Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа
Целью исследования было изучение нравственного аспекта красоты в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Для достижения этой цели были поставле-ны следующие задачи:
– изучить и систематизировать литературоведческие источники по теме иссле-дования;
– проанализировать творческий путь О. Уайльда;
– сопоставить красоту внешнюю и внутреннюю в романе.
В итоге сложилась двухчастная структура. В первой главе курсовой работы рассматривается жизнь и творческий путь О. Уайльда как основоположника такого литературного направления, как эстетизм. Уделяется внимание особенностям исто-рической эпохи, в которой жил и творил свои шедевры О. Уайльд.
Вторая глава посвящена непосредственно исследованию нравственного аспек-та красоты в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». В ней рассматривает-ся понятие красоты в этическом аспекте. Подробно останавливаемся на многознач-ности данного термина.
Для достижения поставленной в работе цели были проанализированы словари, учебники и учебные пособия по эстетике и культурологии («Эстетика» Борев Ю.Б.; Руднев В. Словарь по культурологии), а также учебники, монографии, материалы периодической печати по истории зарубежной литературы XIX столетия (История зарубежной литературы XIX века / Под ред. проф. Л.Г. Андреева; Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу: английская литература ХVI – ХХ веков); монографии таких авторов как, Аксельрод Л.И., Жак де Ланглад, Соколянский М.Г., Эллман Р.
I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4-21
II.1. О. УАЙЛЬД – ОСНОВОПОЛОЖНИК ЭСТЕТИЗМА 4-6
II. 2. НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ КРАСОТЫ В РОМАНЕ О. УАЙЛЬДА
«ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ» 7-21
II.2.1. Понятие красоты в эстетике 7-12
II.2.2. Красота внутренняя и внешняя в романе «Портрет Дориана Грея» 13-21
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
IV. ЛИТЕРАТУРА 23
"Говорящий человек – идеолог эстетизма" в романе – это, конечно же, лорд Генри Уоттон, разворачивающий перед Дорианом и читателем целую программу эстетизированного гедонизма. То, что в жизни самого Уайльда зачастую было лишь позой, у персонажа является продуманной системой взглядов, которую он своеобразно апробирует на жизни Дориана Грея.
Таким образом, жизненное кредо Генри Уоттона проходит причудливое испытание на судьбе Дориана Грея. В первых главах романа душа и ум главного героя растревожены проникновением новых представлений о жизненном предназначении красоты, в последней главе Дориан гибнет. В заданных границах он проходит весь цикл испытания, и вдумчивому читателю можно попытаться дать ответ на вопрос о том, доказала жизнь Дориана Грея за этот период состоятельность идиологемы лорда Генри Уоттона или нет.
Мечта о прекрасном, совершенном человеке пронизывает страницы романа. «Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем... Если бы каждый человек мог жить полной жизнью, давая волю каждому чувству и каждой мысли, осуществляя каждую свою мечту, – мир ощутил бы вновь такой мощный порыв к радости, что забыты были бы все болезни средневековья, и мы бы вернулись к идеалам эллинизма, а может быть, и к чему-либо еще более ценному и прекрасному» 21.
Главный герой в ответ на вопрос герцогини Монмутской, помогла ли ему философия лорда Генри найти счастье, говорит, что "никогда не искал счастья", искал лишь наслаждений, но находил их "слишком часто". В другой беседе Грей признается своему учителю, что "был бы рад поменяться с любым человеком на свете" и что убитый человек счастливее его. Он тяготится своей "чудесной жизнью", однажды признается, что "так жить больше не хочет" и даже упрекает лорда Генри за то, что он однажды "отравил" 22 ученика книгой. Его друг протестует: "А "отравить" вас книгой я никак не мог. Этого не бывает. Искусство не влияет на деятельность человека, – напротив, оно парализует желание действовать. Оно совершенно нейтрально. Так называемые безнравственные книги – это те, которые показывают миру его пороки, вот и все" 23.
Растворение эстетизма в новом гедонизме также характерно лишь для тирад и реплик лорда Генри. Вспомним, к примеру, гимн Красоте из второй главы: "Красота – один из видов Гения, она еще выше гения… она имеет высшее право на власть и делает царями тех, кто ею обладает" 24. Идея "вседозволенности", свойственной Красоте, подвергается в романе испытанию и в конечном счете опровергается. Лорду Генри кажется, что если бы идеи нового гедонизма овладели каждым человеком, то "мир ощутил бы вновь… мощный порыв к радости" 25. У Дориана Грея, впитавшего эти мысли, оказывается много подражателей, но судьбы их – автор лишь сообщает о них, а не изображает в подробностях – никак не назовешь "порывом к радости". Итак, всеобщего возврата к "идеалам эллинизма" отнюдь не происходит.
