Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:32, курсовая работа
Краткое описание
Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………….3 1. Экономическая безопасность как вид государственной безопасности..5 2. Классификация угроз экономической безопасности……………………7 2.1. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны…………………………………………………………………………….8 2.2. Дезинтеграция экономики и спад производства…………….………….9 2.3. Потеря экономической независимости…………………………………12 2.4. Обнищание населения…………………………………………………...18 2.5. Физическое и духовное здоровье нации………………………………….19 2.6. Имущественная дифференциация населения и массовая безработица..19 2.7. Криминализация…………………………………………………………..20 2.8. Обострение дифференциации экономического и социального развития регионов. Сепаратизм ряда субъектов Федерации……………………….…23 Заключение……………………………………………………………………..25 Литература……………………………………………………………………..
Доля ассигнований на науку в индустриально развитых странах составляет не менее 2% от ВВП (это, по мнению Совета безопасности и является пороговым значением). В России эта доля равняется 0,3-0,5%. Считается, что если в течение 5-7 лет расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки не превышают 1% от ВВП, то в стране наступают необратимые процессы в разрушении научно-технического потенциала.
Наука и научное обслуживание превратились из наиболее престижной и
обеспеченной материально сферы деятельности в одну из самых низкооплачиваемых.
Сокращение финансирования НИОКР более, чем в 10 раз за последние 7 лет и связанный с этим отток лучших умов за рубеж (эмиграция более 100 тысяч ученых в эти годы эквивалентна экономическому ущербу в 80 миллиардов долларов), деградация научных школ, распад научно-исследовательских коллективов и конструкторских бюро мирового класса, разрушение связи между наукой и производством обрекают страну на лишение главного фактора современного экономического развития – научно-технического прогресса.
2.2. Дезинтеграция экономики и спад производства.
В результате макроэкономической политики, проводимой правительством
РФ в разные годы, экономическое пространство страны распалось на две слабо связанные друг с другом сферы. Сфера обращения капитала (операции на рынке ценных бумаг, валютном рынке, а также в торговле) характеризуется высокими (а то и сверхвысокими) прибылями и скоростью обращения денег. Производственная же сфера («реальный сектор экономики», охватывающий материальное производство, бытовые услуги, медицинское обслуживание, образование, транспортные перевозки и другие сферы, связанные с производством материальных и духовных благ) низкими прибыльностью и скоростью обращения денег, а также значительными рисками (все это обусловлено хаотическим разрывом хозяйственных связей, неопределенностью отношений собственности, неустойчивостью спроса, недобросовестной конкуренцией и общей неблагоприятной коньюктурой рынка).
В сбалансированной экономической системе, находящейся в состоянии
равновесия, сфера обращения капитала и производственная сфера выполняют
взаимодополняющие с воспроизводственной точки зрения функции. Через сферу обращения осуществляется постоянный обмен товаров и переток капитала из менее эффективных в более эффективные направления инвестиций, что и обеспечивает непрерывность общественного воспроизводственного процесса, основу которого образует сфера производства. Эти сферы связаны банками, сбытовыми организациями, государственным бюджетом в единое целое и функционируют в неразрывном единстве.
В неравновесном и разбалансированном состоянии нынешней российской экономики сфера обращения капитала и производственная сфера оказались дезинтегрированными. Резкий разрыв между ними по прибыльности и привлекательности операций привел к массовому перетоку капитала из производственной сферы в сферу обращения (с последующим переводом значительной его части за рубеж)
Сфера обращения держится на спекулятивных сделках и работает по принципу: деньги делают деньги. Она задает цены на денежные ресурсы, исключающие привлечение свободного капитала в производственную сферу. Уже длительное время ставки процента на ссудном рынке превышают норму прибыли в производственной сфере. Отток капитала приводит в свою очередь к нехватке оборотных средств и росту издержек на их восстановление, замораживанию активов в неплатежах и в конечном счете – к разорению предприятий. Именно эти процессы послужили основной причиной многолетнего бюджетного кризиса. Однако, правительство до сих пор видит основной причиной бюджетного кризиса – плохую собираемость налогов.
Переток капитала из производственной сферы в сферу обращения происходил и посредством государственного бюджета. Аккумулируя доходы от налогообложения производственной сферы, государство перераспределяло их на поддержание «пирамиды» ГКО, резервировало на счетах коммерческих банков, обеспечивая устойчивость сферы обращения капитала. Да и сама денежная политика ориентировалась на параметры этой сферы. Спонтанное перетекание капитала усугублялось тем, что подавляющая часть денежной эмиссии быстро концентрировалась в последней, непосредственно влияя на объем спроса и инфляцию.
