Тема "Горячего сердца" в творчестве А.Н. Островского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:10, реферат

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать действия героев пьес А.Н.Островского, дать оценку их поступкам и определить предпосылки, явившиеся причиной конфликта между главными героями и окружающим их миром, а так же определить характер конфликта, при этом мы прибегаем к сравнительному анализу характеров героев пьес.

Содержимое работы - 1 файл

Копия готово.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

    Катерина  очень религиозна, и вера в Бога для нее не просто обязанность  ходить в церковь, а, действительно, настоящее, неподдельное, идущее от сердца чувство,  которое является для нее единственной отрадой и в котором она ищет утешение. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, и в рай войду, и не вижу никого, и времени не помню, и не слышу, когда служба кончится», – рассказывала она Варваре (Островский 1974: 2; 221). И сны ей снились чистые, воздушные: «или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся» (Островский 1974: 2; 222). Это также свидетельствует о чистоте натуры Катерины.

      Кроме Катерины в пьесе есть еще один образ молодой девушки – это Варвара Кабанова. Варвара полная противоположность Катерины, которая совсем не умеет обманывать. У нее практичный ум, если нужно, она может схитрить. Приспособившись к такой жизни, создавая видимость послушания, Варвара живет философией «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было» (Островский 1974: 2; 228). Но и в ней есть чувство справедливости, она видит, что Кабаниха жестоко угнетает невестку, а брат бездействует, поэтому Варвара искренне жалеет Катерину. Как отмечает А.Л.Штейн, «Варвара – веселая, дерзкая и озорная девушка, певунья и плясунья. В ней есть тяга к воле» (Штейн 1973: 34). Она так же, как и Катерина, не приемлет мира Кабанихи и не хочет жить под гнетом, о чем свидетельствует ее бегство из-под власти семейного деспотизма. Катерина же не умеет притворяться, а без этого в семье Кабановых жить невозможно.

      Тихон, муж Катерины, живет умом маменьки. «Многое из того, что говорит Тихон и как он оценивает окружающее, подсказано ему маменькой» (Штейн 1973: 35). «Муж у нее дурак», – говорит о Тихоне Кудряш (Островский 1974: 2; 224). И не только дурак, но и пьяница, ничтожный человек с довольно пошлыми замашками – таков Тихон на первый взгляд. Но у него есть и свое отношение к происходящему в доме, и, как ни странно, оно совсем не совпадает с мнением маменьки. И то, что Тихон загулял, едва освободившись от надзора Кабанихи, вызвано его стремлением к воле, желанием вырваться из-под гнета. Человек с сердцем Тихона понимает страдания Катерины и Бориса и где-то даже считает себя виновным в случившемся. «Тихон – русский характер. В нем привлекает доброта и душевность» (Штейн 1973: 36).

    Вероятно, изобразив в пьесе таких героев, как Кулигин, Варвара, Тихон и их слабый бунт, Островский пытался показать, что фундамент, на котором держалось «темное царство», разрушается, что близок конец старого мира. Но начало этому концу поставила, конечно же, Катерина.

      Личность Катерины очень противоречива, она всегда оказывается среди двух противоположных чувств: религиозный долг, боязнь согрешить, т.е. изменить мужу и невозможность продолжения прежней жизни, любовь к Борису. После долгих размышлений о том, что общество никогда не простит ей такого поступка, что она сама не сможет вернуться к прежней жизни и, наконец, что измена мужу – это великий грех, Катерина все же следует за своим чувством; ее разум больше не контролирует горячее сердце, которое жаждет свободы, искренней любви.

    «Женщина, которая хочет идти до конца в своем восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического самоотвержения, должна на все решиться и ко всему быть готова», – отмечал Добролюбов (Добролюбов 1939: 6; 340-341).3 И дело не только в нравственности, это еще и индивидуальный бунт против устоев общества. Естественно, Катерина не могла получить поддержки этого общества. Даже человек, которого она любит, связан с миром «темного царства» и принимает его условия, поэтому он не может пойти с ней до конца. В прощальной сцене с Борисом Катерина просит его взять ее с собой, на что Борис отвечает: «Нельзя мне, Катя, не по своей воле еду: дядя посылает» (Островский 1974: 2; 261). Этим он сбрасывает с себя груз ответственности. Вообще избранники героинь Островского почти всегда находятся на более низкой ступени духовного развития.

    Будучи  гениальным драматургом, Островский не дает нам готовых ответов, не оправдывает и не осуждает свою героиню, а дает читателю возможность самому понять, что иного выхода у Катерины не было. «Что могла она придумать? Уйти от мужа было нельзя, т.к. он имел право вернуть ее через полицию. Кабаниха непременно заставила бы Тихона сделать это. К тому же этот уход явно не встретил бы сочувствия у ее родителей. Вероятнее всего, что они, если бы Катерина убежала к ним, вернули бы ее немедленно в ненавистный дом Кабанихи», – поясняет А.И.Ревякин (Ревякин 1974: 118). Катерина все это прекрасно понимала. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне, что домой, что в могилу – все равно. И люди мне противны, и стены противны! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это? Ах, как темно стало!.. Умереть бы теперь…», – рассуждает она в своем последнем монологе (Островский 1974: 263-264).

