В.Г. Короленко- публицист-правозащитник периода становления Советского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 11:16, контрольная работа

Краткое описание

Владимир Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 года в Житомире. По отцу он старого казацкого рода, мать- дочь польского помещика на Волыни. Отец его, занимавший должность уездного судьи в Житомире, Дубне, Ровне, отличался редкой нравственной чистотой. В главных чертах сын обрисовал его в полуавтобиографической повести “В дурном обществе”, в образе идеально честного пана-судьи, и более подробно- в “Истории моего современника”

Содержимое работы - 1 файл

Контрольная работа В.Г.Короленко.docx

— 27.32 Кб (Скачать файл)

     Владимир Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 года в Житомире. По отцу он старого казацкого рода, мать- дочь польского помещика на Волыни. Отец его, занимавший должность уездного судьи в Житомире, Дубне, Ровне, отличался редкой нравственной чистотой. В главных чертах сын обрисовал его в полуавтобиографической повести “В дурном обществе”, в образе идеально честного пана-судьи, и более подробно- в “Истории моего современника”. Детство и отрочество Короленко протекли в маленьких городках, где сталкиваются три народности: польская, украино-русская и европейская. Все это, в связи с полупольским происхождением и воспитанием, наложило неизгладимый след на творчество Короленко и ярко сказалось в его художественной манере, роднящей его с новыми польскими писателями- Сенкевичем, Оржешко, Прусом. В ней гармонично слились лучшие стороны обеих национальностей- польская колоритность и романтичность, и украинско-русская задушевность и поэтичность. Природным качествам пришли на помощь альтруистические течения русской общественной мысли 70-х годов. Все эти элементы создали художника с высоко-поэтическими настроениями, с всепроникающей и всепобеждающей гуманностью.

     В 1870 году Короленко окончил  курс в ровенской реальной  гимназии. Он увлекался русской  литературой, мечтал стать адвокатом,  чтобы защищать обездоленных. Однако, не имея прав поступить в университет после гимназии и средств, чтобы потратить год на занятия для сдачи экзаменов экстерном (умер отец), в 1871 году Короленко поступил в Санкт-Петербургский технологический институт. В 1874 году, благодаря стараниям энергичной матери, он смог перебраться в Москву и поступить стипендиатом в Петровско-Разумовскую земледельческую академию. С большим интересом Короленко слушает лекции К.Тимирязева, увлекается народническими идеями, участвует в студенческом движении. В1876 году за подачунаписанного им коллективного протеста студентов Короленко был исключен и сослан в Вологодскую губернию. С дороги его вернули и поселили под гласный надзор полиции в Кронштадте.

     Осенью 1877 года Короленко смог  приехать в Петербург и поступить  в Горный институт, но вскоре оставил мысль о высшем образовании. Средства для себя и своей семьи в это время он добывает корректурной работой в газете “Новости”.

     В 1897 году без суда, по подозрению  в связях с народниками, Короленко  был отправлен в ссылку в  город Глазов Вятской губернии, затем в Березовские Починки,  откуда в 1880 по ложному обвинению  в побеге переведен в Вышневолоцкую политическую тюрьму и выслан в Сибирь. С дороги (по выяснении ложности обвинения) был отправлен на жительство в Пермь. В 1881 году Короленко отказался присягать Александру III и был поселен в Восточной Сибири, в 300 верстах от Якутска. Сибирь произвела на невольного туриста огромное впечатление и дала материал для лучших его очерков. Дико-романтическая природа сибирской тайги, ужасающая обстановка жизни поселенцев в якутских юртах, полная самых невероятных приключений жизнь бродяг, с их своеобразной психологией, типы правдоискателей рядом с типами людей почти озверевших- все это художественно отразилось в превосходных очерках Короленко о сибирской жизни: “Сне Макара”, “Записках сибирского туриста”, “Соколинце”, “В подследственном отделении”. Верный любви к яркому и возвышенгому, автор почти не останавливается на будничных сторонах сибирского быта, а берет его по преимуществу в наиболее величественных проявлениях.

     В 1885 году Короленко было разрешено  поселиться в Нижнем Новгороде.  Годы, проведенные в провинции  после сибирской ссылки- это годы расцвета его творчества, активной общественной деятельности, счастливой семейной жизни. В 1886 году Короленко женился на А.Ивановской, родилась старшая дочь.   В 1885-1886 гг он активно сотрудничает в либеральной прессе, знакомится с Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым, Н.К.Михайловским. Пишет большое количество рассказов и очерков, в которых часто фигурирует верхневолжская жизнь. Романтического в ней мало, но много беспомощности, горя и невежества- и это нашло свое отражение в рассказах Короленко “На солнечном затмении”, “За иконой”, “Река играет”,в полуэтнографических “Павловских очерках”, и особенно- в очерках “В голодный год” (Санкт-Петербург, 1893).

     Очерки первоначально предназначались  для газеты “Русские ведомости”, где и начали печататься под  нейтральной рубрикой “По нижегородскому  краю”. Название “В голодный  год” появилось в окончательной  редакции текста, по которой произведение  с 1893 года публиковалось в журнале  “Русское богатство” и не  раз переиздавалось затем в  виде книги.

     Новый цикл написан в той  же форме, что и более ранние  “Павловские очерки” (о жизни  кустарей села Павлово на Оке,  близ Нижнего Новгорода). Публицистика  чередуется здесь с картинами  и художественными образами. Короленко  свойственно непосредственное вмешательство  в жизнь, горячее участие в  событиях, свидетелем которых он  является. Как всегда, в поездке  по нижегородскому краю писатель  не ограничился ролью корреспондента-наблюдателя:  он много содействовал спасению  погибающего от голода и эпидемий  народа. Реакционные газеты, например, “Московские ведомости”, обвиняли  крестьян в пьянстве и лени, послуживших якобы причиной неурожая. Короленко подверг беспощадной  критике “невежественную, консервативную”  лживость реакционной прессы  и показал истинные причины  крестьянского разорения, которые  заключались в пережитках крепостничества.

     Вслед за одним бедствием пришло  другое- эпидемия холеры охватила в 1892 году южные районы Поволжья. И снова Короленко в гуще событий. Летом 1892 года он выехал в Саратов и свои впечатления изложил в очерке “В холерный год”, не пропущенном цензурой. Писатель бесстрашно обличал царских администраторов, оказавшихся неспособными организовать борьбу против эпидемии, резко осудил алчность православного духовенства.

     Общественная деятельность Короленко  за все время его 10-летнего  пребывания в Нижнем была, вообще, чрезвычайно ярка. Он стал своего рода “учреждением”; около него сгруппировались лучшие элементы края для культурной борьбы с злоупотреблениями всякого рода. Банкет, устроенный ему по случаю отъезда из Нижнего в 1896 году, принял грандиозные размеры.

     К числу самых блестящих эпизодов  нижегородского периода жизни  Короленко принадлежит так называемое  “Мултанское дело” 1895 года- судебный процесс, организованный, по его выражению, “шайкой полицейских разбойников” с целью разжечь национальную вражду. Процесс группы крестьян-удмуртов, жителей села Старый Мултан, обвинявшихся в принесении человеческой жертвы языческим богам, -одно из громких и памятных дел конца ХIХ века,- три раза прошел перед судом, причем дважды заканчивался приговором невинных людей к пожизненной катроге.

     “Мултанское дело” было основано на клеветническом обвинении. Короленко, заинтересовавшийся процессом, присутствовал в качестве корреспондента на втором разбирательстве в городе Елабуге осенью 1895 года. Он и два других журналиста сумели провести запись судебного заседания со стенографической точностью. Писатель был потрясен раскрывшейся перед ним драмой. “Люди погибают невинно”- вот впечатление, которое он вынес из зала суда, после чего немедленно начал борьбу за спасение осужденных. Используя личные связи и печать, Короленко добился пересмотра дела. Он посетил село Старый Мултан, расследовал все детал преступления, а затем, выступив на суде в качестве защитника, доказал ложность обвинений и добился оправдания крестьян. Выяснилось, что труп Матюнина, в убийстве которого обвинялись удмурты, был обезглавлен полицейскими для того, чтобы создать “ритуальный процесс”.

     Участие Короленко в “Мултанском деле”- отличный пример борьбы журналиста за правое дело. Короленко-журналист не посчитал за невозможное стать стенографом, следователем, защитником и юристом, когда этого потребовала справедливость. Защищая равноправие наций и языков, борясь с национальным гнетом в царской России, он в очередной раз зарекомендовал себя смелым публицистом- демократом.

     В 1894 году Короленко ездил в  Англию и Америку и часть своих впечатлений выразил в очень оригинальной повести “Без языка” (“Русское богатство”, 1895, №1-3), несколько сбивающейся на анекдот, но в общем написанной блестяще и с чисто диккенсовским юмором.

      В 1904 году умер Н.К. Михайловский- идейный вдохновитель  и неофициальный редактор журнала “Русское богатство”, один из крупнейших русских публицистов, любимец передовой молодёжи. После его смерти новым редактором становится Короленко, вторая по величине фигура среди сотрудников журнала с середины 90-х годов.

       “Русское богатство” редакция  составляла по хорошо продуманному  плану, она старалась подчеркнуть  основную идею не только одного  месяца, но даже и года. Первую  скрипку в доказательстве этой  идеи играли материалы публицистические, все остальные- в особенности беллетристика- должны были их дополнять. Это определяло отношение к художественной литературе в “Русском богатстве”. Романы и рассказы, принимаемые в журнал, должны были соответствовать идейным установкам журнала, даже в ущерб художественному замыслу.

