Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:39, творческая работа
1.Творческий путь Марселя Пруста. История создания романного цикла «В поисках утраченного времени».
2.Концепция жизни и человека в творчестве Пруста. Французское общество на основании романа.
3.Господин Сван в социальном и нравственном плане. Сван и Одетта.
4.Роль музыки в романе. Взаимосвязь музыки, времени, памяти.
5.Аллюзии на произведения живописи в романе.
6.Жанрово-композиционные особенности книги «По направлению к Свану».
7.Основные темы «По направлению к Свану».
8.Принципы организации художественной системы Пруста.
Семинар
4
Лирический
эпос Марселя Пруста
«По направлению к
Свану»
Валентин Луи Жорж Эжен Марсель Пруст (фр. Valentin Louis Georges Eugène Marcel Proust; 10 июля 1871 — 18 ноября 1922) — французский писатель. Один из самых значительных писателей и философов XX века.
Основное произведение Пруста — цикл «В поисках утраченного времени» (т. 1-16, 1913—1927, последние 6 томов опубликованы посмертно), состоящий из семи романов.
Марсель Пруст родился в Париже 10 июля 1871 года в состоятельной семье: его отец, Адриан Пруст — профессор медицинского факультета, а мать, Жанна Вейль — дочь еврейского биржевого маклера.
Весной 1880 или 1881 года Пруст испытал первый приступ астмы.[1]
В 1882 году Пруст поступил в лицей Кондорсе. Часто отсутствовал. Выпускные экзамены на звание бакалавра он сдал в июле 1889 года, и был особо отмечен за сочинение по французскому. Вскоре Пруст стал посещать модные литературные и художественные салоны. Учился на юридическом факультете Сорбонны, но курса не окончил. Вёл отдел салонной хроники в газете «Фигаро». Из парижских салонов особую роль в жизни Пруста сыграли три: салон госпожи Штраус (Женевьева Галеви (1849—1926)), вдовы Бизе; салон госпожи де Кайаве, возлюбленной Анатоля Франса; салон Мадлены Лемер (1845—1928)[1].
Активное участие в политической жизни Пруст принял лишь однажды, в период «дела Дрейфуса» . Он подписал воззвание деятелей культуры о пересмотре приговора, уговорил Анатоля Франса также подписать этот текст. В феврале Пруст присутствует на процессе Золя [1].
Пруст был гомосексуалом, и как полагают, имел продолжительную связь с пианистом и композитором Рейнальдо Аном.
В годы Первой мировой войны субсидировал содержание публичного дома для гомосексуалов.
Около 1907 года он начал работу над основным своим произведением — «В поисках утраченного времени». К концу 1911 года первая версия «Поисков» была завершена. В ней было три части («Утраченное время», «Под сенью девушек в цвету» и «Обретённое время»), и книга должна была уместиться в двух объемистых томах. В 1912 году она называлась «Перебоями чувства». Пруст не может найти издательство. В конце года отказы присылают издательства «Фаскель» и «Нувель Ревю Франсез» («Галлимар»), в начале следующего приходит отказ от «Оллендорфа». Издателем стал Бернар Грассе. Он выпустил книгу (за счёт автора), но потребовал рукопись сократить [1].
Роман «По направлению к Свану» вышел в ноябре 1913 года и был встречен прохладно читателями и критикой. Начавшаяся война, уход Грассе на фронт и закрытие издательства (хотя уже набирался второй том), вынудили Пруста продолжить работу.
Хотя Пруст считал, что в 1918 году он завершил книгу, он продолжал усиленно работать, и править её до последнего дня своей жизни.
Творческий дебют Пруста состоялся в 25 лет. В 1896 году был опубликован сборник рассказов и стихотворений «Удовольствия и сожаления». Затем, в течение нескольких лет, Марсель переводил на французский работы Джона Рёскина. В 1907 году в газете «Фигаро» была опубликована статья Пруста, в которой он пытался проанализировать понятия, впоследствии ставшие ключевыми в его творчестве — память и чувство вины.
В 1909 году Прустом было написано эссе «Против Сент-Бёва», которое впоследствии выросло в многотомный роман, который находился в процессе написания до конца жизни Пруста.
В истории французской литературы Пруст известен как родоначальник психологического романа.
Эстетические взгляды Пруста находят выражение, прежде всего, в жанровой специфике его обширной серии "Поиски утраченного времени" (7 романов, 1913-1927, последние 3 романа изданы посмертно). Необычность жанра прустовского произведения озадачила уже его первых читателей и критиков. То, что предлагалось их вниманию как роман, представляло, на первый взгляд, хаотическое нагромождение случайных восприятий, не связанных никаким композиционным или идейным единством. Конечно, и до Пруста в романах можно было найти впечатления от бликов солнца на колокольне, состояний сна и пробуждения, вида моря. Но никому не приходило в голову, что эти впечатления могут рассматриваться как повод для психологических открытий, могут быть опорой, фундаментом огромной эпопеи. Ряд критиков объявлял прустовский роман "просто-напросто мемуарами". В этом была доля правды.
