Авторский договор. Виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

Программы для ЭВМ и базы данных - сравнительно новый объект интеллектуальной деятельности человека. Первоначально программное обеспечение находилось в ведении производителей ЭВМ и передавалось пользователям в комплекте с ЭВМ. Но с появлением персональных компьютеров возник спрос на разнообразное программное обеспечение. Компьютерные программы начинают приобретать черты товарной продукции, являясь в то же время объектами нематериальными. А всякие товарные отношения опираются на наличие у товаровладельца определенной монополии. Такая монополия для нематериальных результатов интеллектуальной деятельности выражается в институте исключительных прав.

Содержание работы

Введение 3
1. Авторский договор: понятие виды 5
2. Порядок заключения авторского договора. Права и обязанности сторон по авторскому договору 9
3 Ответственность по авторскому договору 18
3.1 Гражданско-правовая ответственность за нарушения авторских прав на программы для ЭВМ. 18
3.2 Уголовно-правовая ответственность за нарушение авторских прав на программы для ЭВМ 26
3.3 Защита авторских прав на программы для ЭВМ в административном порядке 35
3.4 Деятельность таможенных органов по защите авторских прав на программы для ЭВМ 37
4. Притворная сделка: понятие, последствие 40
Заключение 42
Список литературы 44

Содержимое работы - 1 файл

авторский договор.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

 

      3 Ответственность по авторскому договору

     3.1 Гражданско-правовая ответственность за нарушения авторских прав на программы для ЭВМ.

 

     Законодательством РФ (п.1 ст.18 Закона о правовой охране программ для ЭВМ и п.3 ст.49 Закона об авторском праве и смежных  правах) предусмотрена возможность  использования гражданско-правовых средств защиты владельцев прав на программные продукты. Эта возможность, как уже выше было отмечено, реализуется путем обращения в суд общей юрисдикции, арбитражный или третейский суд, руководствуясь Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров.

     Вопрос  о подведомственности каждого конкретного  дела по защите программного обеспечения  решается на основе Гражданского процессуального кодекса РСФСР (далее - ГПК). Согласно ст.25 ГПК судам общей юрисдикции подведомственны дела по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, если хотя бы одной из сторон является гражданин.

     Дела  об экономических спорах, возникающих  из гражданских правоотношений между юридическими лицами, в том числе с участием иностранных организаций, подведомственны, согласно ст.22 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК) арбитражному суду.

     Следовательно, в случае нарушения своих прав, автор программы для ЭВМ или  базы данных может обратиться с иском  к физическому или юридическому лицу в суд общей юрисдикции (районный или городской). В случае же передачи автором своих имущественных  прав по договору какому-либо юридическому лицу, то это лицо становится правообладателем и тоже может защищать свои права. Иски таких правообладателей к физическим лицам рассматриваются в судах общей юрисдикции, а к юридическим лицам - только в арбитражных судах.

     Право на обращение в суд реализуется путем подачи заинтересованным лицом (истцом) искового заявления. Требования к исковому заявлению сформулированы в ст.102 АПК  и ст.126 ГПК, согласно которым в этом документе необходимо изложение доказательств, подтверждающих основания исковых требований ,сами требования должны быть мотивированы ссылками на законы и иные нормативные акты, сопровождаться указанием цены иска и расчетом взыскиваемой или оспариваемой суммы.

     Копия искового заявления должна быть направлена лицам, участвующим в деле. Ответчик вправе дать отзыв на исковое заявление. Судья единолично решает вопрос о приеме искового заявления, и в случае положительного решения этого вопроса выносит определение о подготовке дела к разбирательству. В этой же стадии судья проверяет относимость и допустимость доказательств.

     Иски  о защите авторских прав на программные  продукты, как правило, предъявляются  в связи с тем, что ответчики  без согласия правообладателя осуществляют следующие наиболее распространенные на практике нарушения:

       - установку (инсталляцию) программ  для ЭВМ на жесткие диски  продаваемых персональных компьютеров  (независимо от того, заключается  ли при этом договор купли-продажи  компьютера либо программного  обеспечения);

        - продажу контрафактных экземпляров программ для ЭВМ, содержащихся на компакт-дисках;

        - воспроизведение программ для  ЭВМ корпоративными пользователями  без согласия правообладателя.

