Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 13:26, курсовая работа
Мир природы богат, разнообразен и бесконечен. Человек – неотъемлемая часть этого мира, но все чаще и чаще человек забывает об этом. Познать необыкновенные чудеса природы, ощутить себя ее частичкой помогает нам природоведческая литература. Литература способствует умственному развитию обучающихся, их логическому мышлению и связной речи.
Введение………………………………………………………………………………………………………………2
ГЛАВА1. Жизнь и творчество В.В. Бианки
1.1 Слово о писателе…………………………………………………………………………………4
1.2 Основные этапы творчества В.В. Бианки……………………………………………6
1.3. «Лесная газета» - центральное произведение в творчестве
В.В. Бианки……………………………………………………………………………………………8
ГЛАВА2. Мир природы в произведениях В.В. Бианки
2.1. Влияние природы на человека в произведениях
В.В. Бианки…………………………………………………………………………………………………10
2.2. Формирование экологических знаний, экологической культуры
младшего школьника через произведения В.В.Бианки ……………………..18
2.3. Значение произведений В.В. Бианки для детей младшего школьного
возраста в свете познания мира природы………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………………………………………….28
Библиография………………………………………………………………………………………………………
Книги Бианки любимы и детьми, и взрослыми.
Они читаются легко и увлекательно. Книги
познавательны – много неизвестного о
повадках, образе жизни животных. Читая
Бианки, мы задумываемся, радуемся, огорчаемся,
удивляемся. Чтобы писать о животных, надо
их любить. Бианки заражает этой любовью
своих читателей. Если человек любит и
знает природу, он никогда не навредит
ей, а преумножит её богатств.
1.3. «Лесная газета» – центральное произведение
в творчестве В.В. Бианки.
Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки. В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.
Совершенно особое место в творчестве писателя занимает «Лесная газета».Другой подобной просто не было. Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделенный на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Идею создать "колесо года" подсказал отец, а название придумал С.Я. Маршак.
«… Я написал «Лесную газету». Книга имела успех. Я тогда не думал об этом… Но и тогда и теперь одна у меня была и осталась цель, одно желание, страстное, неудержимое: рассказывать, рассказывать, кричать, петь людям о радостях той жизни, которую они забывают, мимо которой проходят равнодушно, считая её чем-то лишним в своей жизни, выклюнувшейся из неё, как цыплёнок из яйца».[7, 164]
Рассказывая детям о круглогодичных изменениях в природе, В.Бианки смело и остроумно обыгрывает форму газеты, имитируя газетные отделы, броские заголовки, периодичность выпуска номеров, даже объявления, телеграммы, письма. Очень хороши отделы «Тир» и «Остроглаз», которые дают материал для творчества читателей. Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость. Можно не только читать обо всем на свете, но и играть, разгадывать, узнавать следы зверей, мастерить кормушки, птичьи домики и многое другое.
Бианки работал над ней с 1924 года до конца
жизни, постоянно внося какие-то изменения.
С 1928 года она несколько раз переиздавалась,
становилась толще, ее переводили на разные
языки мира. Познавательные рассказы из
«Лесной газеты» звучали по радио, печатались,
наряду с другими произведениями Виталия
Валентиновича Бианки, на страницах детских
журналов и газет. Виталий Бианки писал:
"Весь огромный мир кругом меня, надо
мной и предо мной полон неизведанных
тайн. И я их буду открывать всю жизнь,
потому что это самое интересное, самое
увлекательное занятие в мире".[7,191]
Не хотелось
бы только, чтобы все, кто работает с детьми,
относились к В.Бианки только как к популяризатору
научных знаний, рассматривали его произведения
как дополнительный материал к урокам
природоведения или биологии. Значение
его творчества гораздо глубже. Это определил
его ученик и последователь, писатель
Э. Шим: "Про Виталия Бианки можно сказать,
что он из хитрости пишет о зверях и птицах.
На самом деле он тоже учит девчонок и
мальчишек, как вырасти настоящими людьми".[26,
122]
ГЛАВА 2. МИР ПРИРОДЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.В. БИАНКИ
2.1. Влияние литературы на личность учащихся
начальных классов
Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Литературное образование объективно больше подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последнее десятилетие: в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще. Проще говоря, дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.
