Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 21:09, биография
В данном исследовании мы рассмотрим наиболее важные вопросы, затронутые в первых 4-х сборниках. Соответственно этому строятся и главы данной работы. Причём, следует заметить, что наибольший интерес вызывают темы, связанные с уяснением особенностей историзма в творчестве Лермонтова и особенностями его идеала. Как известно, лермонтовский идеал выражен в его произведениях сложно, подчас противоречиво. И каких-то конкретных разработок на этот счёт в научной литературе сделано мало.
Вступление.
1. Изучение творчества М.Ю.Лермонтова в вузе и школе.
2. Изучение творчества М.Ю.Лермонтова в Пензенском крае (исследовательский аспект).
1.Проблемы типологии и историзма в работе пензенских филологов.
2.Вопросы традиции и новаторства
М.Ю.Лермонтова в трудах пензенских исследователей.
3.Проблемы идеала в работах пензенских филологов.
Заключение.
Можно сопоставить и героев этих произведений: Калашникова и Морозова. Оба стоят за правду, отстаивают честь свою, жены, в целом рода. Они борются за справедливость, выступают носителями народных представлений о чести. И Толстой, и Лермонтов используют художественную систему фольклора как наиболее удачный для характеристики героев и выражения авторской позиции приём. Таким образом, в романе «Князь Серебряный» прослеживается проявление лермонтовской традиции в изображении прошлого России, в создании ярких национальных характеров.
В мировой литературе 19 века очень популярной была «демоническая» тема. Эта тема была разработана как в западноевропейской литературе (Гёте, Байрон), так и русской (Пушкин, Лермонтов). Этой проблеме пензенские исследователи посвятили свои работы: В.И.Стрельцов «В.Г.Белинский о традиции и новаторстве М.Ю.Лермонтова в разработке «демонической» темы» и Г.Е.Горланов «Антитеза как стилеобразующее средство в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон».
Лермонтоведами доказано, что поэма «Демон» принадлежит к числу наиболее сложных в русской и мировой поэзии, она с каждой новой эпохой находит своих толкователей идейного смысла и художественных достоинств. Поэма необычайно экспрессивна, доходящая порой до возвышенного слога. Для данного произведения, больше чем для других лермонтовских поэм, характерно стремление к обширным антитезам-периодам, построенным с помощью анафор. Немаловажную роль в организации стиля поэмы играет контрастная смена ритмических рядов, отражающих смену душевных переживаний рассказчика и его героев. Заметно разнообразил автор «Демона» применение отрицательных параллелизмов с частицей «не», истоки которых уходят в устное народное творчество. Кроме этих художественных приёмов, в поэме выступают частые обращения героев друг к другу, риторические вопросы и восклицания, многочисленные инверсии. Все эти приёмы выступают в поэме как в обычной, так и в необычной форме. Например, обращения в обычных случаях ломают ритмику стиха дополнительными паузами и повышением голоса при чтении, а в необычных – создают сложные интонационные рисунки. Поэт нередко повторяет обращения в пределах строфы, создавая таким образом своеобразные стилистические структуры, выступающие диссонансом в контексте всего произведения.
Исследователь творчества М.Ю.Лермонтова И.П.Щеблыкин по поводу поэмы «Демон» писал: «…Лермонтов выступает художником, угадывающим закономерности объективного развития мира. Лермонтов предстаёт перед нами мыслителем, осознающим сложные связи противоположностей как необходимость, обусловленную временем, историческим развитием человечества».
В этой работе уже шла речь о стилевых параллелях в поэзии (сравнение творчества Лермонтова и А.К.Толстого). Но нет, кажется, более далёких друг от друга и разных поэтов, чем Лермонтов и Есенин. Этому вопросу посвящена статья пензенского исследователя С.И.Щеблыкина «О воздействии стиля М.Ю.Лермонтова на раннего С.А.Есенина». Из собственного признания Есенина следует, что он испытывал на себе прямое воздействие именно Лермонтова, а не Пушкина, хотя в зрелом творчестве Есенина пушкинская фактура стиха ощущается с большей определённостью, чем лермонтовская. В «Автобиографии», написанной в 1924 году, Есенин писал: «Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешёл к Пушкину. Увлечение лирикой Лермонтова относится к 1912 – 1913 годам, т.к. и в письмах, и в стихах Есенина этих лет ощущаются отзвуки лермонтовских настроений. У Есенина есть стихотворение «Капли жемчужные, капли прекрасные…», которое по содержанию и по форме напоминает стихотворение Лермонтова «Тучи». Есенин использует принцип параллелизма, обращается к тому же размеру, что и Лермонтов, использует ту же строфику и даже отдельные выражения. Но основное, что воспринял Есенин у Лермонтова, - это печальная тональность изображения, мысль о бесприютности и одинокости. В этот же период 17-летнего Есенина по-лермонтовски волнует тема «пророка». Мотивы отчуждения и борьбы формулируются поэтом в выражениях, близких к лермонтовским: есенинский пророк готов терпеть унижения «за святую правду», подобно тому, как пророк у Лермонтова изгоняется за то, что он стал провозглашать любовь и «правды чистые ученья».
