Национальная безопасность и механизмы ее обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Первый подход исходит из объектного понимания безопасности как проявления объективной природы объектов сохранять устойчивость при различных отрицательных влияниях. Именно в этом контексте безопасность понимается как определенное свойство (атрибут) системы. В настоящее время распространенным является понимание безопасности как формы саморегулирования системы, которое позволяет ей сохранить свое качество.

Содержимое работы - 1 файл

Тема 1.docx

— 69.05 Кб (Скачать файл)

     Следовательно, возрастает актуальность изучения проблем  безопасности и личности, и государства, и общества.

     Как мы выяснили, источником опасности могут быть как явления, процессы, так и действия субъектов. Но действия субъектов здесь не направлены на конкретного адресата, то есть, не персонифицированы. Угроза же всегда исходит от субъекта и направлена на персонифицированный объект.

     Система опасностей и угроз не является статичной (постоянной). Опасности и угрозы могут появляться и исчезать, нарастать и уменьшаться, при этом будет изменяться и их значимость для безопасности.

     Опасности могут существовать в разных формах. Одну из таких форм - угрозу - мы уже охарактеризовали. Иногда опасность выступает в форме риска. Сущность риска - не ущерб, наносимый реализацией решения, а возможность отклонения от цели, ради которой принималось решение. Риск – это:

     -          возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;

     -          деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность оценивать вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от поставленной цели;

     -          возможная опасность неудачи предпринимаемых действии, сами действия, связанные с такой опасностью.

     Итак, риск можно оценить только для объекта или для системы, подверженных опасности. Он обусловлен неопределенностью деятельности, возможно неблагоприятных и нежелательных ее последствий. Риск - это осознанная возможность наступления негативного события с определенными во времени и пространстве последствиями.

     Любой вид деятельности содержит определенный риск, который хотя и можно уменьшить, но невозможно достичь «нулевого его уровня», как и уровня абсолютной безопасности.

     Что касается вызова, то его можно трактовать как совокупность обстоятельств не обязательно носящих конкретную, адресную направленность, но обязательно вынуждающий с ними считаться, требующий реакции на них.

     В соответствии с видами опасности, пространственно-географическим взаимодействием социальных организмов связано наличие следующих относительно самостоятельных геополитических уровней безопасностей:

     -   международная (всеобщая, глобальная) безопасность;

     -   международная региональная безопасность;

     -   национальная (страновая) безопасность.

     5. Феномен национальной  безопасности

      Национальная  безопасность — вид  безопасности на уровне отдельных стран, при котором исключается  угроза войны и  посягательств на суверенитет страны, ее независимость  и территориальную  целостность. Этот вид безопасности предполагает безусловную возможность для проведения государством самостоятельной внешней и внутренней политики, отсутствие внешнего вмешательства в его дела. Важным элементом безопасности страны является защита прав человека, обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности общества.

      Таким образом, одним из основных инструментов обеспечения национальной безопасности является внешняя политика. Эта политика представляет собой деятельность государства на мировой арене, направленную на осуществление взаимодействия с другими субъектами международных отношений: иностранными государствами, союзами государств, международными организациями всемирного и регионального масштаба, зарубежными политическими партиями, общественными организациями и группами интересов. Основными формами проведения внешней политики являются: дипломатические отношения между государствами; членство государств в международных организациях; переговоры и контакты на разных уровнях, высшим из которых являются встречи глав государств и правительств.

     Термин  «национальная безопасность» появился относительно недавно. Европа и Азия до II половины XX века практически и не знали этого понятия. В лексиконе большинства государств преобладали понятия «обороноспособность», «государственная безопасность». Считается, что впервые этот термин был употреблен в 1904 году в послании президента Т. Рузвельта конгрессу США, где он обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности». Сама концепция появилась в связи с Актом (законом) по национальной безопасности в 1947 г., на основе которого был утвержден Совет национальной безопасности США. В последние годы эта проблема стала стержневой в исследованиях американских политиков, которые источник рассматриваемого понятия видят в теории «национальных интересов». Этот подход был предложен У.Липпманом. В годы холодной войны большинство исследований определяло национальную безопасность через силу, либо с позиций взаимодействий государств, т.е. создания оптимальных условий развития системы международных отношений. Наибольшую известность в этом контексте получила теория реализма или теория силовой политики (Г.Моргентау, А.Вольферс и др.)

     Например  Вольферс утверждал: «...безопасность есть ценность, которой государство может более или менее обладать и которую оно стремится иметь в большей или меньшей степени. Она (категория безопасности) имеет много общего с категорией силы (power) и благосостоянием (wealth), двумя другими ценностями громадной важности в международных делах. Однако, если благосостояние измеряется количеством материальных ресурсов государства, а сила - его способностью контролировать действия других, безопасность в объективном смысле измеряется отсутствием угрозы приобретенным ценностям, а в субъективном смысле - отсутствием страха за то, что эти ценности будут подвержены угрозе. В обоих случаях национальная безопасность может восприниматься весьма широко: от почти полной безопасности или отсутствия страха за нее на другой стороне».

