Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 17:35, реферат
В настоящее время почти повсеместно принята формула, из которой следует, что каждое государство в международно-правовом плане обязано по отношению к своим гражданам гарантировать и соблюдать основные международные стандарты в области прав человека. Это напрямую следует из того, что правовые системы государств и система международного права имеют не только качественные отличия, но и общую основу, правовую природу, принципы права и категории. С этим связана возможность международной унификации права. Одна из форм их сближения - закрепление норм международного права в качестве элемента внутригосударственной правовой системы. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ впервые закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В ст. 22 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. сказано о том, что "любой спор между двумя или несколькими государствами-участниками относительно толкования или применения настоящей Конвенции, который не разрешен путем переговоров или процедур, специально предусмотренных в настоящей Конвенции, передается по требованию любой из сторон в этом споре на рассмотрение Международного суда, если стороны не договорились об ином способе урегулирования". Как и в первом случае, СССР сделал оговорку о необходимости согласия всех сторон. Статья IX Конвенции о политических правах женщин 1952 г. также предусматривает передачу не разрешенного в порядке переговоров спора в Международный суд. Это же правило предусматривается и в п. 1 ст. 29 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1975 г. В соответствии с п. 2 ст. 29 Конвенции допускается возможность оговорки о несвязанности обязательством, предусмотренным п. 1 ст. 29. Если обратиться к другим международно-правовым актам, то можно также отметить наличие возможности передачи спора, не решенного иными средствами, в Международный суд. Так, ст. IV Протокола, касающегося статуса беженцев (1966 г.), предусматривает передачу по инициативе любой из сторон неразрешенного спора в Международный суд ООН.
Конструкция статей универсальных конвенций, посвященных урегулированию межгосударственных споров о толковании и применении, воспроизведена и в п. 1 ст. 42 Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, которая была принята Советом по правам человека резолюцией 1/1 от 29 июня 2006 г. и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 61/177 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 2006 г. Здесь предусматривается передача споров, которые не удалось разрешить путем переговоров или с помощью процедур, предусмотренных настоящей Конвенцией, по просьбе одного из этих государств на арбитраж. В случае отсутствия достижения согласия об организации арбитража по истечении шести месяцев любая из сторон имеет право передать данный спор на рассмотрение Международного суда ООН путем направления ходатайства в соответствии с его статутом.
В
международно-правовой литературе отмечается
необходимость осуществления
У
Международного суда имеются все
возможности реагировать на нарушения
государствами своих
Если
обратиться к практике Международного
суда по разрешению межгосударственных
споров о толковании и применении
конвенций по правам человека, то она
незначительна. Однако каждое такое
разбирательство имеет
Следует отметить, что международное право прав человека является применимым правом и при вынесении Международным судом консультативных заключений. Так, например, в качестве применимого права в Консультативном заключении от 8 июля 1996 г. относительно законности угрозы ядерным оружием и его применения в качестве применимого права указан Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него. В Консультативном заключении Международного суда от 9 июля 2004 г. относительно правовых последствий строительства стены на оккупированной палестинской территории сделан вывод о нарушении Израилем своих обязательств, предусмотренных международным гуманитарным правом и документами о правах человека. Нельзя не отметить и то, что ссылки на международные конвенции по правам человека, в частности на ст. IX Конвенции против геноцида, стали основанием для усмотрения со стороны Сербии и Черногории юрисдикции Суда в восьми делах, касающихся законности применения силы против этих государств со стороны Бельгии, Канады, Франции и т.д. Свои решения по делам "Сербия и Черногория против Бельгии", "Сербия и Черногория против Канады", "Сербия и Черногория против Франции" и др. Международный суд вынес 15 декабря 2004 г.
Помимо универсального института разрешения споров о толковании и применении конвенций по правам человека, как мы уже отмечали ранее, существует и региональный. Так, толкование Африканской хартии прав человека и народов 1981 г. находится в компетенции Африканской комиссии по правам человека и народов по просьбе государств или организаций, признаваемых ОАЕ (ныне - АС) (ст. 3 раздела II Африканской хартии). На уровне африканской системы защиты прав человека предусмотрен механизм рассмотрения жалоб государств друг на друга в связи с нарушением прав человека и несоблюдением взятых на себя обязательств, который аналогичен процедурам на универсальном уровне.
Анализ ст. 3 принятого на 19-й сессии Ассамблеи глав государств и правительств Африканского союза от 9 июля 1998 г. Протокола к Африканской хартии прав человека и народов, касающегося учреждения Африканского суда по правам человека и народов, показывает аналогичность его компетенции Международного суда ООН14. Юрисдикция Суда распространяется на все переданные ему случаи и споры, касающиеся толкования и применения Хартии, данного Протокола и любых иных документов, относящихся к правам человека и признаваемых соответствующим государством. Вопрос о юрисдикции в случае спора решается самим Судом. В этом положении можно видеть близость к компетенции Международного суда ООН и компетенции Европейского суда по правам человека.
