Некрасов - журналист

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой изучить журналистскую деятельность великого писателя, описать его публицистическое мировоззрение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. Некрасов Николай Алексеевич жизнь и творчество………………………....5
1.1 Рождение………………………………………………………………..5
1.2 Ранние годы…………………………………………………………….5
1.3 Литературная деятельность……………………………………………6
II. Некрасов – журналист…………………………………………………………9
2.1 Первые опыты в журналистики……………………………………….9
2.2 Издательство «Современник» и лучшие черты Некрасова как редактора…………………………………………………………………………14
2.3Некрасов и «Отечественные записки»……………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...25
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….26

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая в целом.docx

— 147.23 Кб (Скачать файл)

     Нельзя  забывать, что помимо врожденных способностей у Некрасова-журналиста были замечательные учителя. Приехав в Петербург летом 1838 г. в свои неполные семнадцать лет, он уже в октябрьском и ноябрьском номерах «Сына Отечества» напечатал свои первые стихи, жил некоторое время в квартире редактора этого журнала Н.А. Полевого. Вспоминая в конце жизни о встречах с Полевым, Некрасов писал: «Дал мне работу, я Переводил с французского, писал отзывы о театральных пьесах, о книгах, ничего о них не зная, ходил в Смирдинскую библиотеку-кабинет, бирал кое-какие материалы, и заметки составлялись. Так я писал и сам учился».

     Уже к концу 1839 г. Некрасов был вхож в  редакции всех петербургских журналов и известен как способный журнальный работник и литературный критик, так что, когда Ф. А. Кони, основавший в начале 1840 г. новый журнал «Пантеон русского и всех европейских театров», стал подыскивать себе надежного помощника по редакции, его выбор пал на Некрасова. А с осени 1840 г. под редакцию Кони перешла и «Литературная газета», издававшаяся А.А. Краевским, и Некрасов становится одним из основных сотрудников обоих изданий, редактируемых Кони. Исполняя обязанности помощника редактора (заказы и сбор материалов, связь с типографией, чтение корректур и т. д.), Некрасов выступает в «Пантеоне...» и «Литературной газете» во всех литературно-журнальных жанрах: проза, поэзия, драматургия, критика, публицистика — под собственным именем, под псевдонимами (Н. Перепельский, Феоклист Онуфрич Боб, Белопяткин и др.) и анонимно.

     На  весенне-летний период 1841—1842 гг. Кони уехал в Москву, и помимо авторской  работы для «Пантеона...» и «Литературной  газеты» Некрасову пришлось выполнять обязанности редактора этих изданий. Авторитетным консультантом и советчиком Некрасова в это время бывал издатель «Литературной газеты» и редактор «Отечественных записок» А. А. Краевский, который уже в 1841 г. привлек Некрасова к участию в своем журнале. С первого номера «Отечественных записок» 1843 г., оставаясь основным сотрудником критического отдела «Литературной газеты», Некрасов вместе с И. И. Панаевым участвовал в сатирических «Литературных и журнальных заметках» В. Г. Белинского. А в отсутствие Белинского (лето 1843 г.) Некрасов взял на себя часть его обязанностей по критическому отделу журнала Краевского.

     Белинский, возглавлявший в 1840 г. литературно-критический  отдел «Литературной газеты», оценил Некрасова как журналиста гораздо раньше, чем как поэта. В массе петербургских «журнальных рабов» критик разглядел сотрудника, который как будто от рождения владел всеми литературными жанрами и видами журнальной работы. Впоследствии, вспоминая о работе в «Литературной газете», Некрасов писал: «Отзывы мои о книгах обратили внимание Белинского, мысли наши в отзывах отличались замечательным сходством, хотя мои заметки в газете по времени часто предшествовали отзывам Белинского в журнале. Я сблизился с Белинским». «Поворот к правде» — так определил сам Некрасов значение для него личного сближения с Белинским. Оставаясь постоянным сотрудником «Литературной газеты» и «Отечественных записок», Некрасов в 1843 г. активно участвовал в литературно-критическом отделе газеты «Русский инвалид» (фельетонная рубрика «Журнальные отметки»), перешедшей под редакцию Краевского. К этому времени относятся и первые опыты самостоятельной редакционно-издательской работы Некрасова, и первые попытки организации свежих литературных сил в одном печатном органе. В моде были «копеечные» развлекательные издания, и Некрасов использовал это обстоятельство для издания, имеющего литературно-общественное значение. В течение 1843 г. он с помощью книгопродавца А. И. Иванова издал два выпуска сатирических «Статеек в стихах, без картинок», в которых кроме самого редактора участвовали поэт и актер Н. И. Куликов и молодой литератор В. Р. Зотов. Издание заслужило одобрительный отзыв Белинского и пользовалось успехом у читателей.

