Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:51, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование подходов к определению ТНК и выделение тех признаков, которые раскрывают их правовую природу.
Актуальность темы представленной работы заключается в том, что юридические лица стремятся расширить сферу своей деятельности, переходя границы одного государства, и данный процесс требует должного правового регулирования, которое осуществляется путем согласования действующих международных правовых актов, а также законодательства, действующего на территории конкретного государства.
Следовательно,
попытки протащить на международной
арене частные корпорации в число
субъектов международного публичного
права провалились. Подавляющее
большинство государств не желает,
чтобы неблаговидная и
Вместе
с тем транснациональные
Первое заключается в разработке многочисленных проектов единообразных инвестиционных кодексов с целью максимальной защиты иностранных капиталовложений. Первоначально идея такого кодекса возникла еще в недрах Лиги Наций в 20-х гг. Множество правительственных и международных неправительственных организаций капиталистических стран разработали свои проекты такого кодекса. В частности, в 1962г. Организация экономического сотрудничества и развития представила свой проект инвестиционного кодекса. Основная проблема, которую пытается решить этот проект, как и все его предшественники, — это проблема гарантий от национализации. В проекте кодекса запрещается прямая или косвенная национализация, за исключением строго ограниченных случаев. В частности, национализация допускается при наличии следующих условий:
она должна быть произведена лишь в общественных интересах и с соблюдением порядка, установленного правительством соответствующего государства;
национализация не должна носить дискриминационного характера;
национализация не должна нарушать обязательств, принятых на себя государством, осуществляющим ее;
она
должна сопровождаться выплатой справедливой
компенсации собственникам
Поскольку
проект названного инвестиционного
кодекса пытался ущемить
Вторым направлением попыток ТНК подключить в своих интересах механизм международного публичного права являются проекты создания системы международного страхования убытков, возникающих в связи с национализацией и иными случаями принудительного нарушения собственнических прав инвесторов за границей. Это направление получило известное развитие с 60-х гг.
В
1962 г. комиссия, созданная под эгидой
Международного банка реконструкции
и развития, представила доклад,
содержавший предложение
Третье
направление заключается в
Однако после весьма длительной подготовительной работы капиталистическим странам удалось добиться заключения в 1965г. Конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и лицами других государств. Конвенция вступила в силу 14 октября 1966 г. В соответствии с этой конвенцией при Международном банке реконструкции и развития был создан Международный центр по разрешению инвестиционных споров на правах органа с самостоятельной международной правосубъектностью (ст. 18). Сторонами спора, который может рассматриваться в центре, выступают государства либо государственные органы, а также лица (граждане, юридические лица) другого государства (ст.25).
ТНК
не вполне удовлетворены содержанием
конвенции, поскольку, согласно тексту
преамбулы и ч.1 ст.25. инвестиционный
спор может стать предметом
Но
если транснациональная корпорация,
как мы смогли в этом убедиться, не
является субъектом международного
права, то, следовательно, она выступает
как институт права внутреннего.
Выше мы установили, что эти компании
имеют вполне определенную государственную
принадлежность, иными словами, находятся
под контролем определенного
государства. Однако проблема правосубъектности
ТНК тем не исчерпывается. Ведь ТИК
выступает не как единый субъект
права, а лишь как единое экономическое
образование, которое включает в
себя различные хозяйственные
При организации своих предприятий транснациональные корпорации используют различные правовые формы, в частности филиала и представительства, дочерней компании, правосубъектного и неправосубъектного совместного предприятия.
Выбор той или иной организационно-правовой формы зависит от множества обстоятельств, в том числе экономического, политического, правового характера.
Форму филиала ТНК используют в тех случаях, когда хотят обеспечить жесткий и абсолютный контроль за деятельностью предприятия за границей. Это в полной мере отвечает интересам ТНК в вопросах внутреннего планирования своей деятельности. Все вопросы внутренней организации и жизни филиала определяются материнским обществом, согласно правовым предписаниям, действующим в стране базирования. В большинстве развивающихся стран устанавливается льготный налоговый режим для филиалов, которые не занимаются производственной деятельностью. Определенные льготы налогового порядка эта форма дает и для материнского общества. Но все перечисленные преимущества филиалов, вытекающие из того известного факта, что филиал является лишь структурным подразделением юридического лица, обесцениваются не менее значительными отрицательными — с позиций межнациональных монополий — качествами филиала. По долгам филиала несет ответственность вся корпорация в целом. Правда, чтобы обойти это положение, ТНК зачастую прибегают к различным уловкам, в частности создают промежуточную дочернюю компанию с относительно небольшим капиталом, которая и отвечает по обязательствам филиала. Во многих странах открытие филиала предполагает исполнение ряда обременительных для ТНК обязанностей, в том числе государство может потребовать от монополии предоставления исчерпывающей информации о деятельности компании, не исключая ее деятельности в третьих странах.
В
большинстве развивающихся
Главным
образом по этой причине иностранные
вкладчики предпочитают использовать
другую форму организации
До недавнего времени дочерние компании продолжали оставаться основной организационно-правовой формой деятельности ТНК за границей.
После
второй мировой войны и особенно
в последнее десятилетие все
большее распространение стали
получать предпринимательские
С правовой точки зрения понятие совместного предприятия является весьма расплывчатым. Экономическое содержание этого института определить нетрудно. Это объединение местного и иностранного капитала, а вот правовое оформление этого объединения может быть различным. Оно может признаваться юридическим лицом или не обладать качеством субъекта права. На практике встречаются совместные предприятия, которые облечены в форму негласного товарищества или партнерства либо вообще базируются на договоре о совместной деятельности, а не на институте товарищества.
В самом общем виде, на наш взгляд, следует выделить следующие общие признаки любой совместной компании или предприятия:
— это должно быть объединение, образованное для ведения продолжительной, а не разовой деятельности;
—
указанная форма обычно не используется
для осуществления чисто
—
участниками совместного
— это предприятие, в котором участвует как местный, так и иностранный капитал.
С
точки зрения уже не формы, а состава
участников можно различать три
категории совместных предприятий:
первая, в которой и иностранный,
и местный капитал представлен
соответствующими государствами (такая
разновидность совместного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного можно сделать некоторые выводы.
В
сфере международных