Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 23:55, контрольная работа
Выбор такой темы, как история русской литературы второй половины XIX в.,
творчество Н. В. Гоголя, литература 1840-х годов и Натуральная школа для меня не случаен, потому что этот временной период в русской литературе является переломным и приносит реальное отражение жизни на страницы произведений писателей. Затрагиваются "живые проблемы" народа и страны, которые является актуальными и до сих пор.
Введение………………………………………..…………2 стр.
Натуральная школа…...…………………………..………2 стр.
Литература 1840-х годов. ………………………….……5 стр.
Тема "Маленький человек" в русской литературе….….6 стр.
Александр Сергеевич Пушкин…………………………..7 стр.
Николай Васильевич Гоголь……………………….……8 стр.
Федор Михайлович Достоевский………………………10 стр.
Творчество Н. В. Гоголя…...……………………………12 стр.
Заключение ……………………………...………………14 стр.
Используемые источники….……………...……………15 стр
История русской литературы второй половины XIX в.
Натуральная школа. Литература 1840-х годов.
Творчество
Н. В. Гоголя
Содержание:
Введение.
Выбор такой темы, как история русской литературы второй половины XIX в.,
творчество
Н. В. Гоголя, литература 1840-х годов
и Натуральная школа для меня не
случаен, потому что этот временной период
в русской литературе является переломным
и приносит реальное отражение жизни на
страницы произведений писателей. Затрагиваются
"живые проблемы" народа и страны,
которые является актуальными и до сих
пор.
Натуральная
школа
Натуральная
школа, литературное направление 40-х гг.
XIX в., возникшее в России как «школа» Н.
В. Гоголя (А. И. Герцен, Д. В. Григорович,
В. И. Даль, А. В. Дружинин, Н. А. Некрасов,
И. С. Тургенев и др.). Теоретик В. Г. Белинский.
Главные издания альманаха. «Физиология
Петербурга» (ч. 1-2, 1845) и «Петербургский
сборник» (1846).
Натуральная школа1, условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40-х гг. XIX в. Термин «Натуральная школа», впервые употребленный Ф. В. Булгариным в пренебрежительной характеристике творчества молодых последователей
Н. В. Гоголя2, был утвержден в литературно-критическом обиходе
В. Г. Белинским,
который полемически
К началу 40-х годов XIX века формируется новое направление в художественной литературе, которое позднее, с подачи В. Белинского, получит название “реализм”. Это было время становления классической русской нарративной прозы, связанное, прежде всего с кризисом романтизма. Причиной кризиса явилось формирование нового естественнонаучного позитивистского мышления. Именно в России, как это ни странно, появилось течение, которое попыталось дать ответ на вызов естественной науки. Таким течением была “натуральная школа”, возглавляемая все тем же Белинским. Основной доктриной “натуральной школы” провозглашался тезис о том, что литература должна быть подражанием действительности. Здесь нельзя не усмотреть аналогий с философией деятелей французского Просвещения. Как было отмечено выше, Просвещение провозгласило искусство “зеркалом общественной жизни”, в обязанности которого вменялось “обличение” и “искоренение” пороков.
Русская “натуральная школа” претендовала на создание “энциклопедии русской жизни”. На уровне эстетическом это означало, что литературный дискурс должен стать похожим на обыденный, т.е. строиться не как замкнутая система со своими закономерностями (как в эпоху классицизма), а детерминистски - как цепь причин и следствий. Отсюда резко негативное отношение к принципу художественной условности, вернее, его полное отрицание. Литература натуральной школы, просуществовавшая довольно активно около десяти лет, стремилась к очерковости и сюжетной редуцированности. В качестве главенствующего утвердился “физиологический очерк”, философским лозунгом был позитивизм.
В русской литературе этой поры разрабатывается идея неадекватной дескрипции. Наиболее полно она воплотилась именно у тех писателей, которые так или иначе были связаны с традицией натуральной школы. Так, у Тургенева эта идея не только играла главную роль, но он сам был одним из ее идеологов и распространителей, поделив всех персонажей мировой литературы на гамлетов и дон кихотов, придумав выражение “лишний человек”. Отныне русская литература (и общественная жизнь) оперирует двумя глобальными понятиями: “лишний человек” и “новый человек”. Именно таких персонажей изображает Тургенев в лице Рудина, Инсарова, Базарова. Причем последний - один из наиболее известных персонажей Тургенева - это одновременно и лишний, и новый человек. В произведениях Тургенева сюжет практически вообще не играет никакой роли, и в этом одна из особенностей “натуральной школы”.
Все эти “новые” и “лишние” люди появились впервые именно на страницах художественной литературы, и лишь позднее русские революционеры (в частности народовольцы) перенесли данный тип поведения и мотивации поступков в реальную, повседневную практику. Чернышевский в романе “Что делать?” открыто пародирует и выставляет на посмешище сюжет, создавая пролог с ложным самоубийством героя. Через несколько страниц автор начинает издеваться над глупым читателем, который попался на его удочку, и теперь уже не помешает освещать на примере жизни героев свои социально-психологические доктрины, при этом нарочито рассказывая заранее все, что произойдет с героями. Литература так называемого “реализма” сознательно мимикрирует “под реальность”, заявляя, что именно она и есть правдивое и неприкрашенное отражение реальности.
