Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 06:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является комплексный правовой анализ соотношения правовой системы России и международно-правовых актов, формулирование соответствующих выводов по результатам исследования.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- охарактеризовать понятие национальной правовой системы;
- выявить место и роль норм международного права в правовой системе Российской Федерации;
- рассмотреть соотношение юридической силы норм международного и российского права;
- проанализировать юридические условия действия и реализации норм международного права в правовой системе
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Международно-правовые акты в правовой системе России……………….6
1.1. Понятие национальной правовой системы………………….………….6
1.2. Место и роль норм международного права в правовой
системе Российской Федерации………………………………………….9
1.3. Соотношение юридической силы норм международного
и российского права……………………………………………………..13
2. Действие и реализация норм международного права
в правовой системе Российской Федерации……………………………….17
2.1. Юридические условия действия и реализации
норм международного права в правовой системе России……………17
2.2. Формы действия и реализации норм международного права
в правовой системе России……………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованных источников………………………………………….30
Из названных юридических условий действия норм международного права в правовой системе Российской Федерации наличие во внутреннем праве общей отсылки к международному праву является, на наш взгляд, самым непосредственным условием, дающим право применять его нормы. Причем данное условие не в равной мере столь важно для различных форм действия. Скажем, использование норм международного права в нормотворческой деятельности вполне возможно и без отсылки: просто законодательный или иной нормотворческий орган разрабатывают или корректируют нормативные акты с учетом международных обязательств страны.
Но общая отсылка к международному праву, как и детализирующие ее отсылочные нормы в законах и кодексах, представляется абсолютно необходимой, в частности для применения норм международного права в конкретных ситуациях. Отсылки (общая и частные) позволяют нормам международного права регулировать отношения в сфере внутригосударственной юрисдикции наряду с нормами внутреннего права. Именно благодаря отсылкам нормы международного права обретают юридическую силу в правовой системе России.
Суть отсылок в том, что они не вводят в национальное право новые нормы, а лишь допускают, санкционируют применение норм международного права для регламентации конкретных отношений, возникающих внутри государства. Иными словами, субъекты внутреннего права уполномочиваются на применение норм международного права в решении конкретных правовых вопросов, дел и т.д. При этом, напомним, нормы не изменяют своей природы, остаются нормами международного права, но действуют в сфере внутреннего права.
Признание обязательности - это в равной мере непременное условие для общепризнанных (в форме обычая) и договорных норм: государство должно явно выразить свою «связанность» конкретной нормой или договором.
Очевидно, что общепризнанность не означает обязательность абсолютно для всех государств. Вряд ли такие нормы и существуют: некоторые или даже ряд государств могут быть за рамками действия тех или иных общепризнанных норм. Поэтому ссылка на них в каждом случае должна быть не абстрактной (на общепризнанные нормы вообще), а конкретной и сопровождаться подтверждением факта их признания нашей страной. И напротив, простое упоминание об «общепризнанных нормах» без указания конкретных норм в качестве не подлежащего сомнению аргумента в пользу определенного вывода представляется юридически некорректным.
Рассматриваемое юридическое условие в отношении договоров заключается в необходимости установления факта признания, согласия на обязательность для Российской Федерации того или иного договора одним из способов, названных в ст. 6 Закона «О международных договорах Российской Федерации» и воспроизведенных для судов в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 (абз. 2 п. 4).
Еще одним непременным условием действия и реализации норм международного права в правовой системе Российской Федерации является вступление в силу договора. Только действующий договор порождает юридические последствия (если не принимать во внимание предусматриваемые в праве договоров обязанность не лишать договор его объекта и целей до вступления в силу и возможность временного применения договора). На это указывает Закон «О международных договорах Российской Федерации»: договор подлежит выполнению с момента его вступления в силу для России (п. 3 ст. 31).
Поэтому, применяя нормы договора, важно установить не только факт и способ выражения согласия (уровень договора), но и факт вступления его в силу. Реально же вопрос еще шире - необходимо удостовериться, является ли договор еще действующим, т.е. не прекращен ли он в соответствии с нормами международного права.
Дополнительные условия имеют именно субсидирующее значение, не являются общими и обязательными для всех норм и (или) договоров. Действие и реализация норм международного права в правовой системе России в принципе возможны и без них. Вместе с тем они как бы развивают, конкретизируют обязательные условия в соответствующих ситуациях и делах. Дополнительными условиями можно назвать приказы министерств и ведомств, указание в договоре о его применимости к конкретным отношениям, компетентность органа, обязательность договора для другой стороны.
В заключение отметим, что юридические условия создают только нормативные предпосылки действия и реализации норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Но возможность реального действия непосредственно зависит от организационных предпосылок. Иными словами, вопрос в том, кто и как обеспечивает действие и реализацию. В Законе «О международных договорах Российской Федерации» говорится не только об обеспечении действия, но и о более общей задаче обеспечения выполнения международных договоров Российской Федерации. Законодатель возлагает данную обязанность прежде всего на Президента РФ, Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти (ст. 32).
Фактически же это деятельность целой системы органов, различных по уровню, компетенции, назначению, порядку образования и другим признакам. Совокупность органов и принимаемых ими мер образует внутригосударственный организационный механизм реализации норм международного права23.