Личность ребенка – весьма лабильная структура, легко деформирующаяся под влиянием внешних воздействий и вследствие этого развивающаяся по определенному заданному алгоритму.[11,56] В данном случае рассматривается литературное воспитание, образование и развитие, как один из внешних факторов, в той или иной степени влияющих на особенности личностных компонентов ребенка, а как следствие и на личность в целом, на возможности и специфику ее дальнейшего гармоничного и планомерного развития и совершенствования. Литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества; во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Осознанное чтение в младшем школьном возрасте является следствием привитой ранее литературной культуры, но в большинстве случаев процесс чтения у ребенка нужно постоянно поддерживать извне.
Ребенок как читатель имеет ярко выраженную специфику: в отличие от взрослого он не может "отложить" чтение, так как в детстве интересы быстро переключаются с одного на другое. Поэтому, если дети вовремя не получают необходимые книги, то либо читают другие, либо вообще перестают читать.
Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающим условием всестороннего развития личности ребенка на начальном этапе его жизненного пути.
Состояние проблемы детского чтения волнует многих специалистов, как в нашей стране, так и за рубежом. В частности, этой проблемой интересуются и специалисты-психологи, считающие своей важнейшей задачей проследить: возможности воздействия литературы на личность, динамику развития личности под влиянием чтения; определить состояние данной проблемы на сегодняшний день и сделать соответствующие выводы о возможностях ее решения с профессиональной точки зрения.[3, 14] Исследование изменений определенных параметров личности у подрастающего поколения вследствие литературного влияния позволит применить эти данные в целях психодиагностики и психокоррекции личности детей, что позволит намного расширить спектр психологического контроля и воздействия. [3, 21]
Вопрос о том, как литература воздействует на человека, его поведение и психику, какие механизмы приводят к своеобразным переживаниям и, как следствие этого – к изменению личностных особенностей человека при прочтении литературного произведения, занимал умы многих ученых и исследователей с древних времен по настоящее время. Философы, психологи, литературоведы разрабатывали собственные концепции и теории на эту тему.
Впервые Аристотель обратил внимание на своеобразие переживаний при восприятии трагедии и назвал его словом “катарсис”. Он не дал достаточно ясного определения этого термина, поэтому существует много различных его толкований.[14, 23] Наиболее полно отвечает тексту аристотелевской поэтики понимание катарсиса как очищения и просветления чувств. Если обобщение чувств и очищение их от всего мелкого и случайного бывает при чтении любого художественного произведения, то переживание эмоционального подъема и просветление чувств возникает только при чтении таких, в которых писателем утверждается гуманный, прогрессивный идеал. Человек – не только мыслительный аппарат! Восприятие трагедии, по Аристотелю, есть процесс “очищения аффектов”. Без привлечения понятий “эмоции”, “ценности”, “личный смысл” и пр. невозможно уяснить суть механизмов понимания литературно-художественных произведений. Логика восприятия художественного текста – это логика особой реальности искусства, и она должна изучаться в рамках художественной деятельности, а не просто линейного процесса переработки информации. [27, 112]
В девятнадцатом веке Кант определил своеобразие переживаний искусства не совсем удачной формулой – “незаинтересованное созерцание”. Она послужила поводом к отрицанию личностного характера эстетических переживаний.[27, 111]
В нашей стране долгое время не обращали должного внимания на своеобразие переживания художественных произведений. Л. С. Выготский в своих работах рассматривает вопрос особого влияния литературы на личность и под катарсисом подразумевает чувства, вызываемые восприятием художественного произведения. Определений своеобразия этих чувств у него несколько, и некоторые из них противоположны друг другу. Такое понимание своеобразия чувств, вызываемых художественной литературой (катарсиса), в сущности сводит ее воздействие только к упражнению в эмоциях, так как конечный эффект чтения произведения – это уничтожение вызванных по ходу чтения противоположных эмоций. Следовательно, никакого эмоционального следа в читателе произведение не оставляет. Такое несоответствие вышеприведенного определения читательских чувств опыту читателя объясняется тем, что Л. С. Выготский выводил их особенности из анализа произведений, не обращаясь к изучению того, как реально протекает процесс восприятия у читателя. [11, 151]
Итак, исходя из опыта исследователей, можно сделать вывод, что взаимосвязь личностного и литературного (читательского) развития – реальный факт.
