Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 10:57, курсовая работа
Целью работы является изучение и анализ существующих игровых технологий, формирование понятия «аргументация» и сопоставление возможных игровых приемов в аргументации.
Объектом изучения является аргументация как процесс приведения доводов с целью изменения позиции или убеждения другой стороны (аудитории).
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Понятие «игра», ее характеристики и классификации . . . . . . . 5
Аргументация, ее виды. Особенности аргументации в PR . . . .11
Использование игровых приемов в теории аргументации . . . .19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Игровые приемы в теории аргументации
Курсовая
работа по логике и теории аргументации
Челябинск
2007 г.
Содержание
Все на свете любят игру; и люди самые
пока не увидят всех сопряженных с нею
насилий, уловок, заблуждений, потери
денег и времени, пока е поймут, что
на нее можно затратить всю жизнь.
Ш. Монтескье
В условиях современного мира PR-специалист должен обладать рядом профессиональных качеств и выполнять следующие функции:
1. Вести планируемую и постоянную работу как часть менеджмента.
2. Иметь дело со взаимоотношениями между организацией и общественностью.
3. Вести мониторинг сознания, мнений, отношений и поведения как внутри, так и вне организации.
4. Анализировать влияние политики, процедур и действий на общественность.
5. Модифицировать элементы политики, процедуры и действия, когда они входят в конфликт с интересами общественности и жизнью организации.
6. Консультировать введение новых приемов политики, процедур и действий, которые взаимозависимы от организаций и общественности.
7. Устанавливать и поддерживать двусторонние отношения между организацией и общественностью.
8. Производить специальные изменения во мнениях, отношениях и поведении внутри и вне организации.
9. Воздействовать на новые и/или поддерживаемые отношения между организацией и общественностью.
Данная тема актуализируется в сфере деятельности PR-специалистов, так как PR-профессионал в условиях высокой конкуренции должен быть высокообразованным, честным, коммуникабельным, креативным, а также должен обладать психологической выдержкой и главное должен обладать ораторскими способностями (логика мысли, грамотная речь, аргументированность и убедительность).
Целью работы является изучение и анализ существующих игровых технологий, формирование понятия «аргументация» и сопоставление возможных игровых приемов в аргументации.
Объектом изучения является аргументация как процесс приведения доводов с целью изменения позиции или убеждения другой стороны (аудитории).
Предметом
изучения является возможность использования
игровых приемов в
Выделим основные задачи изучения:
- выяснить историческое развитие понятия «игра», выявить основные характеристики и классификации;
- дать определение понятия «аргументация», указать основные виды;
- определить роль аргументации в PR;
- соотнести игровые приемы и аргументацию и выяснить какие игровые технологии могут использоваться в теории аргументации.
Понятие «игра», ее характеристики и классификации
Игровая деятельность зачастую кажется непродуктивной, так как ее результаты отсрочены во времени и выражаются в виде умственных знаний, умений, навыков, опыта, поведения и образа мышления, которые весьма трудно замерить.
На протяжении многих лет игра привлекала внимание лишь педагогики и возрастной психологии детства, а широкое применение она нашла в военной стратегии подготовки кадров.
Считается, что первые серьезные игры людей были военными играми, а игра в шахматы — это «предок» современных имитационных игр. Известно, что Наполеон готовился к сражениям, втыкая в географическую карту булавки с разноцветными головками, обозначая места расположения войск своих и противника, гипотетически «разыгрывая» предстоящие сражения. В воспоминаниях маршала Г. К. Жукова командно-штабные учения (игры) занимают почетное место в выработке решений. Военные игры продолжают совершенствоваться и применяться во всех армиях и военных блоках. Военные маневры — это тоже игры с особыми правилами. Мощь игрового имитационного моделирования повлияла на политическую жизнь, когда выяснилась невозможность выигрыша в глобальном ядерном конфликте.
В России дидактические игры появились уже в конце XVIII в.
В 1793 г. была издана игра Хамова по освоению детьми азбуки в процессе Игры, а в 1886 г. игра капитана Н.А. Сыкалова для обучения солдат уставу царской армии.
Игра всегда привлекала к себе внимание думающих людей, давая пищу размышлениям, под ее обаяние попадали мыслители разного рода, так что в XX в. почти во всех науках она стала темой изучения. В самых общих чертах исследования, ведущиеся в этой области, можно разделить на два основных типа: 1) глобальный подход, использующий данные многих наук; 2) подход, опирающийся на результаты одной-единственной науки. Тем самым хотелось бы сказать следующее: существуют теории, исследующие игру столь широко, в таких глобальных масштабах, что всякие границы между отдельными науками рушатся; наряду и одновременно с такими теориями имеются и концепции, созданные на основе глубоко дифференцированной, детальной, узко специальной постановки вопроса, направленной на изучение совершенно конкретных, специфических, частных проблем игры.
В рамках междисциплинарной методики исследования можно выделить следующие методологические позиции.