     Осенью 1843 г. Краевский продал свои права  на издание «Литературной газеты» книгопродавцу А. И. Иванову, оставив за собой обязанности ответственного редактора. Однако фактически принять на себя исполнение обязанностей редактора «толстого» журнала «Отечественные записки» он не смог. «Краевский по контракту взял на себя всю работу за 18 ООО рублей ассигнациями, — вспоминал впоследствии Некрасов, — а сдал мне всю ее за 6000 рублей в год. В газете был отдел „Дагерротип", весь он исписывался мною и в стихах, и в прозе. Я как-то недавно расчел, что мною написано всего журнальной работы до 300 печатных листов». Некрасов руководил «Литературной газетой» до мая 1845 г. Начало его работы в качестве неофициального редактора ознаменовалось программной статьей «Взгляд на главнейшие явления русской литературы в 1843 году», напечатанной в двух первых номерах газеты 1844 г. В этом году им было написано больщинство рецензий, но основная часть его авторской работы была связана с публицистическим отделом под рубрикой «Петербургская хроника».

     В своих рецензиях, статьях, фельетонах и сатирических заметках Некрасов популяризирует и защищает творчество М. 10. Лермонтова, А. В. Кольцова, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, молодого И. С. Тургенева. Уже в статье «Взгляд на главнейшие явления...» Некрасов об-1 наруживает глубокое понимание долговременных и вечных задач и целей литературы, ее роли в современном обществе, которые, несомненно, шире интересов еще только нарождавшейся «натуральной школы». С уничтожающей иронией он говорит здесь о трех родах современной литературы, одинаково далеко стоящих от высоких целей подлинного искусства: литературы «грязной, копеечной», литературы «промышленной» и литературы «старческой, смотрящей на вещи глазами доброго старого времени», «с ожесточением... предающей анафеме все новое и лучшее». Им, этим родам литературы, считает Некрасов, противостоит другая, «только что возникающая».

     Полемические, сатирические выступления Некрасова-журналиста в этот период направлены против Ф. В. Булгарина, Л. В. Бранта, Н. И. Греча, К. П. Масальского, О. И. Сснковского, П. А. Полевого.

     Летом 1844 г. Некрасов совместно с Белинским  и Тургеневым разрабатывает идею и план художественно-публицистического освоения петербургской жизни в многотомном альманахе по типу широко известных в то время французских «физиологии». Подготовка альманаха к изданию сопровождалась рядом методологических статей, «типовых» публикаций, рекламных объявлений и анонсов в «Литературной газете», «Отечественных записках», «Русском инвалиде» и других изданиях. С мая 1845 г. Некрасов оставляет «Литературную газету», вновь перешедшую под редакцию Кони, для самостоятельной редакционно-издательской деятельности и до конца этого года выпускает в свет две части «Физиологии Петербурга». Некрасовский альманах стал одним из первых коллективных изданий, в основу которого была положена социально-преобразующая идея, декларированная Белинским во «Введении» к первой части «Физиологии Петербурга». Издание сопровождалось рекламными анонсами и рецензиями Некрасова и Белинского в «Литературной газете», «Русском инвалиде» и «Отечественныхзаписках».

     Подготовка  и издание первого альманаха  произведений писателей «натуральной школы» сопровождались двумя другими  литературными предприятиями Некрасова, имевшими сугубо коммерческое значение для материального обеспечения альманаха: книжек «Полька в Париже и Петербурге» и «Дедушка Крылов», составленные по заказу Некрасова Григоровичем.