Сам Дориан Грей, ощутив вседозволенность, оказывается способным на самые тяжкие преступления. Одно из его преступлений – убийство Бэзила Холлуорда , которое подробно описывается в романе и не вызывает разночтений: оно является преступлением как в этическом, так и в юридическом смысле.
Лорд Генри, заявляющий, что преступления – "удел низших классов", не принимает убийства, аргументируя свою позицию в свойственной ему парадоксальной манере: "Убийство – всегда промах. Никогда не следует делать того, о чем нельзя поболтать с людьми после обеда", а на вопрос Дориана ("Что бы вы сказали, если б я признался, что это я убил Бэзила?") лорд Генри отвечает еще одним афоризмом: "Всякое преступление вульгарно, точно так же как всякая вульгарность – преступление" 26. Верный себе, Уайльд не впадает в морализаторство, но явное преступление не находит в его романе оправдания даже в координатах идеологии нового гедонизма.
"Портрет Дориана Грея" – это эстетический роман в высшем смысле, не пропагандирующий эстетическую доктрину, а выявляющий ее опасности. Уайльд написал трагедию эстетизма, заключающую в себе предвестье его собственной трагедии. Дориан, как и Уайльд, экспериментировал с двумя формами любви – любви к женщинам и любви к мужчинам; через посредство вымышленного героя Уайльд мог распахнуть окно в собственный опыт последних лет. Своим романом он заявляет, что жизнь, управляемая одной лишь чувственностью, анархична и саморазрушительна. Дориан Грей – это лабораторный опыт. Результат отрицательный. По таким правилам жизнь прожить невозможно.
Платой за попустительство самому себе становится расправа героя со своим портретом; этим действием, в некотором смысле обратным тому, чего он желал, Дориан раскрывает свое лучшее "я", хотя бы только в смерти. Уайльдовский персонаж приходит к той точке, где сходятся противоположности. Непреднамеренное убийство делает Дориана первым мучеником эстетизма. Текст романа говорит нам: красиво плыви по поверхности – и некрасиво сгинешь в глубинах. Таким образом, автор, прославляя эстетизм, сам предъявляет ему обвинение.
"Портрет Дориана Грея" замкнут, обращен на себя в самом что ни на есть хитроумном смысле, как и его центральный образ. Дориан восходит – или опускается – от жизни к искусству и от него обратно к жизни. Всякое событие, как и всякий персонаж книги, имеет скрытую эстетическую составляющую, которой это событие, этот персонаж и мерится в конечном итоге. Бэзил Холлуорд завершает портрет Дориана именно в тот момент, когда лорд Генри начинает охотится за душой молодого человека. Хотя Уайльд в предисловии к роману утверждает: "Раскрыть людям себя и скрыть художника – вот к чему стремится искусство" 27, Холлуорд боится, что портрет слишком откровенно обнаруживает его любовь к Дориану, а Дориан позднее, в свою очередь, боится, что этот портрет слишком откровенно обнаруживает его сущность.
Уже после появления журнальной публикации романа в "Липпинкотс Мэгезин" он вызвал грубую критику, а выход романа отдельным изданием породил целую волну резких и явно несправедливых нападок. Общество взывало к цензуре, суду и полиции. Писатель отвечал своим критикам через газеты со свойственными ему остроумием и невозмутимостью. Книге приписывалось самое тяжкое обвинение во времена воинствующего пуританизма - безнравственность. В ответ Уайльд писал: "Узнав из столь авторитетного источника, что это безнравственная книга, которую правительство должно изъять и запретить, несчастная публика, несомненно, сейчас же бросится ее читать. Но увы! Она обнаружит, что это роман с моралью. А мораль такова: всякая чрезмерность, как и всякое самоотречение, несет в себе наказание. Художник Бэзил Холлуорд, боготворящий, как и большинство художников, физическую красоту, гибнет от руки того, в душе которого взрастил он чудовищную и нелепую гордыню.
Дориан Грей, живущий лишь чувственностью и наслаждением, пытается убить свою совесть и одновременно убивает себя. Лорд Генри Уоттон, стремясь всегда оставаться созерцателем жизни, обнаруживает, однако, что тот, кто уходит от битвы, зачастую бывает ранен глубже, чем тот, кто участвует в ней. Да, в "Дориане Грее" содержится страшная мораль, которую не смогут разглядеть люди извращенного ума, она откроется только тем, чьи помыслы чисты. Является ли это художественной ошибкой? Боюсь, что так. Но это единственная ошибка в этой книге».