Хотя и в силу утраты централизованного контроля над денежным обращением в стране определить точные пропорции денежного оборота по сферам экономики фактически невозможно, соответствующие результаты проводившейся макроэкономической политики налицо. Это, во-первых, вышерассмотренный переток денег в сферу обращения капитала и «обезденеживание» производственной сферы. Во-вторых, - общее резкое сжатие рублевой составляющей реальной денежной массы и адекватное увеличение денежных суррогатов и иностранной валюты (в необходимой мере заменивших рубль в производственной сфере экономики, а также в сфере обращения капитала и в сберегательном деле).
Дезинтеграция экономики не ограничивается нарастающей изоляцией сферы обращения капитала от производственной сферы. Происходит также внутренний распад самих этих сфер на относительно изолированные сегменты. В сфере обращения капитала можно выделить достаточно автономно функционирующие сегменты рынок государственных обязательств (во многом управляемого административно - через Сберегательный и Центральный банки, контролирующие согласно оценкам экспертов, до 80% рынка госзаимствований), валютного рынка (на котором сложился свой узкий круг «игроков», связанных с Центральным банком России, включая несколько коммерческих банков, специализирующихся на
ввозе долларов), рынка корпоративных ценных бумаг (где доминируют операторы, владеющие внутренней информацией о соответствующих фирмах и фактически управляющие котировкой их акций).
Дезинтеграция прогрессирует и в производственной сфере экономики. В
этой связи существенно то, что предприятия, вынужденные поддерживать собственное воспроизводство в условиях постоянного оттока денежных ресурсов и обесценения оборотных средств, подразделяются на три группы в зависимости от устойчивости платежеспособного спроса и внутренней нормы прибыли.
Первая группа отличается устойчивым платежеспособным спросом и нормой прибыли, достаточной для удержания собственных оборотных средств и мобилизации внешних кредитов для их пополнения. Это, как правило, предприятия нефтегазовой, химической и металлургической промышленности, поставляющие значительную часть своей продукции на экспорт. Последнее и позволяет им придерживать относительно высокую норму прибыли, обеспечивать своевременный возврат средств и привлекать относительно дешевые кредитные ресурсы из-за рубежа для финансирования оборотных средств.
Вторая группа предприятий характеризуется достаточной для поддержания простого воспроизводства нормой прибыли и наличием в той или иной мере платежеспособного спроса на их продукцию, позволяющего осуществлять оборот капитала. Они ориентированы главным образом на спрос предприятий первой группы. Сюда относят и немногочисленные предприятия, выпускающие конкурентоспособную продукцию потребительского назначения, а также относящиеся к сфере естественных монополий.
В третью группу входят платежеспособные предприятия, отличающиеся
низкой или отрицательной рентабельностью, неконкурентоспособностью выпускаемой продукции или отсутствием платежеспособных потребителей. Это наиболее многочисленная группа, охватывающая предприятия сельского
хозяйства, легкой промышленности, строительства и связанных с ними отраслей машиностроения, а также производства с длительными циклами изготовления продукции (которым особенно трудно выживать в условиях кризиса ликвидности).
Охарактеризованная выше дезинтеграция экономики превращает универсальную монетарную политику в неэффективную.
Экономика России сегодня представляет собой перевернутую пирамиду,
узкое основание которой и есть финансовые ресурсы реального сектора. На его долю приходится не более 12-16% их общего объема. Верхнюю, расширенную часть пирамиды, на долю которой приходится более 2/3 финансовых ресурсов страны, занимает финансовый сектор. Понятно, что такая пирамида является крайне неустойчивой конструкцией, способной легко перевернуться и под своими обломками похоронить всю экономику.
2.3. Потеря экономической независимости.
В настоящее время степень экономической зависимости страны от внешнего мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в состоянии пресечь незаконный массированный вывоз капитала. Размеры выплат по внешним долгам превышают возможности российской экономики.
При сокращении внутреннего производства и потребления, а также поставок в страны СНГ, поток топлива и сырья устремился на Запад. В середине 90-х на экспорт ушло 40% добытой нефти, а с учетом продуктов ее переработки продажа на мировом рынке поглотила 55% добычи жидкого топлива. За рубеж перекачено 32% газа, вывезено 63% проката черных металлов, 70% рафинированной меди, большая часть алюминия, 80% никеля, 50% каучука, 40% аммиака, 80% минеральных удобрений, значительная часть древесины и лесоматериалов. Поступления в бюджет от производства и продажи товаров топливной и сырьевой групп дают не менее половины его доходной части. При этом большие суммы валютной выручки оседают в зарубежных банках, в лабиринтах теневой экономики, используются на престижное потребление "новых русских".
Экономика оказалась в структурном отношении еще более искаженной -
увеличился удельный вес добывающих отраслей и сократилась доля перерабатывающей промышленности, особенно выпускающей конечную продукцию с высокой степенью обработки. С точки зрения специализации нашей страны на мировом рынке, и с точки зрения структуры капитальных вложений, определяющей будущую структуру экономики, Россия приобрела типичные черты сырьевой колонии.
