наиболее богатых в 15 раз выше, чем у 10 процентов наиболее бедных (а в
Москве в 50 раз). Для сравнения заметим, что в США и наиболее развитых
странах этот показатель колеблется в пределах 1:6-8.
Стремительный раскол страны на узкий круг богатых людей и огромную
массу бедных, не уверенных в своем будущем, создает два поляризованных
класса общества с разным представлением о социальной справедливости. Расстояние между ними увеличивается, а социальная база реформ укрепляется. Очевидно, что это приводит к тому, что постоянно воспроизводится угроза социальных конфликтов. Также предпосылки социальной напряженности создает растущий уровень безработицы. Пороговым уровнем принято считать до 10% от числа трудоспособных. По официальным данным, Россия приближается к этому порогу, но с учетом скрытой безработицы (отпуск без оплаты, неполная рабочая неделя и т.д.) реальный ее уровень составляет 13-15%.
Безработица для России явление новое, поэтому следует иметь ввиду ее
моральное воздействие на население и его поступки. По данным американских ученых, рост безработицы на 1% увеличивает заполняемость тюрем на 5-7%.
2.7. Криминализация.
Как угрозу экономической безопасности России необходимо выделить криминализацию хозяйственной деятельности, вызванную ростом безработицы, сращиванием части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государственного контроля.
Преступность поразила практически все сферы хозяйственной жизни: отношения собственности; производство и распределение произведенного продукта; финансовую и банковскую деятельность, сферу государственного управления и внешнеэкономическую деятельность.
Среднегодовой прирост преступлений в сфере экономики составляет 12,
5%. С теневой экономикой в качестве работодателей и рабочей силы так или
иначе связали себя примерно 60 млн. человек.
Отмечаемый в прошлом году рост зарегистрированных экономических
преступлений связан не только с активизацией деятельности правоохранительных органов, но и достаточно объективно отражает общую
тенденцию дальнейшей криминализация финансово-хозяйственного комплекса. Как и в предыдущие годы, доминировали уклонения от налогообложения, противоправные сделки по вывозу сырьевых, энергетических и других невосполняемых ресурсов за рубеж.
Более половины (60, 3%) уголовно наказуемых правонарушений в экономической сфере составили посягательства на собственность. Треть выявленных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления связана со взяточничеством.
Медлительность и незавершенность в создании механизмов контроля и
защиты новых экономических отношений от криминального проникновения
способствовали стремительному росту и качественному изменению экономической преступности.
Тенденции криминализации экономики наблюдаются практически во всех ее отраслях. Наиболее уязвимой перед преступной экспансией оказалась кредитно-финансовая сфера.
По экспертным оценкам, в сфере криминального влияния находится более 40 тыс. хозяйствующих субъектов с различными формами собственности, в том числе 1, 5 тысячи государственных предприятий, 4 тысячи акционерных обществ, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков, почти 700 оптовых и розничных рынков. Ежегодно организуется и ликвидируется десятки тысяч предприятий с одноименными названиями, ложными сведениями об учредителях, владельцах, уставных фондах, что позволяет им бесконтрольно осуществлять нелегальные хозяйственные и финансовые операции, укрывать доходы от налогообложения, не возвращать кредиты и т. п.
В основе процессов криминализации хозяйственной жизни в стране лежит теневая экономика, то есть система экономических отношений вне правового поля государства. Теневой финансовый капитал является экономической основой (базисом) организованной преступности.
Теневая экономика, как и любое социальное явление, имеет две стороны.
С одной стороны, это создание дополнительных рабочих мест, производство
продукции, оказание различного рода услуг и, в конечном счете, повышение
благосостояния общества. С другой — уклонение от уплаты налогов, отмывание капиталов, перекачивание капиталов за границу, выведение из оборота неучтенных доходов и валюты. Кроме того, конкурируя с официальной экономикой, теневая экономика, имея более высокую прибыль, оказывается более эффективной и тормозит развитие официальной экономики.
В России централизованная система управления создала совокупность условий для появления и развития теневой экономики и теневых капиталов. В сферу действия теневой системы хозяйства оказались вовлеченными широкий круг людей, ресурсов, а также чиновники разного ранга.
На сегодняшний день в России сложилась своеобразная система ухода от
уплаты налогов. Это занижение выручки и прибыли, расчеты через третьих лиц, использование бартера и взаимозачетов, расчеты наличными, получение
необоснованных льгот, создание дочерних структур и т. п.
Предпринимательские структуры, появившиеся после экономических реформ, вынуждены были подчиняться тем правилам, которые были приняты в теневой экономике. Господствующая в хозяйственной деятельности преступность навязывала им эти правила, направляя их на путь противозаконного получения доходов, ухода от налогообложения.
Решающую роль во всем мире играет активное содействие теневой экономике представителей властных структур всех уровней. Исследования показывают, что теневики с первых дней параллельно с рэкетирами, а иногда и исключительно, заключали союз с представителями силовых ведомств и местной исполнительной власти. Со временем правоохранительные органы начали активно вытеснять криминал из теневой экономики, и в настоящее время представители этих структур совместно с налоговыми службами «делают крышу» практически всему крупному и среднему бизнесу. Сверхкрупный бизнес стал вотчиной правительственных чиновников и депутатов самого высокого ранга.
