Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:22, реферат
Гавриил Романович Державин (1743-1816) – поэт новатор, крупнейший художник XVIII в. Жизненный путь Державина – жизнь бескомпромиссного мужественного человека – необходимое дополнение и обрамление его поэзии, всегда таящей много «автобиографических штрихов». Это рано осиротевший сын казанского дворянина, который учился только в местной гимназии, а затем всю жизнь занимался самообразованием. Детство и молодость Державина совершенно не давали возможности угадать в нем будущего гения и реформатора словесности. Знания, которые молодой Державин получил в Казанской гимназии, были отрывочными и сумбурными.
Краткая биография поэта.
Основные этапы творчества, жанровые доминанты. Традиции и новаторство.
Темы и образы.
Заключение
Российский Университет Дружбы Народов
Филологический факультет
Направление:
Журналистика
Реферат на тему:
Творчество
Г. В. Державина. Традиции и новаторство.
Основные этапы, жанровые доминанты. Темы
и образы.
Группа: ФЖБ-14
Москва
2011 год
Оглавление
1. Краткая
биография поэта
Гавриил
Романович Державин (1743-1816) – поэт новатор,
крупнейший художник XVIII в. Жизненный путь
Державина – жизнь бескомпромиссного
мужественного человека – необходимое
дополнение и обрамление его поэзии, всегда
таящей много «автобиографических штрихов».
Это рано осиротевший сын казанского дворянина,
который учился только в местной гимназии,
а затем всю жизнь занимался самообразованием.
Детство и молодость Державина совершенно
не давали возможности угадать в нем будущего
гения и реформатора словесности. Знания,
которые молодой Державин получил в Казанской
гимназии, были отрывочными и сумбурными.
Он прекрасно знал немецкий язык, но не
владел французским. Много читал, но имел
смутные представления о правилах стихосложения.
Впрочем, быть может, именно этот факт
в будущем дал возможность великому стихотворцу
писать, не задумываясь о правилах и нарушая
их в угоду своему вдохновению. Друзья-поэты
часто пытались править державинские
строки, однако он упорно отстаивал свое
право писать так, как ему угодно, не обязательно
следуя закостеневшим правилам.
Писать
стихи Державин начал еще в
гимназии, но его обучение было неожиданно
и до срока прервано. Из-за произошедшей
канцелярской ошибки молодой человек
был в 1762 году призван в Петербург
на военную службу на год раньше
положенного срока и к тому
же записан, хотя и в гвардейский Преображенский
полк, однако солдатом. В том же 1762 году
в составе полка участвовал в дворцовом
перевороте, который привел к воцарению
Екатерины II. Во время службы времени для
поэтических занятий оставалось не так
уж много, однако молодой человек сочинял
шуточные стихи, пользовавшиеся популярностью
среди его однополчан, и, уже ради собственного
самообразования, штудировал Тредиаковского,
Сумарокова и особенно Ломоносова, бывшего
в то время его кумиром и примером для
подражания. Впрочем, карьера стихотворца
не казалась ему в тот момент главным делом
жизни. После долгожданного производства
в офицеры Державин пытался продвинуться
по службе, надеясь таким образом поправить
свои финансовые дела и послужить верой
и правдой отечеству. Спустя много лет
Державин – дважды губернатор (в Петрозаводске
и Тамбове), сенатор, министр юстиции.
2. Основные этапы творчества, жанровые доминанты. Традиции и новаторство.
Жизнь и творчество Гавриила Романовича можно разделить на два основных этапа. Первый этап – это «Ученичество», длившийся с 1743 по 1770-е годы. В этот период входит учеба в Казанской гимназии, служба рядовым в Преображенском полку, подражание А. Кантемиру и В. Тредиаковскому, основоположникам русской литературы XVIII века, «просветителям» М. В. Ломоносову и А. П. Сумарокову, Ф. А. Козловскому и первые собственные стихотворения.
