Романтизм в произведении "собор парижской Богоматери"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 14:41, реферат

Краткое описание

В 1952 году по решению Всемирного Совета Мира все прогрессивное человечество отмечало 150-летие со дня рождения великого французского поэта, писателя и драматурга, общественного деятеля В. Гюго. Еще кровоточили раны Второй мировой войны. В сердце Парижа стоял разбитый фашистами пьедестал памятника Гюго – бронзовая статуя писателя была уничтожена фашистами - но голос Гюго, не умолкавший в годы оккупации Франции, с новой слой звал соотечественников, всех людей доброй воли бороться за мир, за уничтожение захватнических войн.

Содержимое работы - 1 файл

романтизм.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

    Удивительно живописно со страниц книги  представляет перед нами зримый и звучащий образ средневекового Парижа. Мы любовались его ослепительной красотой  с высоты птичьего полета. Но там, внизу, на его улицах и площадях, в страшном подземелье тюрьмы, и в королевской келье в одной из башен Бастилии разворачивались события, которые неуклонно вели к трагической развязке.

    На  прошлом уроке, путешествуя с  главными героями по страницам книги, мы проследили судьбы некоторых из них.

    Всех  ли героев мы назвали?

    Главным героем произведения является народ, который действует в романе как активная сила и по мысли Гюго в конечном итоге определяет ход истории.

    Да, главным героем почти всех событий, описываемых в романе, является пестрая  и шумная толпа простолюдинов Парижа: мастеровые и школяры , бродяги и бездомные поэты , воры и лавочники, все те, кто составлял три сословия в конце XYIII века, двинувшихся на штурм Бастилии и  уничтожавшее  эту цитадель абсолютизма.

    - Скажите, какую роль в событиях, описываемых в романе, играет многоликая народная толпа? Ученики перечислят события, в которые она активно вмешивается  и в конечном итоге определяет их исход. Имен простолюдины криками одобрения и гнева определяли ход празднества во Дворце правосудия; что это они, отверженные, брошенные на самое дно, организовали свое королевство  со своими законами, которые не подчинялись законам, установленным богатыми.

    Это они «парижская голь » как в страхе и гневе назвал их Людовик XI , бросились на штурм Собора, чтобы спасти Эсмеральду, а затем  сражались  с отборными войсками короля. Все это так. Толпа многолика и многоголоса. Не стремится ли художник рассказать об угнетенном народе нечто такое, что определило бы его общие конкретные черты? Есть ли в романе герои, тесно связанные своими  действиями с народной толпой?

    Да  конечно,  это Эсмеральда – уличная танцовщица, и Квазимодо - горбатый звонарь. Они выходят из самой гущи толпы и представляют как бы два ее главных лица, два лика народа.  Эсмеральда  олицетворяет все доброе, талантливое, красивое, жизнерадостное, жизнеутверждающее – то, что заложено в людях природой, к чему стремится изболевшая душа народа. Квазимодо – страшную силу, тающую в народе, скованном рабством, темнотой, жизнь народа, которая изуродована насилием, гнетом, подобно тому, как изуродовано тело горбуна.

    Опираясь  на реальность, исходя из нее, Гюго определяет и обобщает эти главные черты, сгущает краски. Его герои становятся образами – символами.

    Квазимодо родился кривым, горбатым, хромым, один газ его был закрыт каким –  то наростом. От колокольного звона он оглох. Глухота сделала его почти немым. Здесь все символично, все гротеск, преувеличение. Но за ним – правда, страшная правда жизни, и слышатся в ней слова Радищева, связанные им о жизни угнетенного народа: «Я взглянул окрест меня, душа моя страданиями человечества  уязвлена стала». («Путешествие из Петербурга в Москву»).

    Чтоб  донести до читателя всю красоту  и оригинальность средневекового Парижа, Гюго использует антитезу – контрастное противопостановление.