      Добролюбов в своей статье  «Луч света в темном царстве» говорит о натуре Катерины: «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве... Мы видим уже возмужалое из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни» (Добролюбов 1939: 6; 215).

    Итак, Катерина погибла, но, покончив с жизнью, она не сдалась, а бросила своеобразный вызов всему обществу города Калинов. Ее смерть потрясла даже такого забитого человека, как Тихон, который уже в глаза обвиняет мать в гибели жены. Значит, поступок Катерины стал началом падения абсолютной власти «темного царства». 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 

                            Глава вторая

                Хозяева и жертвы «темного царства»

    Нетрудно  отметить, что в  целом в творчестве Островского преобладают семейно-бытовые  конфликты, в которых доминирующую роль играет не мужчина, а именно женщина. Основополагающим мотивом здесь зачастую является противостояние старого и нового. Обычно оно выражено конфликтом между сильной, деспотичной женщиной старшего поколения и юной, социально беспомощной девушкой. Такая ситуация характерна, как для драмы «Гроза», так и для комедии «Лес». «Интересно, что в центре комедий Островского, посвященных помещичьему быту, всегда не помещик, а женщина-помещица. Помещица – существо более взбалмошное, непрактичное, живущее чувствами. В ее поведении меньше логики, сильнее элемент комического» (Штейн 1973: 73). Таковой является богатая помещица Раиса Павловна Гурмыжская. Она предстает перед читателем в образе благодетельницы, тратящей свое состояние на помощь бедным родственникам и всем нуждающимся. Но на самом деле это жадная, скупая и безнравственная женщина. Гурмыжская – характерный тип героини представляющей собой дворянский вариант «самодурного» начала, так полно раскрытого Островским в «Грозе».

    «Лес» по праву называют «театром в театре», где у каждого заранее отведенная роль. ««Лес» – «театр в театре», потому что основные участники интриги стремятся достичь своих целей, задумывая и ставя каждый свой спектакль» (Журавлева, Макеев 2001). «Играешь – играешь роль, ну и заиграешься», – признается Гурмыжская (Островский 1974: 3; 299).

    Будучи  очень хитрой по своей натуре, Гурмыжская замышляет план, распуская слух, что хочет выдать замуж Аксюшу, свою бедную родственницу, за Буланова, гимназиста – недоучку, который живет в доме Раисы Павловны. Однако эта затея не вызывает доверия у хорошо знающей ее прислуги: «и Карп, и Улита предвидят, что роль, отведенная Буланову переменится» (Журавлева, Макеев 2001). «Я ведь не выйду за него, так к чему же эта комедия?» – спрашивает Аксюша. «Комедия? – подхватывает ее благодетельница, – как ты смеешь? Да хоть бы и комедия, я тебя кормлю, одеваю и заставлю играть комедию» (Островский 1974: 3; 265). Потом Гурмыжская разрушает несуществующую помолвку племянницы и Буланова и с радостью принимается за новую роль мученицы, которая якобы выходит замуж лишь для того, чтобы сохранит усадьбу. На самом же деле она просто потакает своей прихоти.

        Сопоставляя двух представителей  «темного царства» в пьесах  Островского, Раису Павловну Гурмыжскую  и Марфу Игнатьевну Кабанову, можно сказать, что Гурмыжская страшнее, поскольку дворянская свобода позволила развиться в помещице порокам, чуждым калиновцам. Раиса Павловна прекрасно понимает преступность своей страсти к Буланову и сознательно прячется за показной добродетелью, в то время как Кабанова свято верила в праведность защиты старых устоев.

    Комедия «Лес» – одно из самых совершенных и самых сложных произведений Островского. Это отразилось в конструкции пьесы. «Эта пьеса вобрала в себя черты трех типов комедий А.Н.Островского – народной, сатирической и комедии с высоким героем» (Журавлева, Макеев 2001). Любовная линия Аксюши и Петра не выдвигается здесь на первый план, хотя развитие действия и драматическая борьба сосредоточены именно на судьбе этих героев. Можно сказать, что участь Аксюши становится поводом для развертывания другой линии действия – борьбы между сатирически обрисованным миром помещичьей усадьбы, центром которой является Гурмыжская, и Несчастливцевым, племянником Раисы Павловны, который стал бродячим артистом. А.Л.Штейн вывел основные сюжетные линии пьесы, которые, переплетаясь, составляют единое целое: первая линия –                  Гурмыжская хочет сделать гимназиста своим любовником, а пока держит его при себе под видом жениха Аксюши; вторая линия – Аксюша и Петр любят друг друга. Их счастью мешает прижимистость Восьмибратова и намерение Гурмыжской выдать Аксюшу за Буланова; третья линия – «Пешие путешественники» Несчастливцев и Счастливцев ищут трагическую актрису (Штейн 1973: 69). Мастерство Островского здесь проявилось в том, что он органически сочетал эти три сюжетные линии и включил одну в другую.

