Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:02, контрольная работа
Господствующим правилом выступает положение о том, что регулирование вещных отношений подчиняется закону того государства, на территории которого данная вещь находится (lege situs). При этом понимается, что право страны местонахождения вещи регулирует возникновение, способы, переход содержание, ограничения права собственности. Положение о привязке к закону места нахождения вещи разделяется всеми странами без исключения. Своими истоками эта норма восходит к средневековью и первоначально относилась только к недвижимым вещам. В отношении же движимостей считалось, что «движимость привязана к человеку» («mobilia ossibus haerent») и что «движимость следует за лицом» («mobilia personam sequuntur»). Основанием привязки служил личный закон — домицилий (местожительство) лица, являющегося собственником или владельцем вещи.
Иной характер носят ситуации с решением вопросов о праве собственности в случаях с крадеными вещами. Если угнанный в Германии автомобиль затем продается в Голландии, право собственности будет регулироваться голландским законом, поскольку в момент перехода этого права на покупателя предмет находился в этой стране, которой известен институт истребования (виндикации) украденной вещи у добросовестного приобретателя в течение определенного срока. Право германского собственника признается голландским законом, однако определение исковой давности для предъявления виндикационного иска подлежит установлению согласно голландскому законодательству. Некоторые авторы, следуя жизненным ситуациям, рассматривают усложнение обстоятельств в подобных случаях, имеющее место, например, тогда, когда право собственности на угнанную автомашину возникает в порядке суброгации у страховщика. Если первоначальный собственник получил удовлетворение (страховое возмещение) со стороны страховщика и передает последнему ключи, то неясным представляется ответ о местонахождении автомобиля, следовательно, о применимом праве. Ответ на этот вопрос может оставаться неизвестным даже и потом. Голландское право, в частности, в подобных казусах признавало бы возникшее у страховщика право
______________________________
1Ануфриева Л.П. международное частное право: Особенная часть. – М.: БЕК, 2002. – С. 117.
собственности на основе презумпции действия права того государства, в котором автомобиль находился в момент, непосредственно предшествующий угону. Иным вариантом является подчинение права собственности страховщика тому правопорядку, который регулирует страховой договор по существу.1
Право собственности на товар, в отношении которого переход права собственности не завершился в момент пересечения границы. Несмотря на всю не традиционность, данный частный случай все-таки целесообразно рассмотреть отдельно, поскольку он является продуктом международного взаимодействия правопорядков соответствующих стран. Именно это обусловливает его практическую значимость. Проблема завершения или не завершения перехода права собственности особенно характерна для ФРГ и некоторых иных стран, сходным образом увязывающих полноту перехода с моментом возникновения права. В законодательстве других государств она включается в понятие перехода как такового.
Для регулирования права собственности на вещи, отправленные в порядке внешнеэкономической поставки (купли-продажи) или в силу иного основания, в международном гражданском обороте применяются несколько коллизионных принципов. Во-первых, если переход права собственности опосредствует передача товаросопроводительного документа (коносамента, авиа-, авто- или железнодорожной накладной), определение законамес-та нахождения вещи не составит труда. В других случаях местом нахождения вещи может считаться страна отправки товара —lex loci expeditionis, как это предусмотрено в Гаагской конвенции о праве, применимом к переходу права собственности в международной купле-продаже товаров от 15 апреля 1958 г. (до сих пор не вступила в силу). В-третьих, возможно использование закона страны назначения товара — lex loci destinationis.
Иногда суды западных стран для регулирования права собственности на вещи в пути применяли закон, которому подчиняются договорные отношения, кроме того, предлагалась привязка к закону флага судна.
______________________________
1Ануфриева Л.П. международное частное право: Особенная часть. – М.: БЕК, 2002. – С. 116.
К приобретению вещи путем приобретательной давности следует применять закон государства, на территории которого вещь находилась в момент истечения срока приобретательной давности (ст.22). Возникновение, существование или прекращение прав на зарегистрированные водные или воздушные транспортные средства рассматриваются согласно закону государства, под флагом или другим отличительным знаком суверенитета которого данное транспортное средство курсирует (п. 1 ст. 23).
К
вещным правам на вещи в пути применяется
закон государства места
______________________________
1Ануфриева Л.П. международное частное право: Особенная часть. – М.: БЕК, 2002. – С. 116.