В
варианте реализма, особенно русского,
претерпевает изменения “рамка”
между реальностью и искусством
и, соответственно, соотношение между
авторитарным (по Бахтину) словом и словом
внутренне убедительным. Эти два элемента
дискурса достаточно четко разведены
и противопоставлены друг другу. Мое слово,
моя позиция являются, безусловно, истиной,
признанной мной, а значит, не нуждающейся
(в моих глазах) в доказательстве. Такое
“мое, внутренне-убедительное слово”
в контексте реализма совпадает с идеал-проектом,
представленным в произведении. Будет
этот идеал-проект соответствовать “лишним
людям” Тургенева, “новым людям” Чернышевского
или авторской интенции Достоевского
- не так важно. Важно здесь иное. Мое слово
является основанием для проверки всего,
что им не является, для проверки авторитарности.
Такая авторитарность может совпасть
с авторитетом модной теории (Достоевский),
религиозным авторитетом (Лесков), просто
общественным мнением (Гончаров) или с
чем-то еще. В недавнем прошлом, до появления
и автономизации в тексте моего слова,
эта авторитарность была абсолютной...
Литература
1840-х годов
К концу тридцатых годов процесс выработки самобытных форм творчества и поэтического языка достиг своего блестящего завершения в творениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других - сороковые годы XIX века открывают собой новую эру в литературе. Творчество писателей всё более сосредоточивается на идейной стороне произведений и на глубокой внутренней психической работе, связанной с поиском основ мировоззрения, которое могло бы удовлетворить жажду истины и возвышенных идеалов.
Это умственное движение было подготовлено многими важными явлениями в исторической жизни России. Зарождение его относится ещё к царствованию Екатерины (Новиков, Радищев), затем последовательно и неуклонно продолжается в период двадцатых и тридцатых годов, захватывая всё большую область духовных интересов.
Творения
Пушкина и Гоголя знакомили с
красотами поэзии, таившейся в
недрах народной жизни. Исторические и
этнографические изучения всё дальше
проникали вглубь этой жизни, о которой
до сих пор имелись лишь смутные
и фантастические представления, заимствованные
из чуждых источников и из патриотических
реляций военного времени.
Тема
"Маленький человек"
в русской литературе.
Трагическая судьба «маленького человека» впервые была отражена в творчестве А. С. Пушкина («Станционный смотритель»), затем гениально продолжена Н. В. Гоголем в «Шинели», где показан ставший классическим тип «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Прямым продолжением этого характера становится Макар Девушкин в «Бедных людях» Ф.М.Достоевского. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — писал он.
Почти всегда особое внимание окружающих и властей не привлекали забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться в себе, полностью уходить в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и незаметно умирали. Но именно такие люди иногда по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего, взывать к справедливости, прекращали быть ветошью. Поэтому, все-таки, их жизнью заинтересовались, писатели постепенно начали уделять внимание в своих произведениях некоторым сценам именно из жизни таких людей. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь людей низшего «класса». Маленькие чиновники, станционные смотрители, сошедшие с ума не по своей воле, начали выходить из тени. Первым писателем, который открыл нам мир «маленьких людей», был Н.М. Карамзин.
Карамзин положил начало
Александр
Сергеевич Пушкин
У А.С. Пушкина такие герои как Самсон Вырин и Евгений являют собой мелкое чиновничество начала XIX века. Пушкин представляет их как людей с обычными человеческими чувствами. Самсон Вырин гордый, но и одновременно любящий отец и добродушный человек. Сложен и Евгений, который бросает вызов памятнику Петру I. Живые и сложные характеры Пушкина являются, новаторскими в изображении «маленького человека», до Пушкина «маленький человек» не изображался таким сложным и многогранным. Главная идея Пушкина – жалость, сочувствие «маленькому человеку».
«Повести Белкина», созданные осенью
1830 года в селе Болдино и
опубликованные в 1831 году, отличаются
широтой тематической
«Повести Белкина» проникнуты
гуманизмом, в своей основе они
оптимистичны. С наибольшей силой
пушкинский гуманизм раскрылся
в повести «Станционный
Значимость темы «маленького человека» для Пушкина заключалась не в обличении забитости своего героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль.
Образ Вырина породил собою
галерею подобных художественных типов,
прежде всего Башмачкина из «Шинели» Гоголя
и Девушкина из «Бедных людей» Достоевского.
Николай
Васильевич Гоголь
Читая повести Гоголя, мы еще не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной незадачливый чиновник в картузе неопределенной формы и в синий ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой. Долго с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с глубокой тоской и стойкой твердостью продолжал свой путь. Гоголь открывает читателю мир “маленьких людей”, мир чиновников, чиновничьего крючкотворства в своих “Петербургских повестях”.
Повесть «Шинель» - центральная повесть
цикла - продолжает тему «маленького
человека», намеченную
Тема «маленького человека»