Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:50, реферат

Краткое описание

Прошлым летом я читала роман М.А.Шолохова «Тихий Дон». Я его читала так, что не успевала перелистывать страницы. Мне было очень интересно.
Я всегда ждала вечера, чтобы взять книгу и узнать, что же там было дальше.
Я переживала за жизнь Григория Мелехова, за его судьбу, за Аксинью, за Наталью, за Дуняшу, да за всех героев романа. Перед глазами стояли живые люди во всей их трепетной плоти с большой, яркой любовью и жгучей ненавистью, со страданиями и радостями.
После того, как прошло небольшое время от моего прочтения романа, я решила посмотреть старый фильм «Тихий дон». В этом фильме режиссер увидел, по моему мнению, произведение так, как видел и представлял его автор. Фильм дополнил мои впечатления о романе.
Когда я посмотрела фильм, то я поняла, что всех героев романа именно так и представляла, все совпало. Наверно, только после фильма весь смысл этого произведения стал мне ясен до конца. Это очень правдивый, сильный и интереснейший роман.
Читая книгу, очень хотелось увидеть конец как в сказке, чтобы жизнь Григория и Аксиньи была долгой и счастливой. Но у Шолохова совсем не счастливый конец. Я думаю, что такое окончание произведения связано с непростым временем в жизни нашей страны (1912 - 1922гг.). Григорий является типичным представителем своего народа. Он страдает, мучается, ищет правды и одновременно хочет тихой семейной жизни. Он находится в неуравновешенном состоянии как и весь его народ. Но все же, перенеся удары судьбы, Григорий выбирает мирную жизнь.
Мне очень понравился этот роман. Поэтому о нем я решила писать реферат. Но я не стала писать о войне. В романе меня больше всего привлекло удивительно разные, но в чем-то неуловимо схожие женские характеры. Поэтому главной своей задачей в работе над рефератом я решила выбрать такую: найти сходства и различия в женских характерах романа – эпопее «Тихий Дон» и понять, может ли время, каким бы жестоким оно ни было, сломать многовековые традиции, человеческую натуру, заставить перестать любить. И сам роман, и существенная литературная критика представляют сегодня большой материал, в котором я попыталась разобраться.

Содержимое работы - 1 файл

Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

      Последняя попытка к счастью Аксиньи  и Григория (бегство на Кубань) заканчивается  смертью героини. «Как выжженная  папами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Остались только  дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и других».

      Сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни.

      Автор оставляет героя на грани, черте  между светом и тьмой, черным солнцем  мертвых и холодным солнцем огромного сияющего мира.

      Судьба  казака, воина, проливающего свою и  чужую кровь, мечущегося между двумя  женщинами и разными лагерями – становится метафорой удела  человеческого.

      Тема  шолоховского романа - семья, простой  человек в водовороте исторических событий. Впервые в русской литературе в «большом жанре» - романе - люди из народа оказались не среди второстепенных персонажей, а в самом центре.

      Женщины занимают центральное место в  эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб - мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняша.

      М.А. Шолохов в своем романе создал очень запоминающийся образ матери Григория - Ильиничны. Старая женщина, неугомонная и хлопотливая, вечно  занятая бесконечными домашними  заботами, казалась незаметной, и в происходящих событиях мало принимала участия.

      Даже  ее портретной характеристики нет в  первых главах книги, а есть только некоторые детали, по которым можно  судить, что эта женщина многое пережила на своем веку: «сплошь  опутанная паутиной морщин, дородная женщина», «узловатые и тяжелые руки», «шаркает старчески дряблыми босыми ногами». И только в последних частях «Тихого Дона» раскрывается богатый внутренний мир Ильиничны.

      хворостинка, была она похожа на девушку. Вилась в походке перебирая плечами; на та же. Кажется никакое горе не было в силах не только сломать ее, но даже пригнуть к земле. Жила она на белом свете, как «красноталая хворостинка»: гибкая красивая и доступная.

      С годами постепенно меняются характер Григория, Аксиньи, Натальи, Дуняши и  других героев «Тихого Дона», «а вот Дарья была все та же».

      Хотя  характер Дарьи не меняется, он противоречив. Так, например, она, не задумываясь, изменяет мужу в пути на фронт. Однако, приехав, «со слезами искренней радости  обнимает мужа, смотрит на него правдивыми ясными глазами». Она очень бурно переживет горе, когда казаки привозят домой убитого Петра. «Дарья, хлопнув дверьми, опухшая, выскочила на крыльцо, рухнула в сани. – Петюшка! Петюшка, родимый! Встань! Встань!». Сцена эта нарисована Шолоховым очень драматично. Когда Дарья начинает голосить по Петру, у Григория чернь застилает глаза. Но горе ее оказалось непродолжительным и не оставило на ней никакого следа. «Первое время тосковала, желтела от горя и даже состарилась. Но как только дунул вешний ветерок, едва лишь пригрело солнце, - и тоска дарьина ушла вместе со стаявшим снегом».

