Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 02:35, курсовая работа
Ответственность — один из древнейших институтов междуна¬родного права и является необхо¬димым юридическим средством обеспечения соблюдения норм ме¬ждународного права, восстановле¬ния нарушенных прав и отноше¬ний. Она выступает в качестве особого инструмента регулирова¬ния международных отношений и гаранта функционирования меж¬дународного права. Ответствен¬ность можно рассматривать как не¬пременную обязанность, обусловлен¬ную неправомерным поведением.
Введение.
I. Содержание права международной ответственности.
1. Деяние государства согласно международному праву.
2.Ответственность государства в связи с деянием другого государства.
3.Международное преступление.
4.Обстоятельства, исключающие противоправность.
II. Виды и формы международно-правовой ответственности государств.
1.Политическая ответственность.
2.Материальная ответственность.
III. Проблемы ответственности в международном праве.
Заключение.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Хабаровская Государственная академия экономики и права
Юридический факультет
Кафедра конституционного и административного права
Курсовая работа на тему:
«Основания и формы международно-правовой ответственности государств»
Выполнила:
Студентка 4 курса
45 группы
Бронникова В.А.
Проверила:
Хабаровск 2007г.
Содержание.
Введение.
I. Содержание права международной ответственности.
1. Деяние государства согласно международному праву.
2.Ответственность государства в связи с деянием другого государства.
3.Международное преступление.
4.Обстоятельства, исключающие противоправность.
II. Виды и формы международно-правовой ответственности государств.
1.Политическая ответственность.
2.Материальная ответственность.
III. Проблемы ответственности в международном праве.
Заключение.
Ответственность — один из древнейших институтов международного права и является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного права, восстановления нарушенных прав и отношений. Она выступает в качестве особого инструмента регулирования международных отношений и гаранта функционирования международного права. Ответственность можно рассматривать как непременную обязанность, обусловленную неправомерным поведением.
Одной из наиболее характерных черт современного международного права является формирование права международной ответственности как отдельной отрасли. Решающее значение в этом процессе имело принятие Комиссией международного права в 2001 г. проекта статей «Ответственность государств за международно-противоправные деяния». Проект разрабатывался Комиссией свыше четверти века. В этом процессе принимал участие широкий круг правительств, представлявших свои замечания на подготовленные Комиссией статьи, которые тщательно учитывались. Дело было непростым, поскольку позиции правительств существенно расходились. Это проявилось и при обсуждении проекта на сессии Генеральной Ассамблеи 2001 года, которая отложила принятие проекта.
Несмотря на это, представленный Комиссией проект является наиболее авторитетным актом, излагающим существующие принципы и нормы права международной ответственности и намечающий пути его развития. Еще до завершения работы Комиссии над проектом ряд его положений был признан Международным Судом кодификацией обычных норм.
Рассматриваемый акт содержит основные принципы и нормы права ответственности. Он предусматривает, что нормы международного обычного права, которые не охвачены им, сохраняют свою силу. Значительное число норм, относящихся к ответственности, содержит право международных договоров, например, прекращение нарушенного договора, признание ничтожным договора, навязанного силой и др.
Рассматриваемый акт посвящен ответственности государств и не затрагивает ответственности международных организаций и ответственности государств за поведение организаций. Сегодня право международной ответственности касается преимущественно государств. Раздел этого права, относящийся к ответственности международных организаций, еще предстоит сформулировать. Тем не менее основные положения этого раздела уже существуют в виде обычных норм. Будучи субъектом международного права, организация несет ответственность за собственные деяния, т.е. за деяния своих органов и должностных лиц. Международный Суд отметил, что ООН несет ответственность за поведение ее органов или агентов. Следует также иметь в виду, что многие нормы, относящиеся к ответственности государств, применимы и к организациям.
Принятый Комиссией международного права проект не касается индивидуальной ответственности по международному праву лиц, действующих от имени государства. Следует вместе с тем учитывать, что преступление должностного лица зачастую влечет за собой ответственность государства за преступное деяние или за неспособность предотвратить его или наказать за его совершение.
I. Содержание права международной ответственности.
Право международной ответственности — отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют последствия международно-противоправного деяния.
Существуют два различных вида ответственности. Негативная ответственность порождается правонарушением, является деликтной. Именно этому виду и посвящено право международной ответственности. Вторым видом является позитивная ответственность, под которой понимается вытекающая из международного права обязанность принять необходимые меры для достижения поставленной цели. Согласно Уставу ООН Совет Безопасности несет «главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности» (ст.24).
Цели права международной ответственности:
а) сдерживать потенциального правонарушителя (превентивная функция);
б) побудить правонарушителя выполнить свои обязанности надлежащим образом (функция обеспечения правопорядка);
в) предоставить потерпевшему возмещение за причиненный материальный и моральный ущерб (компенсационная функция);
г) воздействовать на будущее поведение субъектов в интересах добросовестного выполнения своих обязательств (превенция и поддержание правопорядка).
Основным принципом права международной ответственности и одним из принципов международного права является принцип международно-правовой ответственности: всякое международно-противоправное деяние влечет за собой международно-правовую ответственность. Для наступления ответственности достаточно факта противоправного деяния. Такая ответственность наступает независимо от вины правонарушителя и именуется объективной ответственностью.