Как писал Соколянский: "Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чем состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, имеет в виду свои собственные" 28. Жизнь Дориана Грея кончилась, но искусство выше жизни, ибо только ему принадлежит вечность – такова позиция писателя.
Таким образом, влияние Генри Уоттона на Дориана Грея было весьма сложным. Лорд Генри прекрасно знал, что порок уничтожает красоту, накладывает на лицо человека страшный след. Вот почему он неоднократно говорил Дориану о необходимости сохранить свою душу, подчёркивая мысль о том, что для наслаждения жизнью нужно душевное спокойствие, которое даёт только чистая совесть. Герой помнит об этих словах, и какие-то отголоски утраченной совести слышатся в речах Дориана и много позже, когда он потерял большинство своих лучших качеств. И вот тут внешность играет роковую роль в судьбе героя. Никто не верит в его раскаяние, так как просто невозможно допустить мысль о его порочности. Это вытекает из того, что порочный человек не может сохранить свою красоту. Время от времени у лорда Генри возникают какие-то сомнения, он постоянно “проверяет” своего друга, но эти проверки оказываются совершенно бессмысленными, ибо Генри Уоттон не видит портрета. А между тем он хотел, чтобы Дориан Грей сделал искусством собственную жизнь, исходя из принципа неразрывного единства красоты и нравственности. Парадоксально то, к чему приходит главный герой. Он, стремящийся к красоте и приятному времяпровождению, вынужден тайком развлекаться в грязных притонах, искать успокоения в опиуме, наслаждаться любовью продажных женщин. Это злая насмешка над тем идеалом, который рисовал Дориану Грею лорд Генри.
Уайльд хотел прославить героя, принесшего душу в жертву красоте и искусству, но художественная правда оказалась сильнее этого замысла. Он показал, что Дориан загрязнил себя, что красота, лишенная вечности, становится уродством. В словах лорда Генри, обращенных к Дориану в конце романа, прозвучала горькая ирония, которой сам он не почувствовал: «Ах, Дориан, какой вы счастливец! Как прекрасна ваша жизнь!.. ...Все вы в ней воспринимали как музыку, поэтому она вас не испортила. ...Я очень рад, что вы не изваяли никакой статуи, не написали картины, вообще не создали ничего вне себя. Вашим искусством была жизнь» 29.
И это говорится в тот момент, когда Дориан понял, что изуродовал свою душу, загубил жизнь, вкусив яд подобных обольстительных речей. В момент осознания всей несостоятельности эгоцентризма и гедонизма особенно нелепо звучат идолопоклоннические слова: «Мир стал иным, потому что в него пришли вы, созданный из слоновой кости и золота. Изгиб ваших губ переделает заново историю мира» 30. Дориан стал жертвой своей максималистской страсти – любви к самому себе. «Пытаясь убить свою совесть Дориан Грей убивает себя» 31, – так сформулировал мораль романа сам автор.
31 Уайльд О. Письма. – М.: Художественная литература, 1997. – С.213
1."Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда стал литературным манифестом европейского эстетизма и шедевром английской художественной прозы. Демонстративно отказываясь от дидактики и морализма викторианской литературы, Уайльд, однако, написал глубоко нравственную книгу, где Искусство мстит за попранную Красоту, преданную Любовь и поруганную Гармонию. Драматичная, парадоксальная, завораживающе-интригующая история Дориана Грея – блестящий пример того "совершенного применения несовершенных средств"32, в котором, согласно Уайльду, и заключается "этика искусства".
2. В романе последовательно и стройно реализуется эстетическая система Оскара Уайльда. Писатель утверждает своеобразный культ Красоты, заявляя, что искусство выше жизни, что не оно подражает действительности, а действительность должна подражать искусству, которое неизмеримо выше жизни.
3.Тем не менее, роман «Портрет Дориана Грея» - о красоте внешней и внутренней, об их соотношении в человеке и о связанной с ними нравственности. Мэтр эстезма, поющий гимн Красоте и в теории отвергающий мораль, приводит читателя к общечеловеческой истине: нельзя ради наслаждения преступать нравственные законы. В судьбе Дориана Уайльд раскрыл трагедию реального противоречия: красота и наслаждение, ставшие самоцелью, порождают не радость, а муки.
32 Уайльд О. Письма. – М.: Художественная литература, 1997. – С.213