      Герои Шолохова говорят иногда улыбками, выражением своих глаз и различными движениями больше, чем словами. Иной раз в одной фразе действующего лица появляется все, что выражают его лицо и движения, - так что портретные детали оказываются излишними. Поскольку же и за художественными деталями и за словами, которые произносят персонажи, скрываются сложные, противоречивые развивающие чувства и настроения, детальное изображение движений и диалог естественно дополняют друг друга и как бы сливаются воедино.

      Яркость диалога или внутреннего монолога сказывается в романе Шолохова на изображении движений, а яркость  изображения движений отражается на диалоге или на внутреннем монологе.

      Так, например, цинизм Дарьи не только в том, как, она, «молча улыбалась», «без особого стеснения» разглядывала генерала, выдавшего ей денежную награду и медаль, но и в том, как она думает в этот самый момент: «Дешего расценили моего Петра, не дороже пары быков... А генералик ничего себе, подходящий...»

      Цинизм  ее проявляется и в том, как  охотно она шутит «непотребными  словами», колко отвечает на расспросы, смущает и озадачивает окружающих.

      Чем быстрее разрушается мелеховская  семья, тем легче Дарья нарушает моральные нормы. Шолохов добивается этого нагнетанием характерных деталей. Так, например, убив Ивана Алексеевича Котлярова, она обычным жестом  поправила головной платок, подобрала выбившиеся волосы – все это подчеркивает ее мстительность, злость и то, что Дарья не осознала свой поступок. Затем после убийства Шолохов описывает женщину глазами Григория для того,  чтобы передать чувство отвращения. «...Наступил кованным каблуком сапога Гришка! Мой!» - в каком-то исступлении кричит она Пантелею Прокофьевичу.

      Роман между Аксиньей и Григорием Мелеховым начат просто и прямо. Зашел Григорий к соседям: «В кухне на разостланной постели спит Степан, под мышкой у него голова жены. В поредевшей темноте Григорий видит взбитую выше колен Аксиньину рубаху, березове-белые, бесстыдно раскинутые ноги. Он секунду смотрит, чувствуя, как сохнет во рту, и в чугунном звоне пухнет голова».

      черт  характера героини. Но Аксинья не гордится своей яркой, волнующей  красотой, гордость ее проявляется  в отстаивании своего человеческого  достоинства. Оно определяет правдивость, искренность и прямоту Аксиньи. «Ну люб мне Гришка, - с вызовом говорит она Пантелею Прокофьевичу. – Ну? Вдаришь, что ль?… Мужу пропишешь?… Пиши хуть наказному атаману, а Гришка мой!»

      Вернувшемуся  из лагеря мужу со страхом и тоской прямо и открыто говорит: «Не  таюсь – грех на мен. Бей, Степан!»

      Аксинья не может солгать, извернуться, обмануть. Лицемерие ей противно. Когда Наталья  пришла к ней поговорить о Григорие, который по слухам встречался с соседкой, Аксинья пытается отклониться от ответа. Но достаточно было Наталье упрекнуть ее, как Астахова, вспыхнув, гордо и резко подтверждает предположения обманутой жены.

      Правдивость и прямота были в ее характере. Вот например, сидят за одним столом Григорий и Степан. Когда Аксинья увидела их вместе, в глазах ее «плеснулся ужас». Муж с ненавистью и тоской предлагает ей выпить за долгую разлуку. Он хорошо знал, ради кого пришел к ним этот человек. Аксинья отказывается:

      И в этом порыве вся главная героиня, свободно и бесстрашно выражающая свои чувства. Если Наталья опускала голову под ударом судьбы, укоряла себя за то, что не могла изменить ход событий, то Аксинья встречала опасность с высоко поднятой головой, вступала в борьбу за счастье.

      Отдавшись любви она готова ради Григория пожертвовать всем. Это ведь она первая уговаривает своего любимого: «Гриша, дружечка моя… родимый, давай уйдем. Милый мой! Кинем все уйдем. И мужа и все кину, лишь бы ты был… на шахты уйдем, далеко. Кохать тебя буду, жалеть». Она выносит бессердечный отказ Григория покинуть с ней хутор, побои мужа, насмешки, позор, но решает отнять его «…у счастливой, ни горя, ни радости не ведавшей Натальи Коршуновой…» Причем она уверена в правильности и нравственности своего решения. Позднее она скажет Наталье: «Ты первая отняла у меня Гришку! Ты, а не я… Ты знала, что он жил со мной, зачем замуж шла?»

      Через всю жизнь Аксинья пронесла любовь к Григорию. На ее долю много выпало тяжелого, страшного и постыдного. Потеряв ребенка, по-прежнему любя Григория, она отдается Листницкому, а потом ненавидит его. («Не подходи,  проклятый!»)

      Героиня стыдилась своей связи с Листницким. Так, например, Степан, вернувшийся  из плена, спрашивает

      Она отвечает правдиво, но сколько горечи в ее признании! Комментарий же автора лаконичен: «Свои, неписанные законы диктует людям жизнь». «Жизнь» – главное слово в романе, объясняющее все, что происходит с героями.