Философия испытывает большой интерес к игре, так как философия хочет быть верной своим традиционным стремлениям к осмыслению бытия как целого, к изучению мира во всей полноте его проявлений. Первое философское обоснование феномену игры дал Финк (1957 г. и 1960г.), которое до сих пор не имеет себе равных. Финк считал, что игра может стать темой для философских размышлений, «ибо ищущее мышление хочет постичь именно то, что само по себе не вызывает вопросов; игра вполне заслуживает стать философской проблемой, поскольку в игре единственным в своем роде образом раскрывается взаимосвязь человека и мира». Связь человека с миром в игре не только позволяет рассматривать игру как символ мира в глазах человека, но и требует изучить корни того своеобразного положения, которое занимает игра в жизни человека, исследовать его структуру. Таким образом, по Финку: «игра – это не какое-то стороннее явление в жизни человека, не случайный, возникающий лишь время от времени феномен. Игра является существеннейшим элементом человеческого существования. Это экзистенциальный глубинный феномен».
Наряду с подобной эксплицитной концепцией игры общефилософского плана существует также философские построения, в которых нет самостоятельной теории, посвященной игре и игровому поведению, хотя содержатся важные высказывания об игре, причем тема игры включена в более широкий контекст философских идей.
Примером такой философской практики может считаться выдвинутая Витгенштейном идея «языковой игры», образующая один из устоев его прагматической логики языка и теории деятельной активности.
Языковые
игры – понятие современной
Теория языковых игр Витгенштейна находит свое дальнейшее развитие, с одной стороны, в модальной семантике и эпистемологии, с другой – в философии постмодернизма. В философии постмодернизма понятие «языковые игры» фиксирует плюральность нарративных практик – в противоположность характерному для «эпохи больших нарраций» жесткому «дискурсу легитимаций», исключающему саму возможность игры как свободы (Лиотар). Игровая аргументация фундирует идею Деррида о децентрированности текста (аргумент от противного и к игре): ни семантический, ни аксиологический центр текста невозможен, ибо «функцией этого центра было бы… прежде всего гарантировать, чтобы организующий принцип структуры ограничивал то, что мы можем назвать свободной игрой структуры» (Деррида). В контексте постмодернистской парадигмы в современной философии феномен языковых игр оказывается в фокусе внимания, выступая в рамках «постмодернистской чувствительности» фундаментальным способом осуществления не только сугубо языкового, но и социального бытия [ 12 ].
Вот уже несколько десятилетий усиливающиеся процессы специализации и дифференциации в науке проявляются в области исследований проблем игры и в росте узкоспециальных, монодисциплинарных подходов. Их сторонники не стремятся к тому, чтобы постичь игру как «целое», их целью является изучение отдельных аспектов игры.
Биология уже довольно давно обращает внимание на тему игры. Выдающимся результатом исследований этой темы стала, несомненно, книга К. Грооса (1896, 1899), которая хотя и вобрала в себя результаты исследований других наук, систематически переработав их, но в своей аргументации опиралась исключительно на категории биологической науки.
Наряду с биологией, изучающей формы поведения, психология является еще одной наукой, которую весьма интересует проблема игры и игрового поведения, о чем особенно свидетельствуют три направления в психологии. Если в рамках психологических исследований психология развития, психоанализ и мотивационная психология обращаются к проблемам самой игры, то социология расставляет акценты на связях между игровым поведением и той или иной общественной системой.
То, что игра привлекает человека необычайным богатством своих форм, равно как и свободной интерпретацией, доказывает и теология, далеко не равнодушная к проблемам игры. Осмысленность, свобода, серьезность, но в тоже время и радость, приобщение к потустороннему, сверхъестественному, к высшим силам, к Богу – вот основные понятия, с которыми связывается игра в теологической интерпретации, довольно часто сближающейся с философскими и метафизическими представлениями.
Еще один подход к проблеме игры и игрового поведения пытается сделать педагогика. Когда человек определяется как способное к образованию и нуждающееся в воспитании существо, которое должно овладеть искусством управлять самим собой, чтобы не стать игрушкой в руках внешних по отношению к нему сил, то есть когда выдвигается требование максимально свободного развития личности, там, как правило, игра, можно сказать, вступает в свои педагогические права. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессом воспитания, образования, обучения и развития личности; она пытается выяснить, какое значение может иметь игра для процесса формирования индивидуума.
Обобщив все вышесказанное, дадим определение термина «игра»: игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и освоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры
[ 8 ].
Игра
внешне выглядит как набор операций,
но отличается от процедур, ритуалов и
времяпровождения своими качественными
(скрытые мотивы, наличие выигрыша)
и количественными
- адаптивность (используется один материал для игры; другие игры более гибки);
- направленность роли (одни люди легко отказываются от своих игр, другие более упорны);
- интенсивность (одни играют с неохотой, другие - более напряжено и агрессивно): легкие и серьезные игры.