Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 17:35, реферат
В настоящее время почти повсеместно принята формула, из которой следует, что каждое государство в международно-правовом плане обязано по отношению к своим гражданам гарантировать и соблюдать основные международные стандарты в области прав человека. Это напрямую следует из того, что правовые системы государств и система международного права имеют не только качественные отличия, но и общую основу, правовую природу, принципы права и категории. С этим связана возможность международной унификации права. Одна из форм их сближения - закрепление норм международного права в качестве элемента внутригосударственной правовой системы. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ впервые закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Введение.
Проблеме
становления, развития и совершенствования
механизма международно-
1) в них не в полной мере
разработан понятийный аппарат
феномена международно-
2)
в работах недостаточно
3) отдельные положения,
В связи с этим сейчас выдвигается идея разработки общечеловеческой, глобальной концепции прав человека в целом и общечеловеческой концепции формирования универсальной модели системы отношений, частью которых являются права человека 3. По всей видимости, здесь должно быть взаимодействие: не только национальные системы должны согласовываться с международной, но и последняя, продолжая развиваться, должна совершенствоваться с учетом новых достижений в системах прав человека всех стран мира.
В
настоящее время почти
Глава
1. Основания международно-
С
принятием 10 декабря 1948 г. Генеральной
Ассамблеей ООН Всеобщей декларации
прав человека положила свое начало новая
эпоха становления
Весьма очевидно, что данный процесс не мог возникнуть и проходить стихийно. Проблема сущности и содержания прав человека, их формально-правового выражения имеет глубокие корни. Будучи сначала облеченной в форму морально-политических концепций и воззрений выдающихся мыслителей древности, она постепенно приобрела широкое политическое звучание, а затем и юридическое закрепление в период революций в США, Англии и Франции. Большое значение имела в этом смысле знаменитая Декларация прав человека и гражданина, принятая Учредительным собранием Франции 26 августа 1789 г.5.
В дальнейшем проблема прав человека получает свое выражение - "преломляясь в принципы права и развитые юридические формы, тем самым выступая в новом, в значительной степени формализованном качестве"6. Но следует отметить, что законодательная деятельность в этой области до середины XX в. велась почти исключительно на внутригосударственном уровне.
Международно-правовую
значимость проблема прав человека в
полной мере приобрела только с образованием
Организации Объединенных Наций. Пренебрежение
элементарными правами и
Успешная
реализация этой задачи во многом зависит
и от наличия четко
Анализ положений Устава ООН, представляющего собой особого рода международный договор, наглядным образом показывает, что ст. 55, п. "c", Устава прямо предусматривает содействие "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод" и требует в этой связи от государств-членов "предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией" - ст. 56 Устава.
Но выделенные нами направления и формы содействия весьма многообразны. Значительная их часть непосредственно связана с разработкой и принятием нормативных актов политического и правового характера. Следует обратить внимание и на тот факт, что с Организацией Объединенных Наций связаны практически все международные универсальные акты о правах человека, принятые во второй половине XX столетия.
Объем полномочий основных субъектов данной системы отличается значительной сложностью и многоплановостью. Однако в ее рамках довольно четко выделяются две основные подсистемы: собственно Организация Объединенных Наций с ее главными органами и их структурными подразделениями и подсистема находящихся в связи с ООН организаций, и прежде всего ее специализированных учреждений.
В первой из них проблематикой, в той или иной степени касающейся прав человека, занимаются фактически все главные органы ООН. Однако ключевую роль в данной области, безусловно, играют Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный Совет. Именно на эти органы Уставом ООН возложена основная ответственность за выполнение функций Организации в деле содействия всеобщему уважению и соблюдению прав человека.
Осуществление
решений ООН и техническое
обеспечение ее деятельности принадлежит
Секретариату Организации8 в лице
возглавляемого заместителем Генерального
секретаря Центра по правам человека9.
Центр отвечает за непосредственную реализацию
политики и программ в области обеспечения
прав и основных свобод человека, разработанных
различными директивными органами ООН
и их вспомогательными подразделениями.
Общее руководство деятельностью Центра
осуществляет Верховный комиссар по правам
человека, который является должностным
лицом Организации, "несущий под руководством
и эгидой Генерального секретаря основную
ответственность за деятельность ООН
в области прав человека".
Глава 2. Способы международно-правового регулирования прав человека.
В настоящее время права человека заняли одно из центральных мест в международно-правовой системе и национально-правовых системах большинства государств современного мира, обретя статус универсальной общепризнанной политико-правовой ценности, реализация которой обеспечивается соответствующим правовым механизмом на уровне правотворчества и правоприменения. В практике национального правосудия международное право в области прав человека все более активно применяется совместно с национальным правом. Правовая система Российской Федерации в своем развитии следует общим мировым тенденциям конституционного развития и принимает меры по имплементации норм и принципов международного права в национальное право. Гарантируемые международным правом права и свободы человека одновременно являются конституционно защищаемыми ценностями. Приверженность ценности прав и свобод человека и гражданина нашла свое нормативное закрепление в форме фундаментального конституционного принципа как важнейшей основы конституционного строя (ст. 2 Конституции РФ). Конституционная имплементация международного права прав человека является основой для имплементации международного права в отрасли российского права и для включения международного права прав человека в российскую правовую систему10.