 Красота и гармония образа Эсмеральды резко контрастирует с уродством Квазимодо, которое в свою очередь так же резко контрастирует с его духовной, внутренней красотой. В изуродованном теле  без вины виноватого отверженного Квазимодо живет нежная и трогательная душа. Просветленное величие, преданность, душевная красота Квазимодо проявляются в его любви к Эсмеральде. Но Эсмеральде и Квазимодо противостоят также символические образы тех, кто угнетает. Архидьякон Клод Фролло, начальник королевской стражи Феб де Шатопер или сам король Людвиг XI – жестокие, равнодушные к страданиям других людей и этой жестокостью утверждающие свою власть над ними.

    Если  Квазимодо страшен внешне, то Клод Фролло пугает своим душевным уродством. Ученый, способный к критической оценке своих поступков, служитель церкви архидьякон полюбил. Но великое чувство, облагораживающее человека, дающее людям необыкновенную силу для совершения добра – в душе священника порождает чудовищную, гибельную страсть. Сам священник «становится демоном», исчадием зла.

    Мир создан на антитезе прекрасного и безобразного, радостного, светлого и уродливого, злого и бесчеловечного, искусственно навязанного народу угнетателями, теми, кто присвоил себе право власти над людьми. Эта идея характерна для творчества романтиков и Гюго утверждает ее на страницах своего романа.

    Но  герои, олицетворяющие народ, гибнут побеждены и те, кто бросился  на штурм Собора.

    Народ  вся пестрая многоголосная народная толпа противостоит королю, королевской  власти, духовенству. И мы не только чувствуем и понимаем это, читая роман. Мы слышим топот и гул толпы, которая заполняет собой площади, улицы Парижа.

    Роман создан Гюго во время баррикадных  боев революции 1830 года, свергнувшей  окончательно всех Бурбонов. Живы были еще и участники Великой французской революции, те, кто штурмовал Бастилию, а потом пережил реставрацию Бурбонов и католической церкви. И писатель стремится в далекой истории французского народа найти ответ о том, что может нард, каково его будущее? Как связано с деятельностью народа будущее всей Франции?

    Современники  Гюго, читая роман знали , что то о чем предупреждал короля Жак Копель, уже свершилось, цитадель королевской власти пала, уничтоженная народом. Но писатель предупреждает угнетателей всех мастей, современных ему и будущих: если понадобится, народ опять скажет свое слово, когда пробьет его час.

    Почему  роман называется «Собор Парижской  богоматери»? - обращаемся мы с вопросом к классу.

    Ответ на этот вопрос и будет завершать  урок.

    Собор в романе – символ. Более 300 лет  его строили безымянные народные мастера.

    «Здесь  время-зодчий, а народ каменщик»,- скажет Гюго об удивительной архитектуре Собора. Образ  Собора - это символическое выражение талантливости народа, его души и его верований, его страхов и надежд.

    Собор  в романе - место борьбы света и тьмы, справедливости и коварства.

    Власть  в Соборе принадлежит Клоду Фролло. Но душа Собора не Клоду Фролло, а Квазимодо. Он , Квазимодо «вливал жизнь в его необъятное здание», он заставлял петь его колокола . Собор стал убежищем для Эсмеральды. Но здесь в Соборе, обитал и Клод Фроло-священник  и убийца, ученый и изувер. Клод Фролло - образ трагический и страшный, и автор не просто  убивает его рукой разъяренного Квазимодо, но заставляет его принять смерть в жестоких мучениях. и эти  смертные мучения испытывает Клод Фролло не в схватке со своим приемышем, который преданно любил его , но вдруг прозрел, понял, что он, Клод Фролло, убийца Эсмеральды, а в схватке с Собором, который ,как живое существо, мстил ему.

    Отрывок заканчивает это урок о смерти Клода Фролло. «Стоял июль месяц. Небо было совершенно ясное .

    Было  что-то страшное в молчании этих двух людей…» (кн. XII, гл .IIс. 4I0-4II)

Информация о работе Романтизм в произведении "собор парижской Богоматери"