Художественная литература, давая познание действительности, расширяет умственный кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Но самое главное, основная функция художественной литературы – это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных “теоретических” чувств, побуждающих их продумывать, выкристаллизовывать свое мировоззрение, определяющих это мировоззрение, превращающих его в действенную силу, направляющую поведение личности.[11, 84]
Имеются три основные формы такого воздействия художественной литературы на людей, преобладающая форма – наслоение эмоционально-волевых импульсов от различных прочитанных книг, суммирование этих импульсов в итоговое воздействие литературы на людей, причем сами они не могут выделить, как каждая книга на них повлияла. Другая, менее частая, форма влияния литературы состоит в том, что герой определенного произведения, формируя идеал и основные личностные установки того или иного читателя, становиться для него конкретным воплощением этого идеала и этих основных личностных установок, конденсирует его жизненных опыт и мировоззрение. Воздействие такого героя может продолжаться очень долго, иногда всю жизнь. Книг, которые бы оказывали такого рода воздействие на людей, очень немного. Анализ их и высказываний о них читателей показал, что условием такого воздействия книг являются некоторые определенные их особенности. Прежде всего, герой книги должен резко отличаться от героев других произведений, он должен поражать читателей своим своеобразием. Только при этом условии он не сольется с образами других героев, может надолго сохраниться в памяти читателей и воздействовать на них самостоятельно, персонально. Далее он должен обладать особенными для данных читателей свойствами и жизненными целями, притом теми, которых не хватает этим читателям или они у героя даны в высшей степени. Но в тоже время читатель должен думать, что достоинства героя могут быть в той или иной мере им приобретены, что он может и должен поступать так же. [3, 41]
Дети дошкольного и младшего школьного возраста особенно подвержены влиянию художественных образов, их гибкая психика впитывает всю информацию, содержащуюся в книге, перерабатывая ее в соответствии и небольшим жизненным опытом и потребностями развивающейся личности.
Основное отличие младших школьников от дошкольников состоит в том, что они уже могут сопоставлять поступки литературных персонажей со своими поступками; могут обсуждать эти поступки, рассуждать о том, как бы они поступили на месте данного персонажа. Благодаря этому, чтение литературы в этом возрасте становится средством осознания себя, своего отношения к жизненным ситуациям и поступкам. Отличает этих детей от дошкольников и то, что они уже могут, хотя далеко не все, еще в узких пределах, обобщать поступки персонажей. В отличие от дошкольников, младшие школьники уже могут как-то осознавать, что им дала та или иная книга, чему их научила, однако их понятия наиболее обобщены.
Жизненная позиция учащихся младших классов (1-4 кл.) отличается от позиции маленьких детей тем, что они уже занимаются систематической и ответственной деятельностью – учением, всегда оцениваемой другими людьми. Эта новая деятельность, а так же жизнь в школьном коллективе формирует у них более сознательное отношение к себе, своему поведению, заставляет их осознавать некоторые свои особенности и их оценивать, вырабатывает сознательную установку на познание действительности. Однако во многом они еще сходны с маленькими детьми. У них все еще преобладает непосредственное отношение к действительности, сохраняется стремление непосредственно проявлять свои чувства в действиях.
В воздействии на них художественной литературы тоже много общего с тем, как она влияет на маленьких детей. Это период постепенного перехода от наивного и непосредственного отношения к литературе – к отношению к ней как обобщенному изображению, выражающему отношение писателя к жизни, его идеи. Довольно быстро эти дети приходят к пониманию литературы как изображения, понимание же ее как обобщенного изображения, выражающего идеи писателя, достигается лишь к концу этого периода, в 4-м классе, и то еще в не совершенной форме. При специальной методике обучения они могут усвоить это несколько раньше, в 3-м классе. Постепенно у них формируется, и способность в меру своего жизненного опыта обобщать содержание произведения. Однако даже учащиеся 4-го класса не могут вполне абстрагироваться от конкретного образа. Их обобщения остаются внутри конкретного образа. Таким образом, уже в младшем школьном возрасте литературное воспитание может оказывать непосредственное влияние на развитие психики ребенка.