Есенин почти по-лермонтовски почувствовал в самом начале своего поприща тоску, разочарование вследствие того, что светлые мечты разбились о несовершенство окружающей жизни. Отсюда острая жалоба на жизнь, неудовлетворённость существования. «Лермонтовское» останется в поэзии Есенина навсегда. Оно лишится подражательности, обретёт самобытные формы, хотя внешне будет казаться, что Есенин ни в чём не связан с Лермонтовым. Есенин достойно воспринял лермонтовскую любовь к родине и воплотил её в новых образах. Чувство родины выделяется Есениным как главнейшее чувство поэта и вообще художника. Это и роднит его с Лермонтовым, роднит в главном, несмотря на различие в мотивах, форме, орнамике стиха. В лермонтоведении основательно и глубоко изучены составляющие лермонтовского идеала, его содержательная сторона. Достаточно назвать таких исследователей проблемы лермонтовского идеала, как Гуревич А.М., Асмус В., Гинзбург Л.Я., Максимов Д.Е., Коровин В.И., Рубанович А.Л., Ломинадзе С.В. и др. Пензенские исследователи тоже посвятили этой проблеме много работ: И.П.Щеблыкин «Искренность и честь в системе этических представлений М.Ю.Лермонтова», Л.В.Полукарова «Своеобразие лирического героя М.Ю.Лермонтова», Г.Е.Горланов «В поисках положительного идеала», В.И.Стрельцов «Мцыри – любимый идеал нашего поэта», К.Д.Вишневский «Жанровое своеобразие прижизненного издания стихотворений М.Ю.Лермонтова».
Проблема
лирического героя в
Образ лирического героя в ранней лирике Лермонтова раскрывается как романтический характер бунтаря-одиночки, умудрённого негативным опытом жизни, стремящегося выйти из этого кризиса свободной и способной к действию личностью, не утратившей веры в идеалы «любви, добра и красоты». В мироотношении лермонтовского лирического героя диалектически сопряжены противоречивые начала: вера в дружбу и повседневно встречаемый «дружеский обман», восторг любви и разочарование в ней, отказ от бренной славы и жажда её, вера в совершенство бытия. Лирический герой Лермонтова – натура действенная, героическая, страстная. В изображении внутреннего мира лирического героя большую роль играют символические образы. Так, мятежная устремлённость лирического героя находит символическое выражение в стихотворении «Парус». Воплощением высокого романтического идеала лирического героя в контексте лирики Лермонтова выступает образ «звезды»: «Звезда», «Еврейская мелодия», «Стансы», «Мой дом», «Ангел», «Как в ночь звезды падучей пламень…» и др.
Создание
образа лирического героя как
художественного образа-
Лирический
герой и в зрелой лирике поэта
остаётся центральным образом-
Мир лирического
героя Лермонтова в лирике 1837-1841
годов по-прежнему противоречив. Лермонтовский
человек обладает внутренней свободой,
непреходящими личностными
Как поэт-мыслитель,
Лермонтов всегда находился в
поисках таких стихотворных форм,
которые наилучшим образом
К теме Отечественной войны Лермонтов обращался неоднократно, т.к. она навсегда осталась в памяти русского народа как один из великих его подвигов. Первая попытка описать Бородинское сражение относится к 1830 году, когда из-под пера 16-летнего юноши появилось «Поле Бородина». Написанное в условно-романтической манере стихотворение не удовлетворяло поэта, и в 1836 году он вновь возвратился к теме Бородинской славы. В полных демократизма картинах Бородинского сражения увлекательно и ярко рассказывается о великом подвиге всего народа. Романтически-условное видение мира уступило реалистическому. К 1837 году у поэта сложились собственные идеалы, своя идейная концепция, свойственная лучшим людям эпохи. Но кто должен выступать в качестве борца? Ведь лучшие демократические силы были подавлены царизмом на Сенатской площади. Мятежный Лермонтов не находил идеала в своих современниках и обращался к прошедшим векам – «Песня про купца Калашникова», к свободолюбивому «Мцыри», к отрицающему устои человеческого общества «Демону», к героям-соотечественникам, отстоявшим свободу отечества в 1812 году («Бородино»). Особое значение в истории изменения замысла имеет посещение Лермонтовым родных мест зимой 1836 года. «Тарханская пора» помогла поэту чётче определиться в идейном замысле. Появляется новая композиционная форма – форма диалога бывшего солдата с только что начинающим военную службу. Героические подвиги совершают не исключительные личности, а простые люди – на такую мысль наталкивает образ солдата-повествователя, воплотившего в себе самые характерные черты русского человека. Он и является лермонтовским идеалом цельной личности. Он смел, решителен, выступает как патриот. Рассказчик нигде не выпячивает себя, он рассказывает о товарищах, о командирах, об атаках французов – и меньше всего о себе. Нигде нет выражения «мой», зато семь раз используются предложения со словом «наш». Поэтому удаётся изобразить не просто конкретного живого человека, но и показать его как социальный тип, воплотивший в себе лучшие черты национального характера.
