Эстетические проблемы аборта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:49, курсовая работа

Краткое описание

Искусственный аборт, контрацепция и стерилизация - это современные формы медицинского вмешательства в репродуктивную способность человека. В XX веке оно приобретает массовый характер и происходит на фоне принципиальных изменений его нравственной оценки и юридического статуса. Цивилизованный мир - прежде всего государства Европы, США, Россия - пытается освободиться от традиции, в которой они существовали практически пятнадцать веков.

Содержание работы

Этические проблемы аборта, контрацепции и стерилизации

Этико-медицинский уровень проблемы аборта

История вопроса о юридическом статусе плодоизгнания

Социально-политические аспекты проблемы аборта

Либеральный подход к проблеме аборта

Проблема статуса эмбриона

Консервативный подход к проблеме аборта

Контрацепция и стерилизация

Медицинские аспекты контрацепции и стерилизации

Демографическая политика и контрацепция

Консервативные прогнозы и оценки

Содержимое работы - 1 файл

Этические проблемы аборта.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

     Тем не менее, с нашей точки зрения, такой подход вряд ли может быть оценен как безупречный. Моральный статус человеческого существа не определяется набором физиологических реакций и свойств. Такое "определение" сродни уже известному: процедуре сведения морального, этического к биологическому с благой, но не вполне корректной целью объяснения моральных ценностей и норм. Если мы говорим о моральном статусе плода, пытаясь ответить на вопрос о моральности аборта, то лучше всего делать это, находясь в границах самого морального сознания, а не физиологических процедур. При этих условиях плод приобретает моральный статус, соучаствуя в моральных взаимоотношениях. Критерием морального статуса плода является его включенность в моральное отношение, которое возникает, когда плод, эмбрион, зародыш, "сгусток ткани" - становится объектом моральной рефлексии и для матери, в тот или иной критический момент выбора, и для человеческой культуры, которая самой постановкой проблемы о моральном статусе эмбриона уже делает его субъектом фундаментальных моральных прав, проявляя при этом моральные качества человеческого рода в целом, такие как солидарность, долг, взаимоответственность, свобода, любовь, милосердие.

     Вряд  ли целесообразно отрицать эти ценности, которые являются традиционным содержанием  морально-этического "должного", несмотря на реальность различных житейских обстоятельств, разных практических интересов и все ситуативное многообразие "сущего". Морально-этическое решение проблемы начала человеческой жизни (в его нередукционистской форме) является разумным и непротиворечивым дополнением как к религиозной позиции, так и к естественнонаучной, представленной исследованиями современной микрогенетики, и выполняет одну из своих традиционных функций жизнезащиты. 

  1. Консервативный  подход к проблеме аборта
 
 

     В России сосуществуют самые различные  ценностно-мировоззренческие ориентации, среди них выделяются - либеральная  и консервативная, Каждая из этих позиций  имеет свои основания, свою традицию. Консервативная - основывается на моральных  ценностях религиозной культуры. Рассмотрим особенности консервативного подхода к проблеме аборта на примере православия.

     Как известно, в Библии мало изречений, прямо относящихся к обсуждаемой  проблеме. К ним относятся слова  Иова, который, говоря о своей жизни , начинает с "ночи, в которую сказано:, зачался человек!" (Иов 3, 3). А в "Книге Договора" устанавливается, что человек, толкнувший беременную женщину, что стало причиной выкидыша, обязан заплатить штраф (Исх. 21,22). Христианское "нет" абортам однозначно и основательно. Православное богословие полагает, что при решении сложных нравственных вопросов "на первое место чаще всего выдвигается самая жизнь основателя христианства, как воплотившая в себе идеал совершеннейшего пути ко спасению". В этом плане Благовещение Архангела Гавриила Марии: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами", представляет собой символическую форму христианского понимания начала человеческой жизни.

     Этот  принцип ставит под сомнение "право  женщины на собственное тело", допускающее, что плод есть лишь часть материнской ткани. "Это не ее тело; это тело и жизнь другого человеческого существа, вверенного ей материнским заботам для кормления".

     К каноническим относится суждение Василия  Великого (IV-V вв. н.э.): "Умышленно  погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению как за убийство" Однако оценка аборта как нарушения ветхозаветной заповеди "не убий" - одно из оснований его христианского осуждения. К мысли об еще одном основании приводит св. Иоанн Златоуст. Он пишет, что плодоизгнание "нечто хуже убийства... так как здесь не умерщвляется рожденное, но самому рождению полагается препятствие".