    Молодые влюбленные в «Лесе», Аксюша и Петр, стремятся соединиться и преодолеть препятствия, стоящие на их пути. Своим порывом к свободе, к любви Аксюша напоминает нам Катерину. Вообще в пьесах «Гроза» и «Лес» явно прослеживаются параллели: Аксюша так же, как и Катерина живет под покровительством властной, деспотичной женщины, так же влюбляется в молодого человека, находящегося под начальством отца и целиком и полностью зависящего от него (трудно не вспомнить Бориса и Дикого), наконец, она так же стремится к личной свободе, к независимости.   Однако Аксюша – это образ более упрощенный, лишенный глубокого психологического самоанализа, свойственного Островскому в «Грозе». Аксюша уступает Катерине в духовном богатстве. Об этом свидетельствует ee признание: «Слез у меня нет, и тоски большой нет, а вот, говорю я тебе, пусто тут у сердца» (Островский 1974: 3; 308). Аксюша и Петр любят друг друга, но Аксюша более решительна в своих действиях: Она готова на все лишь бы быть с любимым, быть свободной. Она даже просит деньги у человека, которого видит впервые в жизни, этот поступок дается ей с трудом, но все же ради любимого, она идет и на это, а Петр, боясь отца, не может принять собственного решения, всю ответственность взваливая на хрупкие плечи Аксюши. «Петр – личность заурядная, и только любовь к Аксюше возвышает его и делает на какое-то время интересным персонажем» (Штейн 1973: 77).

    У Островского именно женщина играет ведущую роль в отношениях, причем возлюбленный не всегда соответствует глубокой внутренней порядочности героини. Эта ситуация наблюдается как в «Грозе», так и в «Лесе». Любовь героинь к своим возлюбленным является частью протеста против нарастающего гнета «темного царства», кратковременным утешением. Не найдя понимания и поддержки в возлюбленных и окончательно запутавшись в сложившейся ситуации, они обе ощущают необходимость освобождения и, будучи в душе идеалистками, видят его только в смерти, и только по счастливой случайности Несчастливцев спасает Аксюшу. Он предлагает ей стать драматической актрисой, рассмотрев в ней натуру с «горячим сердцем». «Ты знаешь больше других; ты знаешь бури, знаешь страсти – и довольно! Здесь на твои рыдания, на твои стоны нет ответа; а там за одну слезу твою заплачет тысяча глаз», – говорит Несчастливцев Аксюше, и она только от безысходности соглашается на предложение актера (Островский 1974: 3; 313). Именно женщина, пережившая большую душевную трагедию и способная чувствовать сильно, может стать трагической актрисой, но в жизни ее страдания могут не находить отклика, а на сцене на страдания актера откликаются тысячи зрителей.

    Несчастливцев разыгрывает отставного офицера, Гурмыжская притворяется благодетельницей, Аркашка Счастливцев играет роль слуги, Буланов разыгрывает страстного любовника – все герои пьесы играют какую-то роль, и лишь Аксюша настоящая, чувства ее неподдельные, «страдания ее – не бумажные, не театральные, это подлинные человеческие страдания» (Штейн 1973: 85). Островский видел, что идеальные порывы Несчастливцева не могут удовлетворить обыкновенную, земную женщину, такую, как Аксюша. И в самый последний момент Аксюша отказывается от романтических скитаний с Несчастливцевым, ради замужества.

    Несчастливцев. А что ж в актрисы то, дитя мое? С твоими чувствами…

    Аксюша. Братец… чувство… оно мне дома нужно (Островский 1974: 3; 329).

    Жизнь сильнее романтики, а реальная страсть  для Аксюши сильнее выдуманной, театральной, ее идеал – идеал обыкновенной женщины: муж, дети.

    «Аксюша не посягает на существующий порядок, но в рамках этого порядка имеет намерения чистые, справедливые, естественные» (Штейн 1973: 77). У Аксюши есть только два пути – или подчиниться законам поместья «Пеньки», что противоречит ее взглядам на жизнь, или броситься в омут, утопиться от несчастной любви. «В этом поступке тоже протест, в нем тоже проявляется сила характера. Но сила, выражающаяся не в борьбе с этой жизнью, а в уклонении от нее», – считает Штейн (Штейн 1973: 77).

Информация о работе Тема "Горячего сердца" в творчестве А.Н. Островского