     Согласно  ст.66 АПК РФ суд при подготовке разбирательства вправе назначить  экспертизу - по ходатайству участников процесса “для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний”. Такая необходимость возникает при наличии сомнений, идентичен ли используемый ответчиком программный продукт тому, авторские права на который принадлежат истцу.

     Здесь же ставится вопрос об обеспечении  иска: судья может (ст.134 ГПК и ст.76 АПК ) вынести решение о наложении  ареста на имущество или денежные средства, принадлежащие ответчику.

     Во  время подготовки данных дел к  рассмотрению суд по заявлению истца может применить, наряду с мерами, предусмотренными ст.134 ГПК и ст.76 АПК, специальные способы обеспечения иска (ст.50 Закона об авторском праве и смежных правах): запрещение ответчику совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажа, сдача в прокат, импорт или иное использование, а также транспортировка, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными), наложение ареста и изъятие таких экземпляров произведений, а также материалов и оборудования, предназначенных для их изготовления и воспроизведения.

     Принятие  мер для обеспечения исполнения судебного решения имеет значение еще и потому, что суд может  не ограничиться удовлетворением требований истца (например, о взыскании убытков). Законодательство предусматривает возможность применения такой меры, как вынесение решения о конфискации контрафактных экземпляров программ для ЭВМ или базы данных, а также материалов или оборудования, используемых для их воспроизведения, и об их уничтожении либо о передаче в доход бюджета или истцу по его просьбе в счет возмещения убытков (ст.18 Закона о правовой охране программ для ЭВМ).

     При рассмотрении подобного иска суд  прежде всего выясняет вопрос: является ли истец обладателем исключительных авторских прав на программы для ЭВМ или базы данных. В силу ст.9 Закона об авторском праве и смежных правах при отсутствии иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. К числу доказательств относятся сведения о факте создания программного продукта, в силу которого возникает авторское право, документ о регистрации в РосАПО (если регистрация состоялась), а также договоры о передаче авторских прав.

     В тех случаях, когда истцом является иностранное юридическое лицо, применяется  п.3 ст.5 Закона об авторском праве  и смежных правах, согласно которой  “при предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в  соответствии с международными договорами Российской Федерации автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторских прав”. В США, например, весь объем прав на программу для ЭВМ, созданную по заданию работодателя, принадлежит последнему, включая не только исключительные имущественные права (как в Российской Федерации), но и все личные неимущественные права (Свод законов США, раздел “Авторское право”, ст.201-б). Таким образом, если такая программа была разработана и впервые выпущена в свет в США, то в качестве ее автора на территории России также будет признано соответствующее юридическое лицо, а не конкретный разработчик.

     Участвующие в судебном процессе иностранные  граждане и организации обладают теми же процессуальными правами, что и российские граждане и организации. Законодательство не содержит каких-либо исключений из общего порядка судопроизводства применительно к иностранным его участникам (ст.433 ГПК и ст.210, 211 АПК). Как и другие лица, участвующие в деле, они имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле, обжаловать решения и определения суда и пользоваться другими процессуальными правами.

     Установив наличие у истца исключительных авторских прав, суд должен выяснить, в каких именно формах ответчик осуществлял  их использование, и какими доказательствами подтверждается факт такого использования.

       К доказательствам использования  ответчиком принадлежащих истцу  авторских прав прежде всего  относятся контрафактные экземпляры  программных продуктов, изготовление  или использование которых влечет  за собой нарушение авторского права (ст.17 Закона о правовой охране программ для ЭВМ).  Наряду с контрафактными экземплярами программных продуктов (например, выпущенных без разрешения правообладателя компакт-дисков), к исковому заявлению могут быть приложены рекламные материалы и другие доказательства, свидетельствующие о факте нарушения авторских прав.