     Что может быть "хуже убийства"? Очевидно то, что приводит к убийству, что  является его основанием. Это - нарушение "первой и наибольшей заповеди" - заповеди Любви. Максим Исповедник различает пять видов любви: "ради Бога", любовь "по причине естества, как родители любят чад", "ради тщеславия", "из-за сребролюбия", "вследствие сластолюбия". Из этих видов любви на второе место Максим Исповедник помещает любовь "по причине естества". Аборт - это нарушение заповеди любви, причем в самой ее человечески-глубинной сути - через убийство матерью своего дитяти. Даже животный мир, к сравнению с которым так часто прибегает натурализм, не знает аналогов подобного действа, свидетельствуя о его противоестественности.

     Аборт - это "препятствие рождению". Но рождение - это "выход из материнской  утробы", которая в христианской семантике является не просто анатомическим  термином. Смысл этого слова в  христианской традиции, как полагает С.Аверинцев, чрезвычайно широк и значим: это и "милосердие", и "милость", и "жалость", и "сострадание", и "всепрощающая любовь". С.Аверинцев считает, что символика "чревной" и "теплой" материнской любви особенно характерна для грекославянского Православия, в отличие от смыслов этого понятия в античности, и сохраняется "в образе девственного материнства Богородицы" до сих пор.

     Особое  почитание Богородицы в Православии  проявляет себя в величаниях церковных  песнопений, в наименованиях явленных икон Божией Матери. П.Флоренский дает одно из самых полных их перечислений: "Истинная Животодательница", "Нечаянная радость", "Умиление", "Отрада или Утешение", "Сладкое Лобзание", "Радость всех радостей", "Утоли мои печали", "Всех скорбящих радость", "В скорбях и печалях утешение", "Заступница усердная", "Взыскание погибших", "Умягчение злых сердец", "Избавление от бед страждущих", Милостивая Целительница", "Путеводительница", "Истинный живоносный Источник".

     Каждое  название иконы Богоматери - это буква в алфавите православной нравственности, первой заповедью которой является "заповедь любви". Принятие и допущение аборта как естественной практики культуры, без определенных морально-нравственных ограничений и разъяснений - это симптом морального кризиса культуры.

     Врач, как принципиальный со-участник жизни  человека с момента его рождения до смерти, сегодня имеет возможность  свободно обсуждать фундаментальные  проблемы человеческой жизни. Определить отношение к ним ему поможет  и моральная традиция отечественного врачевания, и принципы Всемирной Медицинской Ассоциации, которая в 1983 году принимает специальную декларацию о медицинских абортах:

     "1. Основополагающий моральный принцип  врача - уважение к человеческой  жизни с момента ее зачатия. 

     2. Обстоятельства, противополагающие интересы потенциальной матери интересам ее неродившегося ребенка, ставят врача перед необходимостью выбора: сохранить беременность или преднамеренно ее прервать.

     3. Неоднозначность выбора определяется  разными религиозными и нравственными позициями, причем любое из решений требует уважения.

     4. Определение отношения к этому  вопросу и правил его решения  в данном государстве или общине  лежит вне компетенции медицины; врачи должны лишь обеспечить  защиту своим пациентам и отстоять собственные права в обществе.

     5. В тех странах, где медицинские  аборты разрешены законом, компетентные  специалисты могут делать их  на легальном основании. 

     6. Если личные убеждения не позволяют  врачу рекомендовать или сделать  медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге.

     7. Исполнение положений настоящей  Декларации Генеральной Ассамблеи  Всемирной Медицинской Ассоциации  не является обязательным для  тех ассоциаций-членов, которые не  присоединятся к ней". 

  1. Контрацепция  и стерилизация
 

     Наряду  с искусственным абортом, формами  медицинского вмешательства в генеративную функцию человека являются контрацепция и стерилизация. В настоящее время  женщина обладает равным правом как  на аборт, так и на контрацепцию и  стерилизацию. Однако эти формы медицинского вмешательства не равнозначны. Контрацепция и стерилизация - это эффективные формы предупреждения искусственных абортов, включая и нелегальные. Зарубежная статистика свидетельствует, что широкое применение контрацепции снижает количество абортов. В Болгарии, Венгрии, Чехии, Германии, где охват современными видами контрацепции составляет 50-60%, количество абортов стало в 2-3 раза меньше родившихся.

     Однако  моральное различие между предупреждением  зачатия и искусственным абортом  принималось и существовало не всегда. Ориентируясь на ветхозаветный императив "Плодитесь и размножайтесь", многие христианские ученые отрицали любое искусственное ограничение деторождения. В качестве единственной альтернативы допускалось воздержание в браке. Эти принципы долгое время формировали нравственную культуру врачей. В 1912 году доктор Л.Окинчиц писал: "Главным препятствием к научной разработке способов, предупреждающих зачатие, является осуждение их врачами с этической точки зрения". В начале века попытки многих врачей усмотреть и убедить общественное мнение, что "предохраняющие средства есть мера лечебная", успеха не имели.