Принципиальные перемены в жизни Державина произошли в конце 70-х годов. В этот период времени начинается второй этап его творчества, названный литературоведами «Особым путем». В эти годы Державин служил в Сенате, где пришёл к убеждению, что «нельзя там ему ужиться, где не любят правды». В 1778 он пылко влюбился с первого взгляда и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, которую затем в течение многих лет будет воспевать в своих стихах под именем Плениры. Счастливая семейная жизнь обеспечила личное счастье поэта. В это же время дружеское общение с другими литераторами помогло ему развить природные дарования. Его друзья — Н.А. Львов, В.А. Капнист, И.И. Хемницер были высоко образованными и тонко чувствующими искусство людьми. Дружеское общение соединялось в их компании с глубокими рассуждениями о древней и новой литературе, — жизненно необходимыми для пополнения и углубления образования самого Державина. Литературное окружение помогло поэту лучше осознать свои цели и возможности. В этом-то и заключалась самая главная перемена. «Особый путь» Державина начал набирать обороты. Строгие правила классицистской поэзии больше не сковывали его творчество.
С этого момента и до 1791 основным жанром, в котором Державин работал и добился наибольших успехов, стала ода — торжественное поэтическое произведение, чья звучная и размеренная форма всегда была близка представителям классицистской поэзии. Ода является жанровой доминантой Державина. Поэт, однако, сумел преобразовать этот традиционный жанр и вдохнуть в него совершенно новую жизнь. Не случайно выдающийся литературовед Ю.Н. Тынянов писал о «революции Державина». Пойти по особому, не ломоносовскому пути — это значило, прежде всего, не писать торжественных од. Поиски новой поэтической манеры Державин ведет по разным направлениям. Он смело нарушает теорию «трех штилей» и смешивает в своих стихах слова «высокие» и «низкие». Возникает новое поэтическое качество: стихотворный образ превращается в картину, в словесную живопись.
Говоря о новаторстве Державина, нельзя не упомянуть о «Забавном русском слоге» - новой стилистической манере, введенной поэтом в русскую литературу. Два центральных таких произведения – ода «Фелица» и «Бог», в которых подчеркнуты поэтическая искренность, отсутствие позы и «сердечная простота», а также гражданская смелость и правдолюбие. Державин не забыл прибавить, что истину царям он говорил «с улыбкой», смягчая резкость нравоучения шутливостью тона. Эта «улыбка» не должна никак смешиваться с требованием «улыбательной сатиры». Державин хорошо отличал слабости от пороков, и его сатира всегда носила общественный характер. Он ценил в своей поэзии служение на пользу общую. Древнеримский поэт Гораций, с которым издавна любили сравнивать Державина, говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи»; Державин замечает это другим образом: «Я считаю себя достойный славы за то, что говорил правду и народу, и царям».
Таким образом, отталкиваясь от мысли Горация, иногда пересказывая ее в стихах, Державин затем принимался писать о своем, о наболевшем, о том, что наиболее тревожило его в данное время. Державин только «заряжался» Горацием для того, чтобы с большей силой, подкрепленной авторитетом классического поэта, обрушиться на недостатки современного общества и отдельных его представителей. В формировании литературно-эстетических взглядов Державина определенную, и притом немалую, роль играло произведение Горация «Послание к Писонам», или «Наука поэзии». Гораций советовал настойчиво трудиться над выразительностью языка. Уроки «Послания к Писонам» были полезны Державину, сумевшему найти свой слог и установить его «Так, чтоб каждому легким вначале он мог показаться, / Но чтоб над ним попотел подражатель иной…». Это вскоре хорошо поняли многочисленные подражатели Державина.
Новые черты, проявившиеся в творчестве Деражавина в 70-80-е годы, значительно усилились в последние десятилетия его жизни. Поэт отказывается от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало. Среди стихотворений, созданных Державиным в конце XYIII — начале XIX вв. — дружеские послания, шуточные стихи, любовная лирика. Старящегося поэта, ставшего при жизни почти классиком, это ничуть не смущает, так как именно таким образом он может выразить в стихах свою индивидуальность. Он воспевает простую жизнь с ее радостями, дружбой, любовью, оплакивает ее кратковременность, скорбит об ушедших близких.