     Не  отказываясь от мысли готовить следующие  выпуски «Физиологии Петербурга», Некрасов уже в первой половине 1845 г. задумал издание нового типа: сборник, который бы объединял передовые силы русской литературы, сплоченные вокруг Белинского. В отличие от предыдущего альманаха, авторов которого объединяла задача «физиологического» исследования разных сфер жизни Петербурга в очерковой, публицистической форме, новый альманах под названием «Петербургский сборник» должен был стать органом демократического направления русской литературы во всех ее жанрах — прозе, поэзии, публицистике, критике. Эта книга вышла в свет в начале 1846 г.

     Одновременно  с подготовкой «Петербургского  сборника» Некрасов собрал и издал  небольшой по объему дешевый сатирический альманах, доступный по цене и содержанию любому русскому читателю. В новом  качестве это издание, иллюстрированное П. А. Федотовым, А. А. Агиным и другими  художниками и названное «Первое  апреля», продолжало традицию некрасовских «Статеек в стихах...». Кроме самого Некрасова в нем приняли участие Григорович, Достоевский, Кульчицкий, Панаев.

     Выход четырех книг некрасовских альманахов в течение одного года (март 1845 —  апрель 1846) существенно изменили журнальную и литературно-общественную ситуацию в России. Сформировалось, окрепло  и к середине 1846 г. стало господствующим новое литературное направление — «натуральная школа», которое сразу завоевало сочувствие и симпатии большинства русских читателей.

     Альманахи Некрасова, принесшие славу не только их молодым авторам, но и редактору-издателю, обеспечили условия (авторский коллектив, общая идейная платформа, читательское признание) для организации нового печатного органа передовых сил  русской литературы во главе с Белинским и Некрасовым. 

     2.2. Издательство «Современник»  и лучшие черты  Некрасова как  редактора

     Обогатившись  опытом редактирования  изданий, Некрасов все чаще обращается к мысли о  выпуске журнала. Так созрело  решение взять в свои руки «Современник». Двадцать лет, с 1847 по 1866 г., стоял Некрасов во главе этого издания, ставшего органом революционной демократии. Целая эпоха русской жизни  и революционного движения запечатлены  на его страницах. Выход каждой книги  «Современника» был событием, его  тираж в годы подъема революционного движения достиг огромной для того времени цифры – десять тысяч. «Современник» пропагандировал  идеологию революционных разночинцев, выступал защитником крестьян, требовал коренных социально-экономических  преобразований. На его страницах  изложена программа крестьянской социалистической революции, выработанная Чернышевским, Добролюбовым и их соратниками. Здесь  сотрудничали все крупнейшие писатели той поры – Тургенев, Толстой, Григорович, Герцен, Гончаров, Салтыков-Щедрин, крупные  русские ученые. Выдающийся организатор, Некрасов создал такой журнал, какого не было прежде, и в смысле идейном, и в отношении структуры, внутренней организации материала.

     В конце 1846 года Некрасов раздобыл взаймы денег и вместе с писателем  Иваном Панаевым взял в аренду журнал “Современник”. В который  перешел  со своими преверженцами – молодыми передовыми писателями. Таким образом, в журнале Некрасова собрались  лучшие литературные силы, объединенные ненавистью к крепостному праву.

     Первая  книжка “Современника” вышла 1 января 1847 года. Впервые в России появился журнал с ярко выраженной революционно – демократической программой. В  нем прослеживалась единая позиция  по поводу освещения всех вопросов: общественно-политических, литературных, философский, исторических. По случаю выхода первой книжки был дан торжественный обед. Этот обычай отмечать выход каждой книжки сохранился много лет.

     В первых же книжках “Современника” были напечатанны “Кто виноват?”, “Сорока  – воровка”, Герцена, многие из “Записок охотника” Тургенева, “Псовая охота” Некрасова, статьй Белинского и другие произведения, заключавшие протест  против строя. Но в 1848 году правительство  было испуганно восстаниями и  революцией во Франции и ужесточило полицейские меры против распространения  всяческих прогрессивных идей, сделав выпуск передового журнала практически  невозможным. Наступил цензурный террор. Не пропускали в печать практически  ничего, во всем видели проявление прогрессивных  идей. Под красными чернилами цензора  погибало больше половины произведений, предназначенных для печати в  “Современнике”. Нужно было срочно добывать статьи и рассказы, которым  грозила такая же участь. Но Некрасов срочно засел вместе с А.Я. Панаевой за новый роман “Три стороны света”, который писал по ночам, так как  днем был занят своим журналом. Роман был написан исключительно  для того, чтобы заполнить страницы романа, но и здесь удались выразить протест против ненавистного строя.