Лермонтовский идейный замысел заключается в сопоставлении двух поколений. Раньше всех на эту тенденцию в творчестве поэта обратил внимание В.Г.Белинский, отметив, что основная идея стихотворения выражена в словах:
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
«Это мысль-жалоба на настоящее поколение, - пишет критик, - дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел». Артиллерист, проявивший вместе со всеми героизм, отделяет себя от «могучего», «лихого» племени. В этом отделении рядового солдата от тех, которым досталась плохая доля, прорывается огорчительный голос самого поэта. Вернувшиеся немногие напоминают о событиях, связанных с восстанием декабристов, в котором участвовали «богатыри» - бывшие герои Отечественной войны: П.И.Пестель, М.С.Лунин, С.И.Муравьёв-Апостол, в партизанских отрядах истребляли захватчиков С.Г. Волконский и М.Ф.Орлов. Их пример беззаветного служения родине – стремление освободить её от крепостных оков – как раз и является тем идеалом, который Лермонтов искал и не находил в своём поколении. В 1840 году в журнале «Отечественные записки» была опубликована статья Белинского «Стихотворения М.Ю.Лермонтова», в которой критик дал подробный анализ лермонтовской поэмы «Мцыри» и прозорливо высказался об алмазной крепости его стихов, дивной роскоши поэтических картин, верности любимых идеалов. В борьбе за священный идеал долгожданной свободы видит Белинский заслуги Мцыри, восхищаясь его огненной душой, могучим духом, исполинской натурой. Стремление юноши к свободе критик ассоциирует с идентичным порывом автора поэмы, нисколько не сомневаясь в том, что Мцыри – «любимый идеал нашего поэта».
В своей работе В.И.Стрельцов пишет о том, что Белинский находил сходство «Мцыри» с поэмой Байрона «Шильонский узник».Образ Мцыри он расценивает как одну из жерт бесчеловечности и гнёта и считает, что характером этого героя автор типизировал обстоятельства русской жизни, звал к свободе, хотя и не вскрывая ещё конкретных социально-исторических условий, а ограничиваясь воспроизведением романтического Кавказа. Герои произведений Лермонтова импонировали Белинскому своей жаждой борьбы и познания. Эту идею – идею активного отношения к действительности – критик постоянно лелеял, утверждал и приветствовал. Анализ суждений Белинского о Мцыри как любимом идеале Лермонтова позволяет полнее уяснить характерные речевые особенности лермонтовского стиля, в большей степени восходящие к поэтике романтизма. Именно здесь Белинский говорит об «алмазной крепости» стиха Лермонтова, подчёркивая не только богатство стилевого оформления, но и напряжённость трагедийных моментов в его поэзии, считая поэтическую роскошь лермонтовской речи образцовым признаком русского романтизма. Недаром слог Лермонтова не только в лирических созданиях, но и в прозе представляет собой, по словам Белинского, «то блеск молнии, то удар меча, то рассыпающийся по бархату жемчуг». Лермонтов, по мнению критика, открыл в родном языке богатые средства для выражения мировоззрения нового поколения, и, благодаря ему, «русский язык далеко подвинулся вперёд после Пушкина…». Личность Мцыри явилась идеалом и для самого критика. Здесь взгляды Лермонтова и Белинского не только соприкоснулись, но и совпали. Оба они осуществление идеалов видели в будущем развитии русского общества. В борьбе за эти идеалы они были нераздельно связаны с судьбой народа.