Несмотря на новаторский характер творчества Державина, в конце жизни его литературное окружение составляли в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того легкого и изящного слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин, а затем и Пушкин. С 1811 года Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литературный стиль.
Это не помешало Державину понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал на экзамене в Царскосельском лицее. Символический смысл этого события станет понятен только позже - литературный гений и новатор приветствовал своего младшего преемника.
3. Темы и образы
Во второй половине XVIII в. Россия прославила себя громкими военными победами. Среди них особенно примечательны покорение турецкого флота в Чесменской бухте, взятие Измаила, знаменитый переход через Альпийские горы. Выдвигаются талантливые полководцы: А. Г. Орлов, Г. А. Потемкин, П. А. Румянцев, А. В. Суворов. Слава русского оружия нашла свое отражение в таких патриотических одах Державина, как «Осень во время осады Очакова», «На взятие Измаила», «На победы в Италии», «На переход Альпийских гор». В них обычно два героя — полководец и русское воинство, описанное в образе богатыря Росса (русский). Образная система обильно насыщена мифологическими именами и аллегориями. Так, например, в оде «Осень во время осады Очакова» в одной строфе представлены и бог войны Марс, и российский герб. В оде «На взятие Измаила» Державин широко пользуется художественными средствами Ломоносова-одописца, в том числе нагнетанием гиперболизированных образов, создающих напряженную картину боя. Военные действия сравниваются с извержением вулкана, с бурей и даже с апокалипсическим концом мира.
Поэзия
Державина представляет нам и
положительных героев, к изображению
которых поэт подходите большой ответственностью,
желая как можно шире и точнее показать
все их достоинства и превратить в пример
для подражания. Такими героями для поэта
были полководцы Румянцев и Суворов.
О Румянцеве поэт не раз с большой похвалой говорит в стихах, подчеркивая его превосходные качества как патриота, гражданина своего отечества, так и опытнейшего военачальника. Державин задается целью раскрыть читателю особенности военной тактики Румянцева и с большим мастерством решает эту задачу. В оде «Водопад» он такими стихами описывает боевые действия войск под командой Румянцева:
Что огнедышущи за перстом
Ограды вслед его идут;
Что в поле гладком, вкруг отверстом,
По слову одному растут
Полки его из скрытых станов,
Как холмы в море из туманов;
Что только по траве росистой
Ночные знать его шаги;
Что утром пыль, под твердью чистой,
Уж поздно зрят его враги;
Что остротой своих зениц
Блюдет он их, как ястреб птиц.
И вдруг решительным умом
На
тысячи бросает гром.
Это
образное художественное описание полно
глубокого смысла, и все элементы его заботливо
взвешены поэтом. Известно, что Румянцев
отказался от линейной тактики, когда
войска располагались на поле сражения
в две линии, и стал применять рассыпной
строй и тактику колонн. Румянцев создал
легкие егерские батальоны и ввел атаки
рассыпным строем в сочетании с колоннами.
Вслед за Петром I он пришел к мысли о необходимости
тактического резерва, который в его руках
оказывал решающее влияние на ход боя,
восстановил боевые традиции русской
армии. Именно об этом и говорит Державин
в стихах своей оды. Он не только создает
внешний портрет человека, но изображает
и дело, которому тот служит, причем не
стремится обойтись общими словами, а
в поэтических образах раскрывает сущность
всего, совершенного его героем.
Но
самое видное место в поэзии Державина
занимает Суворов. Ему посвящено
несколько стихотворений, в которых
образ полководца освещается и характеризуется
с разных сторон.
Личное
знакомство Державина с Суворовым
относится к 1774 году, когда они
встретились в приволжских степях, участвуя
в войне с Пугачевым. Новая встреча произошла
лишь двадцать лет спустя, в 1795 году, во
время приезда Суворова в Петербург по
окончании войны с Польшей.