий вывод о русском генофонде он сделал весьма оптимистический: "Рассмотренные нами генеалогии выдвиженцев ярко характеризуют богатство русской народной массы ценными генами" (там же). Многообещающие результаты евгенических «браков» Н.К.Кольцов связывал с огромным разнообразием русских генотипов. Он писал: «Величайшей и наиболее ценной особенностью (любой) человеческой расы является именно огромное разнообразие ее генотипов, обеспечивающее прогрессивную эволюцию человека» При этом он вовсе не отрицал роль воспитания евгенических детей. Вовсе недостаточно, считал он, родиться от здоровых и одарённых родителей, «требуется, чтобы каждый ребенок был поставлен в такие условия воспитания и образования, при которых его специфические наследственные особенности нашли бы наиболее цельное и наиболее ценное выражение в его фенотипе» Но социокультурному фактору усовершенствования людей Н.К.Кольцов придавал меньшее значение, чем генетическому (наследственному). Этим и объясняется его страстное увлечение евгеникой в ХХ годы.
В 1923 г. Н.К.Кольцов в статье «Улучшение человеческой породы» писал: «Многие социологи наивно, с точки зрения биолога, полагают, что всякое улучшение благосостояния тех или иных групп населения, всякое повышение культурного уровня их должно неизбежно отразиться соответственным улучшением в их потомстве и что именно это воздействие на среду и повышение культуры и является лучшим способом для облагораживания человеческого рода. Современная биология этот путь отвергает» А в 1927 г. он пояснял: «В начале ХХ века возникает мысль о возможности научно влиять на размножение человека с целью предохранить человеческий род от возможности вырождения и путём отбора наиболее ценных производителей улучшить человеческую породу так же, как улучшаются путём искусственного отбора породы домашних животных и культурных растений»6 Особую проблему для евгенического движения начала XX века представляла пропаганда "отстранения" определенных категорий граждан от участия в размножении. Наибольшее неприятие вызывал вопрос о стерилизации. Именно он наиболее активно дискутировался в 20-х годах, поскольку евгенисты считали стерилизацию самой гуманной и единственно действенной с точки зрения их задач мерой, тогда как для обывателя это было самым грубым посягательством на дарованную Богом способность.
Обсуждение проблемы вышло за рамки научных и научно-популярных публикаций и было передано в ведение правительственных органов. Так появилась на свет, например, шведская программа стерилизации. В 1922 году депутат шведского рейхстага, государственный инспектор по призрению душевно больных доктор А. Перрен внес в рейхстаг предложение: выработать условия, при которых разрешается стерилизация слабоумных, душевно больных и эпилептиков. Внесенный проект прошел через комиссию и был одобрен обеими палатами. Выработать конкретные условия правительство поручило Государственному институту расовой гигиены.
Результаты работы института были представлены в докладной записке, начинавшейся с утверждения, что "число интеллектуально и морально малоценных индивидов в нашей стране, как и в большинстве других стран, становится угрожающим"7 . Большая часть дефектов населения, по оценке ученых, имеет наследственный характер, причем, ущербные индивиды явно отличаются повышенной плодовитостью. Исследования показали также, что невозможно улучшить ситуацию, только повысив материальное благосостояние. В действительности прогресс общества напрямую зависит от того, какой процент населения получает правильные задатки от полноценных родителей. Исходя из этого, первейшая задача государства - опять же предоставление полноценным производителям лучших условий для организации семьи и ограничение прироста неполноценных.
Составители докладной записки заявляли, что при осуществлении программы не удастся совершенно избежать "негативных мер", но прибегать к ним следует только в случае действительной необходимости и на основе установленных наукой данных. "Мы считаем себя вправе ограничить свободу неполноценных запрещением браков. Но самым легким и самым верным способом предотвращения размножения таких особей является оперативная стерилизация, мера, которая во многих случаях может быть признана менее противоречащей личным интересам соответствующих особей, чем запрещение браков и многолетнее заключение"
В этих рекомендациях шведские евгеники опирались на "положительный опыт" США, где принудительная стерилизация к тому времени уже была законодательно оформлена и применялась во многих штатах.( ШТАТЫ, ОДОБРИВШИЕ ЗАКОНЫ О СТЕРИЛИЗАЦИИ (1907-1931) Индиана, Вашингтон, Калифорния, Коннектикут, Невада, Айова, Нью Джерси, Нью Йорк, Северная Дакота, Кансас, Мичиган, Висконсин, Небраска, Орегон, Южная Дакота, Нью Хэмпшир, Северная Каролина, Алабама, Монтана, Делавэр, Вирджиния, Айдахо, Юта, Миннесота, Мэн, Миссисиппи, Западная Вирджиния, Аризона, Вермонт, Оклахома.)
Начало процессу было положено
федеральным собранием штата
Индиана, издавшим закон, по
которому идиоты, слабоумные, а также
лица, покушавшиеся на изнасилование,
В некоторых штатах практиковалась замена (по желанию преступника) длительного тюремного заключения стерилизацией. Последнее противоречило принятому в Европе решению проводить стерилизацию только по евгеническим показаниям. Авторы шведского закона специально оговаривают, что стерилизация не должна применяться к преступникам как мера наказания. Тем более она не должна быть принудительной, осуществлять ее можно только с согласия самого лица либо его опекуна.