      Любовь  Аксиньи к Григорию похожа на пламя, и силу ее переживаний сравнивает Шолохов с огнем.

      Так на луговом покосе в тот день, когда они в первый раз сблизились, Григорий прижимает к себе Аксинью, «послушную, полыхающую жаром». Или вот, например, «Аксинья ходила на цыпочках, говорила шепотом, но в глазах, присыпанных пеплом страха, чуть приметно тлел уголек, оставшийся от зажженного Гришкой пожара...»

      Всякий  раз при мысли о нем, при  встрече с ним она словно бы загорается. Вот Аксинья увидела  Григория, и «жаром осыпала кровь  виски. Постаревшая Аксинья после  возвращения Григория из Красной  армии глядит в зеркало и с удивлением видит свои «молодые, с огоньком глаза». Счастье встречи с любимым так велико, что оно как - будто возвращает ей молодость. Сравнение с огнем, отражает всю силу неостывающей любви к Григорию.

      Внутреннее  богатство Аксиньи Шолохов выражает при помощи сравнений, сопоставлений с природой. Так он передает не только прекрасное в образе, но и изменения, происходящие с героиней.

      Так постаревшая, много выстрадавшая героиня  сравнивается с увядшим, но еще прекрасным ландышем. Аксинья присела отдохнуть  под кустом боярышника и «уловила томительный и сладостный аромат ландыша. Пошарив рукой, она нашла его. Он рос тут же, под непроницаемо-тенистым кустом. Широкие, некогда зеленые листья все еще ревниво берегли от солнца низкорослый горбатенький стебелек, увенчанный снежно-белыми поникшими чашечками цветов. Но умирали покрытые росой и желтой ржавчиной листья, да и самого цветка уже коснулся смертельный тлен: две нижних чашечки сморщились и почернели, лишь верхушка – вся в искрящихся слезинках росы – вдруг вспыхнула под солнцем слепящей пленительной белизны.

      И почему-то за этот короткий миг... вспомнилось  Аксинье молодость и вся ее долгая жизнь. Что ж, стара, видно, стала  Аксинья... Станет ли женщина смолоду  плакать оттого, что за сердце схватит  случайное воспоминание?»

      Героиня меняется не только внешне, меняется ее внутренний мир. Любовь ее вырастает, становится человечнее, страсть, владевшая героиней, со временим соединяется с материнской  нежностью: «Аксинья испытывала к нему еще  большую любовь и почти материнскую нежность». Свою материнскую любовь она переносит на детей Григория, после смерти Натальи она заменяет им мать, и это еще больше возвышает и облагораживает героиню.

      Аксинья доказала всей своей жизнью любовь и верность Григорию: «И о чем  бы ни думала, что бы ни делала, всегда неизменно, неотрывно в думках своих  была около Григория, - говорит писатель об Аксинье, - Так ходит по кругу в Чигире слепая лошадь, вращая вокруг оси поливальное колесо...»

      Ничего  в мире не хотела видеть Аксинья  кроме своего любимого, из-за него жила всегда в страшном напряжении и волнении, никогда не задумываясь над тем, на чьей стороне он воевал. По-первому его зову могла расстаться с чем и кем угодно, лишь бы быть рядом с ним. И в последний раз, когда он ночью пришел за ней, она без колебаний и даже с радостью собралась и пошла, сама не зная куда. На вопрос Григория: «Ну? Едешь? – она отвечает: «А как бы ты думал?... Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Пеши пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нет мне без тебя жизни... Лучше убей, но не бросай опять!» Видя ее опухшие от слез, но сияющие счастьем глаза, Григорий, усмехаясь, подумал: «Собралась и пошла, как - будто в гости... Ничего ее не страшит, вот молодец баба...»

      Но  и эта, последняя, попытка Аксиньи наконец-то обрести счастье обернулась для нее гибелью. Вдали от хутора нашла она свое пристанище.

      Образ этой героини изумителен в своем  драматизме, прямоте и страстности  чувства.

      Наталья – это верная, покорная жена Григория. Драма ее изображена Шолоховым с волнующей глубиной.

      Наталья трудолюбива, добра и тоже красива. Она очень любит Григория. Она  полюбила Григория сразу, с первого  взгляда. Отец ее, Мирон Коршунов, не хотел выдавать дочь из первого в  хуторе куреня в небогатую семью  Мелеховых, «турков». Однако Наталья упорно настаивала на своем: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду». И никакие уговоры не могли повлиять на нее.

      Провожая  Григория «Наталья отворила ворота, из-под  ладони глядела вслед: «Григорий  сидел по-калмыцки, слегка свесившись на левый бок, ухарски помахивая плетью. «Одиннадцать ден осталось», - высчитала в уме Наталья и засмеялась». В этой внутренней речи автор выразил все нетерпение, радость ожидания замужества.

Информация о работе Женские образы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон