Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:01, курсовая работа
Целью курсовой изучить журналистскую деятельность великого писателя, описать его публицистическое мировоззрение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. Некрасов Николай Алексеевич жизнь и творчество………………………....5
1.1 Рождение………………………………………………………………..5
1.2 Ранние годы…………………………………………………………….5
1.3 Литературная деятельность……………………………………………6
II. Некрасов – журналист…………………………………………………………9
2.1 Первые опыты в журналистики……………………………………….9
2.2 Издательство «Современник» и лучшие черты Некрасова как редактора…………………………………………………………………………14
2.3Некрасов и «Отечественные записки»……………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...25
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….26
Некрасова-редактора характеризовало бережное отношение к тексту, стремление сохранить авторскую манеру и индивидуальность. Если же возникала необходимость внести поправки в рукопись, он обычно просил сделать их самого автора.
Для Некрасова, несомненно одного из самых выдающихся руководителей журналов прошлого, в редакторской деятельности не было мелочей. Большое внимание уделял он языку и стилю материалов, намеченных к публикации. Главные требования его – краткость и ясность изложения, соответствие стиля теме. Даже в редакционно-технических делах он проявлял высокую требовательность и аккуратность.
В 1861 году умирает Добролюбов. Через год арестован и сослан в Сибирь Чернышевский. Правительство решает раз и навсегда разделаться с ненавистным журналом. В 1865 году “Современник” был запрещен.
Но
долго без журнала Некрасов обходиться
не мог. Через два года он основывает
журнал “Отечественные записки”, его
соавтором становится Салтыков —
Щедрин.
2.3 Некрасов и «Отечественные записки»
Некрасов
знал, что основания нового журнала
под его редакцией
В первом объявлении «Об издании „Отечественных записок" в 1868 году» по новой программе новые сотрудники не назывались, однако обширный список авторов закрытого «Современника» (Марко Вовчок, Г.З. Елисеев, А.Н. Островский, Ф.М. Решетников, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.А. Слепцов, П.И. Якушкин и др.) и их произведений (в том числе «новые сатиры», трагикомедия «Медвежья охота» и поэма «Кому на Руси жить хорошо» самого Некрасова) — все это давало подписчикам ясное понятие о второй «перемене квартиры» «Отечественных записок». Подпись официального редактора Краевского, выставлявшаяся на задней обложке каждого номера обновленных «Отечественных записок», давала в первые годы повод некоторым журналам для намеков на «альянс» бывших журнальных врагов, но ясно и ярко выраженная демократическая позиция журнала, сразу занявшего место закрытого «Современника», в самый короткий срок обеспечила «Отечественным запискам» авторитет и популярность наиболее передового журнала новой эпохи.
Трагическая гибель Д. И. Писарева летом 1868 г. оборвала его деятельность в новом журнале Некрасова, но ему на смену пришла новая плеяда критиков и публицистов (В. А. Зайцев, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, А. М. Скабичевский и др.), владевших умами передовой части русского общества. В беллетристическом отделе «Отечественных записок» безраздельно властвовали Салтыков-Щедрин, Островский и сам Некрасов, опубликовавший на страницах своего журнала помимо большого количества лирических стихотворений крупнейшие эпические произведения: цикл «декабристских» поэм «Дедушка» и «Русские женщины», «Современники», «Кому на Руси жить хорошо» и предсмертный цикл «Последние песни». Именно эти произведения Некрасова были использованы идеологами народничества для пропаганды и популяризации своих идей в крестьянской массе. Второй ряд беллетристов «Отечественных записок» составляли лучшие представители дворянства и разночинцы: М. А. Авдеев, П. Д. Боборыкин, Д. К. Гире, А. И. Левитов, СВ. Максимов, Марко Вовчок (М.А. Вилинская-Маркович), Д. Д. Минаев, Ф. М. Решетников, В. А. Слепцов, Г. И. Успенский и др. Эпизодически Некрасову удавалось привлечь к участию в «Отечественных записках» и таких корифеев российской словесности, как Ф. М. Достоевский (ро-
ман «Подросток», 1875) и Л. Н. Толстой (статья «О народном образовании», 1874).
В короткое время Некрасову удалось сформировать редакционный коллектив (Салтыков, Елисеев, Н. С. Курочкин, Н. К. Михайловский), отличавшийся высокой слаженностью и согласием. В новых «Отечественных записках» мирно сосуществовали литераторы, верные традициям «Современника» 60-х годов (Салтыков-Щедрин, Слепцов, Зайцев и др.), и идеологи нарождавшегося народничества (Лавров, Михайловский, Скабичевский и др.), примиряющим и объединяющим авторитетом между которыми стоял сам Некрасов. Прежде чем полностью доверить составление и редакцию журнальных отделов своим помощникам, лишь иногда затем давая указания тактического характера, Некрасов в первый год издания «Отечественных записок» последовательно возрождал современниковские стиль и традиции коллективной журнальной работы. Особенно тщательно составлялись и коллективно обсуждались первые номера журнала 1868 г. Добившись, чтобы в журнале, по словам Елисеева, «все говорили в одно» и «били в одну цель», Некрасов затем «ограничивался выбором подходящих сотрудников и предоставлял делу идти, как оно могло идти, не подражая тем малоопытным и неискусным кучерам, которые без толку дергают лошадей и мешают им идти спокойно и ровно».
В
1871 г. критик враждебной «Отечественным
запискам» «Зари» с неприязнью констатировал:
«В „Отечественных записках" вселился
дух умершего „Современника". Известно,
что дух этого покойника
Строго следуя избранному литературно-общественному направлению (сочетание традиций «Современника» 60-х годов с новыми идеями революционного народничества), Некрасов был чрезвычайно внимателен к общественной позиции сотрудников «Отечественных записок». Незадолго до своей кончины, отвечая на вопрос Ф. М. Достоевского о причине отказа печатать в своем журнале произведения Д. В. Аверкиева, Некрасов говорил: «Что же думать о человеке, который, сколько он там лет пишет, только и делал, что кричал и говорил против нас и того направления, которому мы служим?» Этому принципу Некрасов не изменял и в гораздо более сложных случаях. Высоко ценя поэтический дар Я. П. По-1ЮН0КОГО, с которым был дружен еще с 1840-х годов, Некрасов неоднократно отказывался печатать его произведения в «Отече- ственных записках» из-за участия Полонского в одиозной «Литературной библиотеке» Ю. М. Богушевича. Когда чрезвычайно «полезный» для журнала крупный чиновник цензурного ведомства Ф. М. Толстой в обмен на его неофициальные «услуги» потребовал напечатать в «Отечественных записках» светский роман его родственника, Некрасов категорически отказался, предложив автору и его опекуну удовлетвориться «гонораром» или деньгами на издание романа отдельной книгой.
Замечательное единство материалов «Отечественных записок» и верность журнала курсу «Современника» замечала, разумеется, и цензура. В целях предупреждения и смягчения цензурных репрессий уже на основании нового закона о печати Некрасов добился неофициального сохранения за журналом предварительной цензуры, щедро оплачивая «услуги» видных чиновников цензурного ведомства Ф. П. Еленева, В. М. Лазаревского, Ф. М. Толстого. Формы этой «оплаты» (в редакции журнала это называлось охотничьим термином «прикармливать зверя») были самые разные: безвозвратные ссуды, повышенные гонорары за публикации в журнале, богатые обеды в квартире Некрасова или в ресторане, оплата расходов по совместной охоте и т. д.
Разумеется, все эти меры не могли вывести журнал Некрасова из-под цензурного контроля. Летом 1872 г. «за резкое порицание недавно изданных законов о народном просвещении» (в статье Н. А. Демерта «Наша общественная жизнь») и за освещение знаменитого Нечаевского дела «Отечественные записки» получили первое предостережение. Полная «катастрофа», по выражению Некрасова, постигла майскую книжку его журнала в 1874 г., когда весь тираж (8220 экземпляров) этого номера был запрещен к выпуску и уничтожен за «предосудительное содержание» и «неблагонамеренные мысли» в статьях Г. И. Успенского, Салтыкова-Щедрина и Н. К. Михайловского.
Тем не менее современники Некрасова и современные исследователи его литературно-общественной деятельности единодушно признавали, что созданная им система «щитов и громоотводов» была в высшей степени эффективной и явилась его важнейшей заслугой в истории русской журналистики и цензуры. После кончины Некрасова Салтыков-Щедрин еще семь лет успешно продолжал его дело, творчески используя богатейший опыт крупнейшего журналиста и издателя той эпохи («Отечественные записки» были окончательно закрыты в 1884 г.).
Издательская деятельность Некрасова далеко выходит за пределы
собственно журнальной. Книги, изданные Некрасовым на его средства или по его инициативе, могут составить целую библиотеку отечественной, западноевропейской и американской литератур. Прекратив издание альманахов (в 1850-е годы, с отменой запрета на новые журналы, отпала потребность на издания такого типа, и альманах в России фактически выродился), Некрасов продолжил компактное издание произведений писателей, группировавшихся вокруг его журнала, в виде литературных сборников. Во второй половине 1850-х годов он издал девять выпусков литературно-художественного сборника «Для легкого чтения» — дайджест из лучших произведений, печатавшихся в «Современнике» и других изданиях.
Не
забыта была и идея основания книжной
лавки для издания и
Как
завещание Некрасова братьям-
В
течение тридцати лет Некрасов стоял
во главе русской журналистики, будучи
редактором лучших журналов XIX в., которые
последовательно в высоко художественной
и публицистической форме развивали в
общественном сознании идеи свободы личности,
равенства и социальной справедливости.
За эти годы Некрасов выпустил в свет 360
томов этих изданий, а их читательская
аудитория составила около 18 млн человек.
Некрасовские журналы оказали могучее
влияние на несколько поколений русской
интеллигенции и не утратили своего литературно-общественного
значения на протяжении всего XX столетия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность Некрасова в «Современнике», как позже и в «Отечественных записках», не ограничивалась организационно-редакторскими обязанностями. Он много занимался тем, что можно назвать собственно редактированием — правил статьи, читал корректуры. Приходится поражаться, какой огромной по размаху и разносторонней по содержанию была эта работа. «...Честью Вас уверяю, — писал Некрасов Тургеневу 9 января 1850 г. в связи с подготовкой очередного номера «Современника», — что я, чтоб составить первую книжку, прочел до 800 писанных листов разных статей, прочел 60-т корректурных листов (из коих пошло в дело только 35-ть), два раза переделывал один роман (не мой), раз в рукописи и другой раз уже в наборе, переделывал еще несколько статей в корректурах, наконец, написал полсотни писем...».
Некрасова-редактора
Для Некрасова, несомненно
Редакторская деятельность