Российские
евгенисты, обсуждавшие вопрос о
допустимости этой процедуры на страницах
"Русского евгенического журнала",
пришли к сходному заключению. Они
отмечали, что стерилизация "наследственно
опасных" при отсутствии злоупотреблений
не противоречит ни общественной, ни индивидуальной
нравственности (П.П. Викторов), но прибегать
к этой мере следует лишь в редких случаях
полной и очевидной конститутивной дегенерации
(Н.К. Кольцов) по рекомендации комиссии
специалистов. Широкая общественность
взволновалась, когда поняла, какой оборот
принимают отвлеченные рассуждения о
вырождении человечества. Именно с этого
момента ведет отсчет представление о
том, что евгеника - это благородная затея
с негодными средствами.
2.Евгенические идеи – установки фашизма.
«Те, кто нездоровы физически или умственно, не должны увековечивать свои страдания в телах собственных детей. Посредством образования, государство должно учить граждан тому, что болезнь - не позор, а несчастье, достойное сожаления, но в то же время, позорно и преступно увеличивать несчастье, передавая его невинным созданиям из чисто эгоистических побуждений. Помимо этого, государство должно учить граждан воспринимать как гуманитарный акт, достойный всяческого восхищения, и как проявление истинно благородной натуры, когда несчастный, страдающий от наследственной болезни, воздерживается от заведения собственного ребенка, но отдает всю свою любовь и нежность ребенку безвестному, но такому, чье состояние здоровья гарантирует, что он станет полным сил членом мощного общества». АДОЛЬФ ГИТЛЕР, Моя борьба (1925)
Окончательное отвращение общественности от идеи усовершенствования человеческой породы произошло после полномасштабных акций по эвтаназии неполноценных. В Германии, где евгеника стала частью официальной идеологии правящего национал- социалистского режима, были приняты законы, по которым в 1939-1942 годах проводилась такая эвтаназия.
Евгенические идеи органично слились с расистскими установками фашизма. Теоретический труд Адольфа Гитлера "Mein Kampf", излагавший основы национал-социализма, можно рассматривать и как манифест практической евгенической политики. Гитлер писал, что народное государство ставит интересы расы в центр общественной жизни. Оно обязано следить за чистотой расы. Оно должно объявить детей основной ценностью народа. Оно должно позаботиться о том, чтобы только здоровые люди производили потомство. "Существует только один стыд: будучи больным и ущербным производить на свет детей, и наивысшая доблесть - отказаться от этого. И наоборот, следует считать обязанностью производство здоровых детей для нации. Государство должно служить гарантом тысячелетнего будущего нации, по сравнению с которым желания и способности отдельных индивидов - ничто. Оно должно поставить на службу этой задаче все средства новейшей медицины".
Государство,
говорит он далее, обязано объявить
неспособными к воспроизводству
больных с отягощенной
Общий
итог расово-гигиеничес-ких
Все это, по существу, есть результат последовательного проведения в жизнь евгенических идей, изложенных Ф. Гальтоном на страницах "Наследственного гения". Германия показала миру, чем может обернуться для человечества практическая евгеническая программа, если получит государственную поддержку. Но путь, пройденный Германией, нельзя считать уникальным, специфическим проявлением "национального характера". Другие страны очень близко подошли к черте, отделяющей отвлеченное теоретизирование от реального и необратимого вмешательства в частную жизнь граждан. По-видимому, только ужасы фашистской Германии, а также факт, что Германия все-таки проиграла войну, удержало их от законодательного разрешения принудительной эвтаназии. Конечно, в отсутствие тоталитарного режима уничтожение неполноценных не могло осуществляться в масштабах Германии, но в "разумных" пределах оно вполне могло бы состояться и в Англии, и в Швеции, не говоря уже о стране Советов Как известно, деятельность "евгенистов" в СССР к концу 20-х годов была прекращена. Таким образом, первая масштабная попытка решения проблемы вырождения человечества средствами науки провалилась, причем столь очевидным образом, что и до сих пор генетики стесняются признаваться в евгенических склонностях. Однако евгенические идеи живучи, и сегодня они вновь приобретают популярность в связи с серьезными успехами геномных исследований.
3.Евгеника в современности.
Несмотря на то, что евгеника является чисто научной дисциплиной, т. н. евгенисты взяли на вооружение ненаучную, расистскую часть теории и используют её как обоснование «совершенства» какой-либо расы. Это оттолкнуло многих ученых от евгенических идей и задержало развитие евгеники, сделав сам термин непопулярным. В развитых странах на практике растет т. н. генетический груз — сохранение нежизнеспособных особей за счет сокращения числа спонтанных абортов (отсеивающих при естественном процессе беременности часть возникших мутационных нарушений), в том числе путем перевода беременных в режим «на сохранение» (обычно подразумевается сохранение каждой имеющейся беременности).Второй причиной роста генетического груза является развитие медицины, которое позволяет дойти до репродуктивного возраста лицам, имеющим значительные врожденные генетические аномалии или заболевания. Эти заболевания ранее были препятствием к передаче дефектного генетического материала следующим поколениям. В связи с этими факторами концепция евгеники в отношении человека сегодня более актуальна, нежели 100 лет назад. Способом сокращения генетического груза, помимо аборта, основанного на результатах анализов, в том числе амниотической жидкости, является превентивное консультирование родителей в медико-генетических центрах. Евгенические принципы сегодня частично реализуется в рекомендациях по желательной / нежелательной беременности — пока что такие оценки проводятся на основании опроса и/или биотестирования лишь небольшой категории лиц, входящих в т. н. «группу риска». Социальной компенсацией для лиц, не имеющих шансов на рождение собственного здорового потомства, являются методы искусственного оплодотворения, а также институт усыновления.