С одной стороны, в жанровом отношении "Поиски утраченного времени" примыкают к таким произведениям французской литературы, как "Записки" герцога Сен-Симона, "Замогильные воспоминания" Шатобриана, "Исповедь" Руссо. В особенности близки они к мемуарам типа "Жизни Анри Брюлара" Стендаля и "Книги моего друга" Анатоля Франса, в которых события жизни героя далеко не всегда являются воспоминаниями автора, комбинирующего действительность и воображаемые факты в соответствии с художественным замыслом.
Однако, если "Поиски утраченного времени" и являются мемуарами, то это мемуары совершенно особого типа, в которых автор, исходя из впечатлений прожитой жизни, стремится дать философское объяснение законов человеческой психики и интеллекта. Более того, помимо проблем, возникающих в сфере художественного выражения, в "Поисках" мы сталкиваемся с рядом чисто философских и психологических отступлений о времени, памяти, человеческих страстях. Эти "опыты" и "максимы" жанрово соотносятся с "Essays" Монтеня, сочинениями моралистов XVII-XVIII веков, стендалевским трактатом "О любви".
"Высшая реальность" может быть постигнута в самых незначительных с точки зрения "практического" разума предметах и явлениях. Понятия "главного" и "второстепенного" - "условны", "относительны". Пруст отдается безраздельно всем своим впечатлениям и эмоциям, не забывая ни одного душевного движения, зрительного или слухового восприятия. Мельчайшие подробности жизни рассказчика "Поисков", оказываются ценными и достойными внимательного изучения, в то время как где-то на втором плане происходит дело Дрейфуса или первая мировая война. Поэтому же в романе сознательно опущены или оставлены в тени наиболее важные с "практической" точки зрения события в жизни персонажей (женитьба и смерть Сванна). Задача Пруста - разыскать характерные закономерности жизни чувств, скрываемые от нас автоматизмом "обыденного" мышления. Таким образом, Пруст анализирует человеческую психику не в ее общественной обусловленности, как анализируют ее писатели критического реализма, и в первую очередь Бальзак, а в ее "истинной", "подлинной" сущности.
Особенно интересуют Пруста состояния, освобождающие мышление от "оков" разума. "В сторону Сванна", первый роман прустовской эпопеи, начинается с описания впечатлений полусна, полубодрствования, когда целые куски нашего прошлого воскресают с необыкновенной силой и яркостью.
С другой стороны, эти воспоминания "уничтожают" действие времени, освобождают из-под его власти, ставят над ним. Время в прустовском романе - это время в субъективистском понимании, "реальная длительность", "духовная реальность", зависящая от изменения наших чувств и состояний: "Во время сна человек держит вокруг себя нить часов, порядок лет и миров. Он инстинктивно справляется с ними, просыпаясь, в одну секунду угадывает пункт земного шара, который он занимает, и время, протекшее до его пробуждения; но они могут перепутаться в нем, порядок их может быть нарушен" ("В сторону Сванна"). Для Пруста не существует "обычного", "практического" измерения времени, его течение должно ощущаться через эволюцию сознания героя. Даты в романе отсутствуют, и только отдельные события: дело Дрейфуса, русские сезоны, мировая война, - дают возможность соотнести действие с "общепринятой" хронологией.
Пруст
отказывается от композиции романистов
XIX века (хотя уделяет большое внимание
вопросу единства произведения). Структура
"Поисков" отражает
процесс воспоминания:
целые части возникают
из случайной ассоциации
восприятий, мимолетных
психических состояний. Однако структура
как отдельных томов, так и всей эпопеи
строго продумана. Своеобразный ритм создается
уже в результате повторяемости сходных
чувств, суждений и восприятий. Некоторые
темы, вроде тем сна, ревности, воображения,
пробуждающей силы собственных имен, становятся
как бы "лейтмотивами" Пруста и создают
особое, "музыкальное", "вагнеровское"
построение "Поисков утраченного времени".
Но Пруст вносит в строение книги и сознательный,
рационалистический элемент. В письме
к критику Полю Судэ от 10 ноября 1919 года
Пруст писал, что композиция его романа
"скрыта" и "широкомасштабна",
и пояснял это на одном из эпизодов "Стороны
Сванна", который при появлении книги
вызвал недоумение читателей как своей
"неприличностью", так и тем, что он
казался изолированным в общей структуре
романа. Речь идет
о сцене в доме композитора
Вентейля, свидетелем
которой пришлось стать
Марселю. Значение этого эпизода делается
понятным лишь по мере чтения дальнейших
томов. Только тогда становится очевидным,
что рассказ о м-ль Вентейль и ее подруге,
равно как и повествование о странном
поведении барона Шарлюса при его первой
встрече с рассказчиком в романе "Под
сенью девушек в цвету", совершенно
необходимы как тематическое и сюжетное
предварение ситуаций романов "Содом
и Гоморра", "Пленница" и "Беглянка".
Информация о работе Лирический эпос Марселя Пруста «По направлению к Свану»