     Некрасову не пришлось самому разрабатывать принципы революционно-демократической журналистики и требования к журналу нового типа. Заслуга редактора «Современника» заключалась в другом: он претворил  в жизнь программу, намеченную Белинским. Это проявлялось в том, что  «Современник» был идейным органом, и все его отделы – беллетристика, стихи, критика, публицистика – выражали революционное направление издания. Сотрудники журнала были едины в  оценке главных общественно-политических и эстетических проблем.

     Можно и должно говорить о редакторском таланте Некрасова, его особом уменье находить авторов, увидеть в начинающем литераторе дар публициста и критика. Но главное, что определяло успех  его деятельности как редактора – это четкие, несмотря на некоторые колебания, идейные позиции.

     Обратимся, например, к 1856 г. В это время только развертывалась в «Современнике» работа Чернышевского. Почувствовав, куда ведет  дело молодой разночинец, либерально настроенные сотрудники пытались дискредитировать его и выжить из журнала. Однако Некрасов как редактор был непреклонен, не согласился с либералами и отдал  предпочтение не им, людям именитым, а молодому неизвестному критику. Более  того, уезжая лечиться, Некрасов передает Чернышевскому редакторские обязанности.

     Факт  этот в истории журналистики необычайно важный и вовсе не случайный. Взгляды  Некрасова и Чернышевского по многим эстетическим и политическим проблемам в это время совпадали, едины они были в вопросе о  сущности и назначении искусства. Некрасов, как и Чернышевский, считал, что  «нет науки для науки, нет искусства  для искусства – все они  существуют для общества, для облагораживания, для возвышения человека, для его  обогащения знанием и материальными  удобствами жизни». Совпадала их оценка Гоголя и гоголевского направления. Сходились они в горячей приверженности принципам Белинского, стремлении возродить  и дальше развить их в новых  условиях. Это и было то главное, что определило отношение редактора  к новому сотруднику. 

     Идейность и принципиальность Некрасова постоянно  сказывались в отборе материала  для «Современника». Ни известность, ни высокие рекомендации не действовали, если речь шла о вещи идейно неполноценной  или малохудожественной.

     Важной  чертой деятельности Некрасова-редактора  было стремление к коллективности в  редакторской работе. Уже первые его  шаги в журналистике отмечены стремлением  привлечь передовых писателей к  руководству альманахами, а затем  журналами. Примечательно в этом смысле «обязательное соглашение»  с Толстым, Тургеневым, Островским и  Григоровичем в 1856 г. Позже, к концу 50-х годов, создается своеобразная «редакционная коллегия» в составе Некрасова, Панаева, Чернышевского и Добролюбова. Лишенный характерного для многих редакторов той поры тщеславия, Некрасов отлично понимал, что линия, выработанная коллективом, будет в большей мере отвечать задачам, стоящим перед страной. «В силу коллегиальности, – писал Н.К. Михайловский, индивидуальные особенности ничем не отражались на общем литературном деле, которое стояло не на темпераментах и характерах, а на убеждениях».

     Деятельность  Некрасова в «Современнике», как  позже и в «Отечественных записках», не ограничивалась организационно-редакторскими  обязанностями. Он много занимался  тем, что можно назвать собственно редактированием – правил статьи, читал корректуры. Приходится поражаться, какой огромной по размаху и разносторонней по содержанию была эта работа. «...Честью Вас уверяю, – писал Некрасов Тургеневу 9 января 1850 г. в связи с  подготовкой очередного номера «Современника», – что я, чтоб составить первую книжку, прочел до 800 писанных листов разных статей, прочел 60-т корректурных листов (из коих пошло в дело только 35-ть), два раза переделывал один роман (не мой), раз в рукописи и другой раз уже в наборе, переделывал  еще несколько статей в корректурах, наконец, написал полсотни писем...».

Информация о работе Некрасов - журналист