Как отмечается в одной из специальных работ по африканской правозащитной системе, учрежденный в 2000 г. Африканский союз показывает свою большую приверженность защите прав человека, чем его предшественник - ОАЕ, и демонстрирует обязательность для своих участников единой политической и правовой платформы15. Однако по большему счету этот призыв рассчитан на долгосрочную перспективу. Об отсутствии необходимой степени консолидации государств АС косвенно свидетельствует резолюция Африканской комиссии по правам человека и народов 81.ACHPR/Res.76(XXXVII)05: Resolution On The Establishment of An Effective African Court On Human And Peoples Rights. В ней содержится призыв к государствам АС активизировать свои усилия по присоединению и ратификации Протокола, учреждающего АСПЧН, и ратификации решения, принятого Ассамблеей глав государств и правительств АС в июле 2004 г. и предусматривающего объединение Суда АС и АСПЧН со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Особенностью американской системы защиты прав человека, в отличие от африканской, является предоставление права жалобы на нарушения прав человека не только государствам и организациям, но и любым лицам, а также группам лиц в Межамериканскую комиссию по правам человека (ст. 44 Американской конвенции о правах человека 1969 г., вступившей в силу в 1978 г.). Право на обращение в Межамериканский суд по правам человека принадлежит государствам - участникам (и, разумеется, Комиссии) (п. 1 ст. 61 раздела II) Американской конвенции по правам человека при условии исчерпания процедур, изложенных в ст. ст. 48 - 51. Правом же обращения в Африканский суд по правам человека и народов, если осуществить сравнение, обладают помимо государств также и африканские межправительственные организации (п. 1 ст. 5 Протокола к Африканской хартии прав человека и народов, касающийся учреждения Африканского суда по правам человека). Несмотря на все различия, Межамериканский суд, так же как и Африканский, компетентен давать консультативные заключения. Субъектом консультативного запроса в Межамериканский Суд являются не только государства, но и органы, перечисленные в главе X Хартии ОАГ в редакции Протокола, подписанного в Буэнос-Айресе.
Юрисдикция Межамериканского суда распространяется и на все межгосударственные споры, относящиеся к толкованию и применению положений Конвенции в том случае, если стороны признали соответствующую компетенцию Суда (п. 3 ст. 62 раздела II Американской конвенции). В ст. 1 Статута Межамериканского суда по правам человека, принятого в октябре 1979 г. на девятой сессии Генеральной Ассамблеи ОАГ (Рез. N 448), Суд конституирован как автономный правоприменительный институт, цель которого - применение и толкование Американской конвенции о правах человека. В ст. ст. 61, 62, 63 Американской конвенции предусмотрена арбитражная, а в ст. 64 - консультативная юрисдикция. В соответствии со ст. 61 Правил процедуры 2003 г. Суд обладает компетенцией толкования других договоров, касающихся защиты прав человека в американских государствах. Обращение государств - участников Конвенции за консультативными заключениями в Межамериканский суд по правам человека предусматривает ст. 11 Межамериканской конвенции о предотвращении, наказании и искоренения насилия против женщин 1994 г. Статья 13 Межамериканской конвенции от насильственных исчезновений 1994 г. предусматривает право на подачу петиций и сообщений в Межамериканский суд. В Межамериканской конвенции о предотвращении и наказании пыток 1985 г. указаний на Суд не содержится, что не означает умаления его компетенции.
Итак,
на универсальном и региональном
уровне сотрудничества по правам человека
предусмотрены процедуры урегулирования
межгосударственных споров о толковании
и применении конвенций по правам человека
в рамках судебных органов. Подобные споры
способны политизировать международное
сотрудничество в области прав человека
только при условии недостаточной степени
консолидированности государств - участников
универсальных или региональных соглашений
по правам человека. В частности, политическая
составляющая является вполне очевидной
в деле о применения Международной конвенции
о ликвидации всех форм расовой дискриминации
(Georgia v. Russian Federation). 12 августа Грузия направила
в Международный суд ООН заявление о возбуждении
разбирательства против России в связи
с утверждаемыми нарушениями Россией
указанной Конвенции. Международный суд
вынес Постановление от 2 декабря 2008 г.,
касающееся временных мер и подготовки
к обмену возражениями. Как бы то ни было,
международно-правовой институт рассмотрения
и разрешения межгосударственных споров
на уровне международных судебных органов
является неотъемлемой составной частью
современного международного правопорядка
в сфере прав и свобод человека. Он призван
не только гарантировать право государств
на открытую демонстрацию своего видения
международно - признанных прав человека,
но и стать экстраординарным способом
выработки ценностно-нормативного консенсуса
государств в области прав и свобод человека.
Список использованных источников.
Нормативно-правовые акты и иные правовые документы:
Специальная литература:
Информация о работе Основания и способы международно-правового регулирования прав человека