Из истории международного сотрудничества в области прав человека второй половины XX в. хорошо известно, что на универсальном уровне, который формировался параллельно с региональным, различные государства по-разному воспринимали положения о правах человека, содержащиеся в тех или иных конвенциях. Западные государства воспринимали их как пожелания, а социалистические - в качестве имеющих обязательную юридическую силу при одновременном осознании того факта, что внутреннее законодательство социалистических государств гарантирует больший объем и больший перечень прав и свобод человека. По мере дальнейшего развития международного права прав человека в направлении упрочения контрольно-имплементационного механизма большинство государств стало воспринимать положения конвенций по правам человека не как своего рода ориентиры, а как юридические обязательства11.
При разработке наиболее важных международно-правовых договоров учитывались практика и доктрина государств. Например, в Пакте о гражданских и политических правах 1966 г. зафиксировано, что "никто не может быть произвольно лишен жизни". В пределах социалистической доктрины предполагалось, что термин "произвольно" должен свидетельствовать о том, что это право не является абсолютным (поскольку в СССР, как и в США, существовала смертная казнь). Термин "произвольно" понимался в смысле "незаконно, необоснованно, несправедливо". Отсутствие конкретизации в тексте самого Пакта может быть воспринято как недостаток, открывающий дорогу произвольным интерпретациям. Однако, несмотря на автономию субъектов международного сотрудничества в сфере прав человека, отсутствие конкретизаций оформлено в определенные пределы. Так, ст. ст. 5, 24, 25 Пакта об экономических, социальных и культурных правах содержат запреты на толкования - "ничто не должно толковаться как...". Аналогичная конструкция содержится и в Пакте о гражданских и политических правах (ст. ст. 5, 47). Нормы же конвенций по пресечению и предупреждению преступлений против прав человека, затрагивающих интересы всего человечества, не только имеют запретительный характер, но и не допускают разночтений.
Имеет место и ситуация, когда те или иные универсальные права и свободы человека не только излагаются в региональных или универсальных документах, но и трактуются в них. Так, приложение к пересмотренной Европейской социальной хартии 1996 г. включает значительное количество трактовок тех или иных терминов, используемых в тексте Хартии. В этом контексте следует также указать на ст. 2 Конвенции о правах инвалидов, принятую резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 61/106 от 13 декабря 2006 г. и содержащую определения конвенционных понятий. Конвенционные определения способны предупредить возникновение возможных межгосударственных разногласий.
Универсальные конвенции по правам человека предусматривают обращение государств в конвенционные органы и в Международный суд ООН. Первый случай, в частности, предусмотрен в соответствии с п. 1 ст. 10 "Межгосударственные сообщения" Факультативного протокола к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, принятого резолюцией Совета по правам человека 8/2 от 18 июня 2008 г. и учреждающего соответствующий конвенционный Комитет. В нем устанавливаются процедуры рассмотрения межгосударственных сообщений (жалоб) и оказание Комитетом добрых услуг в целях дружественного урегулирования разногласий. Споры между государствами, возникающие в процессе толкования и применения универсальных конвенций, в случаях и порядке, предусмотренных универсальными конвенциями, относятся к компетенции Международного суда ООН. Однако не все универсальные конвенции, так же как и европейские, предусматривают разрешение спора в судебной инстанции. Так, например, соответствующая статья отсутствует в Международном пакте об экономических, социальных культурных правах. Вопрос урегулирования споров обойден стороной и в недавно принятой Конвенции о правах инвалидов 2006 г. Представляется, что это обусловлено формированием практики признания обязательной юрисдикции международных судебных органов, что не требует конвенционного закрепления. Тем не менее формирование и укрепление юрисдикционных позиций международных судебных органов в сфере международно признанных прав и свобод человека базируется на конвенционном закреплении порядка передачи спора государствами-участниками. Если обратиться к ст. IX Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., то в ней устанавливается следующее правило: "Споры между Договаривающимися Сторонами по вопросам толкования, применения или выполнения настоящей Конвенции, включая споры относительно ответственности того или иного государства за совершение геноцида или одного из деяний, перечисленного в ст. III, передаются на рассмотрение Международного суда по требованию любой из сторон в споре". Из указанной статьи видно, что данная универсальная конвенция предусматривает достаточно широкий перечень споров, касающихся не только толкования, но и применения и выполнения данной Конвенции. Споры о применении и выполнении теснейшим образом связаны с толковательной квалификацией международно-правовых понятий, содержащихся в ст. II. Также они связаны с квалификацией понятий, касающихся обязательств государств, изложенных в последующих статьях. При подписании рассматриваемой Конвенции СССР сделал очень важную оговорку о том, что "для передачи того или иного спора на разрешение Международного суда необходимо в каждом отдельном случае согласие всех спорящих сторон".
Информация о работе Основания и способы международно-правового регулирования прав человека