     К числу таких доказательств также  относятся протоколы контрольных  закупок, проведенных органами внутренних дел в связи с обращением к  ним за помощью правообладателей.

     После установления факта использования  ответчиком определенных программ для  ЭВМ суд должен разрешить вопрос о том, идентичны ли они тем  программам, права на которые принадлежат  истцу. По делам, рассмотренным Арбитражным  судом города Москвы, такая идентичность подтверждалась экспертами-специалистами в области программного обеспечения. Суды принимают представленные истцом подобные документы в качестве доказательств. В назначении экспертизы необходимость возникает крайне редко, поскольку ответчики обычно не отрицают факта использования программных продуктов истца, утверждая лишь, что они действовали на законном основании.

     Заключение  специалиста способно выявить некоторые  обстоятельства, подтверждающие незаконное, нелицензионное происхождение программ для ЭВМ. Так, компакт-диски, противоправно скопированные, реализуются без каких-либо прилагаемых документов, и, кроме того, снятая при их изготовлении защита позволяет незарегистрированному пользователю осуществлять бездоговорное использование программного продукта. Между тем, без документального подтверждения не может быть сделан вывод о правомерности использования программ для ЭВМ, так как объем прав, предоставляемых пользователю, определяется исключительно положениями соответствующего договора. В таком договоре, на практике именуемом лицензионным (либо соглашением об открытой лицензии), указывается разрешенный правообладателем способ использования программ для ЭВМ, включающий реализацию одного или нескольких разновидностей имущественных прав - как например, право на распространение программы для ЭВМ путем  предоставления доступа к программному продукту, в том числе сетевыми и иными способами, а также путем продажи, проката и др.

     Таким образом, при рассмотрении исков  к тем, кто устанавливает нелицензионные продукты на компьютеры, особенно важно  установить отсутствие договора о передаче авторских прав. В том же время, следует иметь в виду, что по делам незаконных пользователей между правообладателем и предполагаемым нарушителем часто заключен такой договор, однако его условия нарушаются пользователем, который устанавливает предусмотренные договором программы на большее (чем предусмотрено договором) число компьютеров. Здесь в предмет доказывания входят такие обстоятельства, как использование авторских прав, не переданных по договору, превышение объема использования произведения и др.

     Наиболее  эффективны три следующих способа  защиты нарушенных прав обладателя прав на программы для ЭВМ или базы данных: взыскание убытков; взыскание  незаконно полученных доходов; выплата  компенсации.

     Задача  правообладателя - доказать размер причиненных убытков, а также сам факт нарушения его авторских прав и причинную связь между ними.

     Под убытками понимаются (ст.15 ГК РФ):

       - расходы, которые лицо, чье право  нарушено, произвело или должно  будет произвести для восстановления  нарушенного права, - утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб);

        - неполученные доходы, которые это  лицо получило бы при обычных  условиях гражданского оборота,  если бы его право не было  бы нарушено (упущенная выгода). 

       Применительно к незаконному  использованию программных продуктов речь, как правило, может идти о возмещении упущенной выгоды. В ее состав могут входить следующие компоненты:

       1. стоимость незаконно воспроизведенных либо незаконно распространенных экземпляров произведения (компакт-дисков), или цена лицензионного соглашения на распространение программы для ЭВМ;

        2. стоимость доходов правонарушителя  от нарушения авторских прав.

       Правовая природа выплаты компенсации  отлична от возмещения убытков  и представляет собой особый  вид ответственности, введенной законодателем с учетом трудности доказывания потерь от этих правонарушений. Целью введения нормы явилось обеспечение более эффективной защиты соответствующих прав в тех случаях, когда их обладатель не имеет возможности точно определить свои убытки. В результате толкования указанного положения одним из разработчиков законодательства о защите интеллектуальной собственности сделан вывод о том, что “компенсация может быть взыскана с нарушителя даже в тех случаях, когда правообладатель не понес убытков или не смог доказать их размер, а также если нарушитель не получил доходов в результате правонарушения или хотя и получил доходы, но их размер невозможно установить”.1

Информация о работе Авторский договор. Виды