     Редактировал отдел беллетристики  Короленко. Он много писал сам  для “Русского богатства”, здесь  опубликовал знаменитую “Историю  моего соверменника”, широко известные публицистические работы “О свободе печати”, “Сорочинская трагедия”, “К полтавской трагедии”. Менее известен отклик В.Г. Короленко на события Кровавого воскресенья, т.к. какие-либо публикации по этому поводу были запрещены. Статья Короленко напечатана через две недели после событий. Он писал: “Бывают дни и бывают события, в которых, как в фокусе, сосредотачивается значение самых глубоких сторон данной исторической минуты. Таково, по нашему глубокому убеждению, значение январских событий в Петербурге”.

     Короленко выражал неудовольствие  беллетристикой, высказывал претензии  к критике и библиографии, сетовал  на “Хронику”, которая “стремится  слишком заполнить журнал”, находил,  что мало выдающихся сторонних  работ по литературным и другим  вопросам. Ежегодно Короленко прочитывал  по 400-500 рукописей, но беллетристика  журнала все равно оставалась  на низком уровне.  Как талантливый  писатель, В.Г. Короленко, естественно,  хотел печатать в журнале больше  художественной литературы, но тип  журнала и насыщенное политическими  событиями время не позволяли  реформировать издание. Из писем  Короленко становтися ясно, что он пытался реорганизовать “Русское богатство”, но задуманная реформа осуществлена не была. Короленко начал отходить от редакционной работы, много сотрудничал в “Русских ведомостях”.

     В 1900 году при образовании разряда  изящной словесности при Академии  Наук Короленко был в числе  первых, избранных в почетные  академики. Однако в 1902 году  Короленко вместе с Чеховым  отказался от этого звания  в знак протеста против отмены  выборов Горького в Академию.

     С 1900 года Короленко поселился  в Полтаве. С 1904 по 1917 гг много писал. В 1914 году вышло его 9-томное собрание сочинений. Мечтая создать художественную летопись своего поколения, Короленко последние 16 лет жизни работал над “Историей моего современника”. 

     Литературно-критические взгляды  писателя нашли отражение в  его статьях и воспоминаниях:  “Воспоминания о Чернышевском”  (1890), “О Глебе Ивановиче Успенском” (1902), “А.П. Чехов” (1904), статьи о  Л.Толстом (1908) и др. Воспоминания  об Успенском, Михайловском, Чехове  были объединены под заглавием  “Отошедшие”

     Считая  себя “беспартийным социалистом”, отнесся к Февральской революции  1917 года как к возможности демократического  переустройства страны. Короленко  в своих очерках “Война, отечество  и человечество” выступил против  “пораженцев” в войне, полагая,  что только после освобождения  национальной территории и заключения  справедливого мира можно будет  избежать “войны всех против  всех”. В.И. Ленин, прочитав  это сочинение Короленко, сказал  о нем: “Жалкий мещанин, плененный  буржуазными предрассудками”.

     6 марта 1917 года Владимир Галактионович выступил на митинге в Полтаве: “Монарх уходит- Россия остается... Будем же едины... враг еще на нашей земле...”, предостерегал от “насилий” и “мести”. 11 марта был избран председателем митинга солдат Полтавского гарнизона и призвал их к единению с народом, сохранению спокойствия и дисциплины (“Русские Ведомости”, 1917, 14 марта).  Депутаты от партии народных социалистов на проходившем в Полтаве 17 апреля съезде крестьян предложили Короленко выдвинуть его депутатом в Учредительное собрание, но он отказался, ссылаясь на нездоровье. 2-4 мая в газете “Русские Ведомости” опубликована его статья “Падение царской власти (Речь простым людям о событиях в России)”. В ней Короленко указывал, что “царской власти нет уже места” в будущей России, и Учредительное собрание, как некогда Земский собор, “установит будущую форму правления русским государстовом”. Он подчеркивал, что  “нужно много мудрости, чтобы прекратить внутри страны разногласия, опасные споры о власти и междоусобия”, “пока родине грозит нашествие и гибель ее молодой свободы”. Статья выдержала в 1917 году около 40 отдельных изданий общим тиражом 600 тыс. экземпляров.

     Вообще же публицистика Короленко  с февраля по октябрь 1917 года  пронизана не только радостью  по поводу прихода долгожданной  свободы, но и тревогой о  будущем “юной, неокрепшей” русской  демократии. О продолжении участия  России в Первой мировой войне Короленко высказывался резко отрицательно. Он тревожился о том, что при вероятном поражении в войне в стране будет установлена военная диктатура. В работах Владимира Галактионовича неоднократно выказываются опасения и по поводу политической нестабильности в стране: политическая борьба этого времени больше напоминала ему открытую вражду. Как и Максим Горький, Короленко резко отрицательно отнесся к июльскому мятежу 1917 году, усматривая в нем попытку большевиков навязать всей стране свою волю.

Информация о работе В.Г. Короленко- публицист-правозащитник периода становления Советского государства