     Ситуация  меняется к концу века. В 1991 году на XIII международном конгрессе акушеров-гинекологов  проф. Пинотти была предложена новая  концепция здоровья и благосостояния женщины, где наряду с традиционными формами принципиальное место занимает медицинская помощь по контрацепции. 

  1. Медицинские аспекты контрацепции и стерилизации
 

     Существующие  методы контрацепции можно условно  разделить на две группы. К первой, традиционной, группе относят ритмический метод, который известен в литературе как календарный, температурный метод, прерванный половой акт, механические средства, химические с локальным действием. Ко второй группе современных методов относятся: гормональная или оральная контрацепция, внутриматочные средства (ВМС).

     50-60 годы XX века - период испытаний и  внедрения в клиническую практику  оральных контрацептивов. Американские  ученые Y.Pincus и J.Rock выделяют ряд  препаратов, подавляющих овуляцию. В 60-х годах, благодаря применению гибкой пластмассы была реализована идея немецкого гинеколога R.Ricker, который еще в 1909 г. предлагал использовать введение в полость матки шелковые нити, скрученные в кольцо, 60-е годы - время создания и внедрения полиэтиленовых внутриматочных спиралей типа петли Lippes. Интересно, что несмотря на то, что ВМС широко применяются уже десятки лет, механизм их действия остается загадкой.

     Отличие современных контрацептивных средств - уровень их патологического воздействия на организм. И.Мануилова, на основании многолетних исследований, приходит к выводу: "Эффективность противозачаточного метода пропорциональна частоте побочных реакций и осложнений, обусловленных методом контрацепции". Степень же эффективности современных средств возрастает по сравнению с традиционными методами в 10-20 раз (оральная контрацепция) и в 3-7 раз (ВМС),

     Предельно эффективным методом контрацепции является стерилизация - "перевязка" или создание искусственной непроходимости маточных труб при мини-лапаротомии, лапароскопии или гистероскопии. Однако возможна и сегодня получает распространение не только женская, но и мужская стерилизация (вазэктомия). В настоящее время используется два вида стерилизации: один из них - с восстановлением генеративной функции ("зажимы Фильше"), и второй - так называемая необратимая стерилизация. Оба вида стерилизации активно пропагандируются, например в США. В журнале "Демографические отчеты" (июнь, 1996 г.), издаваемым Университетом имени Джонса Гопкинса (США) и субсидированным Фондом ООН по народонаселению, подробно описывается применение местной анестезии при стерилизации, а также сама хирургическая операция, изложены существующие методики лигирования маточных труб, описываются формы, с помощью которых можно подготовить специалистов по выполнению этой процедуры, которую журнал называет "методом номер один". Но возникает вопрос: методом чего? Ответ очевиден: "методом номер один" не только медицинских нововведений, но и демографической политики Фонда по народонаселеню по отношению ряда стран, в том числе и к России. Действительно, относительная простота этого метода (например, при нехирургической стерилизации), необратимый характер полного подавления репродуктивной способности может служить средством не только планирования семьи, но и управлению и контролю за демографическими процессами с заранее заданными и весьма разнообразными целями. 

  1.  Демографическая политика и контрацепция
 

     Возможность регулирования демографических  процессов на уровне государственного контроля за рождаемостью была известна уже греческой цивилизации. Аристотель в "Политике" рекомендовал: "Пожалуй... должно поставить предел скорее для деторождения, нежели для собственности, так, чтобы не рождалось детей сверх какого-либо определенного числа. Это число можно было бы определить, считаясь со всякого рода случайностями, например с тем, что некоторые браки окажутся бездетными. Если же оставить этот вопрос без внимания, что и бывает в большей части государств, то это неизбежно приведет к обеднению граждан, а бедность - источник возмущений и преступлений". В IV-III вв. до н.э. вопрос о перенаселении, как сообщает Полибий, решается в Древней Греции ограничением рождения одного-двух детей в семье. Когда-то, по крайней мере для Аристотеля, наиболее гуманным средством строгого и обязательного соблюдения этого установившегося обычая, в сравнении с убийством и заброшенностью новорожденных, был аборт. Для современной цивилизации, по крайней мере на уровне положений ООН, характерна позиция, что аборт нельзя рассматривать как метод регуляции рождаемости. Этим методом становится контрацепция и стерилизация - на уровне медицинской практики, и принципы "планирования семьи" и "правильного репродуктивного поведения" на уровне идеологии.

Информация о работе Эстетические проблемы аборта