Элементы международно-противоправного деяния:
а) поведение, которое согласно международному праву присваивается государству, т.е. считается им совершенным;
б) поведение, представляющее собой нарушение обязательства данного государства по международному праву. Поведение может заключаться как в действии, так и в бездействии. В решении по делу о дипломатическом и консульском персонале США в Тегеране Международный Суд определил, что ответственность Ирана возникла в связи с бездействием его властей, которые «не приняли соответствующих мер» в обстоятельствах, когда существовала явная потребность в их принятии.[1]
Квалификация деяния как международно-противоправного осуществляется на основе международного права. На такую квалификацию не влияет то обстоятельство, что деяние считается правомерным согласно внутригосударственному праву. Это положение прочно утвердилось в международном праве и практике. Еще в 1932 г. в решении по делу об обращении с польскими гражданами на территории Данцига Постоянная палата международного, правосудия определила: «...Согласно общепринятым принципам одно государство в его взаимоотношениях с другим государством может ссылаться лишь на нормы международного права...». Государство «не может ссылаться на свою собственную конституцию, чтобы уклониться от выполнения обязательств, возложенных на него согласно международному праву...».[2] Это положение не раз подтверждалось Международным Судом ООН и нашло отражение в ст.27 Венской конвенции о праве международных договоров.
Форма осуществления ответственности — правоотношение ответственности. Такое правоотношение возлагает на правонарушителя обязанность прекратить противоправное деяние, ликвидировать или компенсировать последствия, а пострадавшему предоставляет право требовать совершения указанных действий. Правоотношение ответственности является вторичным и охранительным относительно нарушенного первичного правоотношения.
В литературе встречается мнение, согласно которому понятием ответственности охватываются все отрицательные последствия правонарушения, вплоть до применения принуждения. Между тем, принуждение, будь то контрмеры или санкции, представляет самостоятельный институт, который связан с ответственностью, но обладает иными характеристиками. На него распространяется действие норм относительно принудительных мер. Правоотношения ответственности возникают независимо от воли субъектов в силу самого факта правонарушения. Решение о применении контрмер принимает потерпевшее государство. Контрмеры и санкции являются средством обеспечения реализации правоотношений ответственности. Тем не менее, в силу тесной связи института ответственности с институтом контрмер, есть основания объединить их в единой отрасли международного права.
1. Деяние государства согласно международному праву.
Деянием государства является поведение любого из его органов, независимо от занимаемого им места в системе государства, при условии, что он действует в своем официальном качестве. Международный Суд определил, что это положение носит характер нормы обычного права. Государству присваивается и поведение лица или образования, не являющегося органом государства, если они уполномочены осуществлять элементы государственной власти. То обстоятельство, что орган государства превышает свои полномочия, не освобождает государство от ответственности за его поведение.
Эти положения нашли отражение в международно-правовых актах и практике их применения. В Дополнительном протоколе 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны говорится: «Сторона, находящаяся в конфликте, ...несет ответственность за все действия, совершаемые лицами, входящими в состав ее вооруженных сил» (ст.91). В комментарии Международного комитета Красного Креста к этой статье говорится, что она «соответствует общим правовым принципам международной ответственности».[3]
Деянием государства является также поведение лица или группы лиц, действующих под руководством или контролем этого государства. В решении Международного уголовного трибунала для бывшей Югославии по делу Тадича говорится: «Условием присвоения государству по международному праву деяний частных физических лиц является контроль со стороны государства за такими лицами».
Представляет в этом плане интерес решение Международного Суда по делу «Никарагуа против США». Суд счел, что контроль США в отношении деятельности контрас против Никарагуа, осуществлявшейся с территорий Гондураса и Коста Рики, не был достаточным, чтобы присвоить эту деятельность США. Одновременно Суд определил, что помощь контрас в форме обучения, вооружения и финансирования представляла собой нарушение принципа невмешательства. Помощь контрас означала также нарушение принципа неприменения силы и территориального суверенитета Никарагуа[4].
Международная практика придерживается нормы, согласно которой поведение повстанческого движения не может присваиваться государству, которое его не контролирует. Основой для присвоения может быть лишь преемственность между победившими повстанцами и образованным ими правительством. В случае прихода повстанцев к власти, государство несет ответственность и за их предшествовавшие действия. Аналогичное положение и в случае, когда повстанческому движению удается создать новое государство на части территории какого-либо государства. Наконец, любое поведение будет поведением государства, если оно признается им в качестве такового.
Нарушение международного обязательства означает деяние государства, не соответствующее тому, что требует от него соответствующее обязательство. Особый случай представляет принятие государством закона, расходящегося с международным обязательством. Анализ практики свидетельствует, что общей нормы в отношении этого случая не существует. В одних случаях сам факт издания определенного закона противоречит обязательству государства и порождает его ответственность. Немало конфликтов такого рода решалось Международным уголовным трибуналом для бывшей Югославии и Европейским судом по правам человека. Например, решение Трибунала по делу Фурунджия от 10 декабря 1998г. И решение Европейского суда по права человека по делу Норрис 1988г. В других случаях само по себе принятие закона может и не быть нарушением обязательства, особенно если государство имеет возможность применить его не нарушая обязательства. Это положение было подтверждено Международным Судом в решении по делу Ла Грандов 2001 г.[5]
Ответственность возникает в случае нарушения международно-правового обязательства, находящегося в силе. При этом последующее прекращение обязательства, например в случае прекращения договора в результате его нарушения, не затрагивает возникшее правоотношение ответственности. Эти положения нашли отражение в практике Международного Суда.
В международной практике возникает вопрос об определении начала противоправного деяния и его продолжительности. В случае если деяние не носит длящегося характера, то правонарушение происходит в момент его совершения. Если же деяние носит длящийся характер, то нарушение продолжается в течение всего времени, когда поведение не соответствует обязательству. В качестве примера длящегося деяния можно привести издание и сохранение в силе закона, противоречащего обязательству.[6] Наконец, если обязательство состоит в предотвращении определенного события, то нарушение происходит, когда это событие наступает, и продолжается до тех пор, пока это событие остается не соответствующим обязательству.
Информация о работе Основания и формы международно-правовой ответственности государств