Библиографический список
Научная
литература
1. Ануфриева Л.П. международное частное право: Особенная часть. – М.: БЕК, 2002. – 656с.
2.
Гетьман – Павлова И.В.
2.
Задача (браки подданного
Иордании)
Подданный Иордании дважды вступал в брак по мусульманскому обряду в этой стране. В третий раз он там же вступил в брак с российской гражданкой.
Вопросы к задаче
Может ли российский суд в случае смерти мужа не признать в равных долях право всех трёх жён на наследование недвижимого имущества, находящегося в России и за границей, если постоянным местом жительства мужа была Иордания, и если по иорданскому праву все жены наследуют в равных долях?
Может ли суд, сославшись на оговорку о публичном порядке (ст. 1193 ГК РФ), признать наследницей только третью жену – гражданку России? Должна ли применяться оговорка о публичном порядке в случае несоответствия нормы иностранного права, применение которой предписывает отечественная коллизионная норма, если она несовместима с основными принципами российского права или если ее применение ведет к результату, который явно несовместим с принципом такого рода?
Должны
ли суды применять оговорку о публичном
порядке в исключительных случаях либо
в случаях, когда иностранное право отличается
от отечественного? Как суд должен поступить
в данном случае? Если бы иорданец захотел
вступить в брак не в Иордании, а в России,
мог ли российский загс зарегистрировать
его брак с третьей женой? Можно ли было
зарегистрировать такой брак в консульском
отделе посольства РФ в Иордании?
Решение:
Суд, сославшись на оговорку о публичном порядке не может признать наследницей только третью жену – гражданку России, т.к. в соответствии с п. 1 ст. 161 Семейного кодекса Российской Федерации личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов, не имевших совместного места жительства, определяются на территории Российской Федерации законодательством Российской Федерации.
Суд, сославшись на оговорку о публичном порядке может признать наследницей только третью жену – гражданку России, т.к. на основании п. 1 ст. 161 Семейного кодекса Российской Федерации личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства, а при отсутствии совместного места жительства законодательством государства, на территории которого они имели последнее совместное место жительства.
В данном случае, суд должен признать в равных долях право всех трёх жён на наследование недвижимого имущества, находящегося в России и за границей (п. 1 ст. 161 Семейного кодекса РФ).1
Если
бы иорданец захотел вступить в брак не
в Иордании, а в России, российский загс
мог зарегистрировать его брак с третьей
женой, т.к. условия заключения брака на
территории Российской Федерации определяются
для каждого из лиц, вступающих в брак,
законодательством государства, гражданином
которого лицо является в момент заключения
брака, если лицо наряду с гражданством
иностранного государства имеет гражданство
Российской Федерации, к условиям заключения
брака применяется законодательство Российской
Федерации. При наличии у лица гражданства
нескольких иностранных государств применяется
по выбору данного лица законодательство
одного из этих государств (п. 2, 3 ст. 156
Семейного кодекса
_____________________________
1Семейный кодекс РФ от 29.12.1995. № 223 – ФЗ (в последней ред. от 23.12.2010. № 386 – ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.; Российская газета. 2010. 27 декабря.
РФ).1
Зарегистрировать
такой брак в консульском отделе
посольства РФ в Иордании и в консульском
отделе посольства Иордании в РФ зарегистрировать
можно, т.к. на основании ст. 157 Семейного
кодекса РФ браки между гражданами Российской
Федерации, проживающими за пределами
территории Российской Федерации, заключаются
в дипломатических представительствах
или в консульских учреждениях Российской
Федерации. Браки между иностранными гражданами,
заключенные на территории Российской
Федерации в дипломатических представительствах
и консульских учреждениях иностранных
государств, признаются на условиях взаимности
действительными в Российской Федерации,
если эти лица в момент заключения брака
являлись гражданами иностранного государства,
назначившего посла или консула в Российской
Федерации.
_____________________________
1Семейный кодекс РФ от 29.12.1995. № 223 – ФЗ (в последней ред. от 23.12.2010. № 386 – ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.; Российская газета. 2010. 27 декабря.
Библиографический список
Научная
литература
1.
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995. №
223 – ФЗ (в последней ред. от 23.12.2010.
№ 386 – ФЗ) // Собрание законодательства
РФ. 1996. № 1. Ст. 16.; Российская газета. 2010.
27 декабря.
Информация о работе Правовое регулирование вещных прав в международном частном праве