На содержании теневого финансового капитала находятся многие государственные структуры и общественные организации, формирующие политику государства. Коррупция проникла во все ветви государственной власти и приобрела огромный размах. Так, 87 % опрошенных оперативных работников и руководителей управлений по борьбе с организованной преступностью указали на сращивание организованных преступных формирований с властными структурами, особенно с органами управления на местах, 64% — на сращивание с правоохранительными органами, а 31 % — с органами управления на государственном уровне.
Особенность преступности России также состоит в том, что криминальные структуры внедряют своих представителей в органы законодательной и исполнительной власти различных уровней. Это позволяет создавать обстановку хаоса в экономике, противостоять принятию либо исполнению принятых законов. Принимаемые в законодательном порядке нормы хозяйствования отторгаются определенными группами законодателей, находящих «веские» причины для провала предложенных проектов, способных препятствовать криминальному экономическому поведению в предпринимательстве. Одним из индикаторов противостояния многим законодательным актам в области экономических реформ является голосование депутатов в Госдуме, где сразу становится ясно, интересы каких групп населения защищают те или иные депутатские фракции.
Сегодня, как представляется, выделение так называемой «теневой экономики» теряет смысл, поскольку практически криминализируется вся экономическая система, сущность которой заключается в насыщении экономических отношений общественно опасными методами и способами (как противоправными, так и не противоправными) ведения хозяйственной
деятельности.
Результатом криминализации экономической системы явилось подчинение экономической политики государства специфическим экономическим интересам криминальных структур. Теневая экономика является тем стержнем, на котором сформировалась современная криминальная структура.
Важнейшим фактором, обусловившим криминализацию экономической жизни общества, является разрушение механизмов государственной власти, а также проводимая социально-экономическая политика.
Потенциальная опасность криминализации экономики объективно усиливалась также самой направленностью реформ на развитие рыночных
отношении. Этапу первоначального накопления капитала неизбежно сопутствует обострение криминальных явлений в экономической жизни общества.
Несмотря на усиление активности государства в борьбе с криминалом,
результаты не дают основании для удовлетворительной оценки. Наиболее
опасным является не сам темп роста различного рода экономических преступлений (как бы впечатляюще ни выглядели конкретные цифры и примеры), а переход экономической преступности в новое качество, выражающееся во все более и более реальной угрозе экономической безопасности Российской Федерации.
Говоря об экономической безопасности с точки зрения воздействия на нее
криминальной экономики, необходимо обратить внимание на то, что экономическая преступность приобрела качественно новые свойства. Лидеры и авторитеты криминального мира создают преступные сообщества, которые
активно оказывают влияние на предприятия и организации, имеющие федеральное значение. Этим сообществам все в большей мере свойственны жесткая централизация, четкая дисциплина. Особую тревогу вызывает существование в этих сообществах таких атрибутов, как разведка и контрразведка, прекрасное техническое обеспечение и наличие отрядов боевиков, в то время как ранее эти атрибуты могли быть свойственны только государству Это приводит к мысли, что криминальные сообщества пытаются подменить собой государство, взяв на себя его функции и вместе с ними властные полномочия. Такая тенденция чрезвычайно опасна, так как ставит под угрозу существование самого государства. Иначе говоря, проблема криминализации экономики должна рассматриваться и в качестве проблемы национальной безопасности.
2.8. Обострение дифференциации экономического и социального развития регионов. Сепаратизм ряда субъектов Федерации.
Одной из острейших проблем экономической безопасности является обострение дифференциации экономического и социального развития, входящих в его состав территорий. Российские регионы, и ранее далеко не одинаковые по своим социально-экономическим характеристикам в условиях спада производства стремительно расслаиваются на богатые и бедные. Более 60% поступлений в доходную часть федерального бюджета обеспечивается сейчас за счет 10-12 субъектов Федерации – доноров федерального бюджета. На эти регионы приходится около 40% оставшегося промышленного производства.
Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму составляет - 5 раз (при пороговом значении 1.5).
Без сомнения, это порождает не только экономические, но и политические последствия: нарастание сепаратизма отдельных регионов, популярность идеи выхода из состава России и др. Экстраполяция этих тенденций показывает, что они ведут к окончательному развалу единого экономического пространства России (учитывая уровень интегрированности
российской экономики и неконкурентоспособность большинства ее производств на мировом рынке, это неизбежно приведет к полной экономической деградации и окончательно придаст экономике «колониальную» структуру), а затем – к распаду России на множество отдельных государств.
Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.
Заключение
Положение в сфере экономической безопасности России – тяжелое, но не безнадежное.
Для ослабления внешних угроз экономической безопасности страны необходимо усиление госконтроля за движением и использованием природных ресурсов, восстановление объема геологоразведочных работ и опережение роста разведанных запасов топлива и сырья по сравнению с добычей; осуществление широкой модернизации добычи и первичной переработки топливно-сырьевых ресурсов, переход к ресурсосберегающим технологиям. Это позволит в будущем добиться относительного и абсолютного сокращения внутренних потребностей природных ресурсов, увеличить долю экспортной валютной выручки, направляемой на инвестиционные цели.
Чтобы ослабить импортную зависимость, необходима финансовая поддержка государством отечественных товаропроизводителей, способных выпускать товары, которые сегодня востребованы Западом. Необходимо также применять более гибкую систему таможенных пошлин, определить отрасли экономики, которые нуждаются в таможенной защите, ввести государственную монополию на ввоз лекарственных препаратов, табачных изделий, алкоголя, зерна и на вывоз нефти и нефтепродуктов, цветных металлов и т. д.