Удельный вес основных видов топливно-энергетических ресурсов в общем объеме экспорта за последние годы составил более половины, всего сырьевых товаров — 3/4, а машин и оборудования — лишь 8—9%. В обмен на природную ренту Россия приобретает товары народного потребления, машины и оборудование, финансируя научно-технический прогресс и создание рабочих мест за рубежом.
В Концепции национальной безопасности от 10 января 2000 года к числу наиболее серьезных угроз экономической безопасности России относится низкий уровень инвестиций. Действительно, привлечение иностранных инвестиций в экономику России (в особенности ее нефтегазовую отрасль) способно замедлить отставание развития запасов полезных ископаемых от их добычи, свертывание в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, а также, в дальнейшем, возможно, смогут воздействовать на решение таких острых проблем российской безопасности, как низкая конкурентоспособность отечественной продукции.
Однако, возможно, что под влиянием притока иностранных инвестиций ускоренное развитие нефтегазового комплекса приведет к дальнейшему увеличению доли топливо-сырьевого сектора в экономике страны и усилению ее топливно-сырьевой ориентации. Другим важным ориентиром может считаться положение о том, что нельзя допустить установления контроля со стороны иностранных компаний над стратегически важными отраслями экономики.
Международный опыт показывает, что озабоченность такого рода присуща многим странам, допускающим иностранных инвесторов в свои стратегически важные отрасли экономики. В Норвегии, например, эта проблема решается достаточно просто: в любом проекте в нефтегазовом секторе страны иностранный капитал не может быть больше 49%. Остальное (т.е. 51%) поступает в распоряжение государственной нефтегазовой компании. В российских директивных документах также определяются «критические пороговые значения», превышения которых может создать угрозу установления иностранного контроля. Здесь необходимо оговорится. Дело в том, что возможно осуществление контроля иностранным капиталом над крупнейшими российскими компаниями «в обход закона»: через подставные компании и организации. Однако, не секрет, что на фоне кризиса ликвидности и отсутствия средств у отечественных предприятий иностранные компании с легкостью достигают господства в целых отраслях российской промышленности и финансовой сфере. Сегодня «глубокую озабоченность вызывает» то, что на рынок государственных ценных бумаг были допущены нерезиденты. Выяснилось, что около трети активов этого рынка оказалось в руках западных банкиров и предпринимателей. При наших, сравнительно небольших золотовалютных запасах ЦБ, консолидированные действия нерезидентов по изъятию своих капиталов с
российского рынка ценных бумаг могут вызвать глубочайший кризис финансовой системы и крах большого числа банков.
Существует реальная угроза утраты национального контроля над цветной
металлургией, приборостроением, химической промышленностью, электроэнергетикой. В условиях острого бюджетного кризиса администрация
субъектов федерации, стремясь закрыть зияющие бюджетные дыры, готовы
передать иностранным компаниям последнее – участки недр с месторождениями ценных природных ресурсов.
Необходимо остановится на еще одном способе утраты национальной безопасности России. Дело в том, что низкая экономическая активность не
только не позволяет поддерживать хотя бы простое воспроизводство, обороноспособность и достигнутые параметры благосостояния. Она исключает обеспечение минимально необходимого уровня хозяйственного освоения территории страны и содержания наличной инфраструктуры. Это выражается в массовом оттоке населения из районов Севера и Дальнего Востока в резком учащении катастроф и аварий в базовых отраслях: на транспорте, в энергетике, химической промышленности. При сохранении сложившихся тенденций «разреживаемое» экономическое пространство России будет неизбежно заполняться иностранным капиталом. Это уже сейчас явственно ощущается в нарастающем давлении на органы власти различных сил, лоббирующих интересы зарубежных компаний. Последние стремятся захватить наиболее ценные и богатые ископаемыми участки земли, усилить свой контроль над информационным пространством и транспортными коммуникациями России.
Особенно опасным является положение, сложившееся в валютной сфере.
Глубокая долларизация экономики привела к тому, что в этой сфере Россия
находится в состоянии не просто внешней зависимости, а зависимости от одной страны и ее валюты. Это, в частности, привело к перекосу между структурой валютных отношений России и структурой ее внешнеэкономических связей. Сейчас подавляющая часть внешней торговли
России - до 2/3 - связана с Европой, из которых одна треть приходится на ЕС, а другая треть - на страны Центральной и Восточной Европы и европейские
государства СНГ, в то время как доля США в экспортно-импортных операциях РФ не превышает 10%. В последнее время Евросоюз стал и ведущим иностранным инвестором в экономику России.
Однако самой используемой и ликвидной иностранной валютой в России является доллар США. Причем объемы операций с ним по ряду параметров далеко превосходят аналогичные показатели в мире в целом. Неоправданно велика роль доллара во внешней торговле и банковских валютных депозитах.
Возможные последствия этого перекоса очевидны. Обвал доллара на международных валютных рынках имел бы разрушительные последствия для