     Словарь терминов МО США, изданный Комитетом начальников штабов, под национальной безопасностью понимает сферу приложения совместных усилий военной и внешней политики, желаемое условие, обеспечиваемое в первую очередь американским военным и оборонным превосходством над любой иностранной державой или группой держав, благоприятной позицией в международных отношениях, а также обороноспособностью, позволяющими успешно противостоять враждебным или разрушительным, явным или скрытым действиям других стран, включая применение ими военной силы. Фактически в этом определении выражена идея идеальной ситуации абсолютного военного превосходства США над вооруженными силам всего мира, что лишний раз свидетельствует о теснейшей связи в США деятельности в области национальной безопасности с внешней и военной политикой при опоре на военную силу.

     В теорию и практику России понятие «национальная безопасность» стало входить с начала 1990-х годов. Термин «национальная» в данном случае не. несет национально-этнической окраски. Нация в данном контексте понимается как территориально-государственная общность, основанная на устойчивых социально-политических, экономических, культурных и иных связях. Исходя из такого понимания «национального», Энциклопедический словарь по политологии дает следующее определение национальной безопасности: это категория политической науки, которая характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества... характеризует состояние нации как целостной системы.

     Для сравнения приведем и другие определения.

     Национальная  безопасность - совокупность действующих  факторов, обеспечивающих благоприятные  условия для развития страны; боеспособность государства, оптимальное развитие и сохранение его фундаментальных ценностей и традиций, нормальные отношения личности и государства, способность эффективно преодолевать любые внешние угрозы, руководствоваться именно национальными интересами, обеспечивать достижение общих целей.

     Национальная  безопасность - состояние, при котором  обеспечивается защита жизненно важных интересов государства и гражданского общества в экономической, политической, военной, экологической, гуманитарной и других областях.

     Национальная  безопасность - это защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе.

     Национальная  безопасность - это состояние общественных отношений, гарантирующих защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

     А вот как определяется национальная безопасность официально: «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» (Стратегия Национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.). Как видно, приведенные подходы дают возможность анализировать национальную безопасность с разных сторон.

     В дальнейшем под национальной безопасностью мы будем понимать такое состояние, при котором гарантируется беспрепятственное и успешное развитие всех социальных организмов и общественных структур, создаются оптимальные условия для существования и развития личности, общества и государства.

     Итак, безопасность - это не благо, дарованное извне в виде защиты, охраны, а имманентное свойство отдельной личности, общества, государства. Специфика безопасности определяется спецификой опасностей и угроз и средствами реакции на них. Национальная безопасность должна рассматриваться не как состояние прочности, стабильности, незыблемости, а как системное свойство страны, которое позволяет ей прогрессивно развиваться в условиях существования рисков, неопределенностей, вызовов и опасностей.

     6. Национальные интересы: сущность, структура,  содержание.

     Термин  «национальные интересы» в отечественной  политологической литературе стал употребляться сравнительно недавно и трактуется неоднозначно. В то же время для многих зарубежных исследователей и практиков-политиков, например из США, его значение практически давно однозначно—«национальные интересы» адекватны «государственным интересам».

     Анализ  содержания продолжающейся научно-теоретической  дискуссии среди российских исследователей позволяет выделить следующие  подходы к трактовке национальных интересов.

     1. Сторонники одного из подходов рассматривают национальные интересы как собственно этнические и предлагают использовать данный термин преимущественно для отражения интересов национальной общности или социальных групп, объединенных специфическими связями и взаимоотношениями генетической и культурной однородности.  Национальные интересы  в этом  контексте рассматриваются как этнонациональные, включенные в структуру государственных интересов.

     Такой подход приемлем, но только применительно  к этнополитической сфере. Сегодня  нет ни одной развитой нации, которая  не была бы полиэтничиа. Разумеется, применительно  к таким государствам, как Россия, это теоретически актуально и практически оправданно.

     Вместе  с тем в научном плане отождествлять  понятия «национальные интересы» и «государственные интересы» неправомерно.

     2.    Авторы  второго подхода используют термин «национальные интересы» при характеристике приоритетов внешней политики Российского государства. Несовершенство этого подхода состоит в том, что за рамками «национальных интересов» в этом случае остается не менее, а даже более важная их часть, связанная с внутренними проблемами россиян, государства, российского общества в целом.

     3.    Сторонники третьего подхода исходят из того, что «национальными  интересами» может обладать нация-государство со значительной степенью независимости гражданского общества от государственных властных структур. Эта позиция интересна и не вызвала бы сомнений, если бы речь шла об идеальном правовом государстве.

     Хорошо  известно, что в правовом государстве  имеются и эффективно функционируют механизмы волеизъявления народа, что позволяет государству выступать носителем и выразителем истинно национальных, а не корпоративных (групповых) интересов. В иных случаях (т. е. в условиях отсутствия зрелого правового государства) государство может выражать корпоративные интересы различных социальных общностей и даже преимущественно собственные бюрократические интересы.

Информация о работе Национальная безопасность и механизмы ее обеспечения