2.2. Формы действия и реализации норм международного права
в правовой системе России
Напомним, Конституция РФ объявляет нормы международного права частью не права, а правовой системы России, которая включает не только право, а все явления правовой действительности. Соответственно, формы «жизни» международного права во внутригосударственной юрисдикции многообразны, не ограничиваются рамками его применения. Кроме того, нормы международного права предназначены не только для применения в случаях коллизий с внутренним правом, но и для обычных жизненных ситуаций, связанных с действием права. Сама Конституция РФ, где в ряде статей (ст. ст. 15, 17, 46, 62, 63, 67,68 и др.) речь идет о нормах международного права, предполагает разные формы их действия и реализации.
Множественность форм (моделей, вариантов) действия норм международного права в национальных правовых системах, и наоборот - формы международного взаимодействия последних постоянно отмечаются в литературе24.
Нормы международного права, как и нормы внутреннего права, не всегда производят правовой эффект сами по себе, чаще они используются субъектами права в различных формах. Поэтому, когда речь идет о действии и реализации норм международного права, имеются в виду различные формы их собственного действия и использования их субъектами права.
Рассмотрим наиболее
часто встречающиеся формы
Информационное действие. В самом общем плане можно говорить о сугубо юридическом и общем, неюридическом, действии норм международного права, т.е. вне рамок и средств правового регулирования (правоотношений, актов реализации права). Неюридическим является, в частности, информационное действие, когда факт публикации текста договора в специальном издании для конкретных органов или в широкой печати для всеобщего сведения сам по себе имеет важное значение, влияет на правосознание и поведение должностных лиц и граждан. Опубликование, например, в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ», «Бюллетене Верховного Суда РФ», объявление в приказах Генерального прокурора РФ соответствующих договоров призвано сориентировать судей, прокурорских работников на совершение процессуальных действий, принятие актов в соответствии с их нормами. В равной мере опубликование конвенций и договоров по правам человека - немаловажный фактор в защите гражданами своих прав внутри страны или в международных органах.
Исполнение (соблюдение), использование. Данные формы действия норм международного права заключаются, если исходить из общей теории права, в реализации субъектами заложенных в них (нормах) обязываний, запретов и (или) правомочий. Заметим, это и «частные» субъекты - физические и юридические лица, и правоприменительные органы. Последние не всегда и не только выносят властные правоприменительные акты, но и сами исполняют и соблюдают нормы права.
Граждане и юридические лица часто прибегают к помощи международного права для защиты своих прав, ссылаясь на его нормы в заявлениях и жалобах в Конституционный Суд РФ, в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, в иные органы внутри страны, а также в международные судебные и несудебные органы (ЕСПЧ, Комитет ООН по правам человека и др.).
Толкование норм международного права. На первый взгляд толкование нельзя рассматривать как действие норм. Однако в процессе их толкования нормы (точнее, их содержание) так или иначе влияют (воздействуют) на правосознание исполнителей, на правоприменительную практику в целом, на конкретное решение. В последнем случае от уяснения смысла, а порой и «духа» норм зависит исход дела. К толкованию норм международного права прибегают все виды судов, что неизбежно, коль скоро речь идет о растущем их (норм) присутствии в правоприменительной сфере и о практике обращения к ним не только самих судов, но и всех участников судебной процедуры.
Так, в деле по иску Т., помощника машиниста, переведенного в качестве дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу в соответствии с Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, сложность возникла в связи с тем, что в Конституции и в действовавшем тогда законодательстве Российской Федерации не было определения понятия «принудительный труд». Поэтому, чтобы уяснить его содержание, необходимо было обратиться к конвенциям о запрещении принудительного труда и к Международному пакту о гражданских и политических правах25.
Конституционный Суд РФ при толковании норм международного права обращается и к собственным правовым позициям, сформулированным даже более 10 лет назад, как, например, в деле по жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о нарушении конституционных прав положениями АПК РФ.
Нередко уяснение смысла норм выводится и с помощью практики ЕСПЧ.
Толкование права регулярно осуществляют Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, облекая его в форму постановлений Пленумов, которые, как известно, формируют всю судебную практику соответствующих видов судов, обеспечивают ее единообразие. Посвященные тем или иным категориям дел такие постановления разъясняют содержание и порядок применения одновременно норм и законодательства Российской Федерации и международного права.
Применение норм международного права. Указание на применение правил международных договоров в случае их расхождения с внутригосударственными нормами содержится во всех законах, в которых воспроизведена норма ст. 15 Конституции РФ.
На практике же далеко не всегда реализация норм международного права происходит в форме применения. Последнее - заключительная стадия действия норм международного права, причем не всегда необходимая, поскольку не во всех случаях выполнение международных обязательств требует принятия властного распорядительного (правоприменительного) акта компетентного органа.
В судебной системе примеры применения норм международного права встречаются прежде всего в актах первых и вторых инстанций арбитражных судов и судов общей юрисдикции, хотя формально в резолютивной части решений ссылки чаще всего делаются только на нормы процессуального права. Редко встречаются решения или определения, в которых указываются полные правовые основания их принятия, включая соответствующие нормы международного права. Чаще всего это определения о признании и разрешении принудительного исполнения решений иностранных судов.
Порой нормы международного права применяются и в решениях при рассмотрении дел по существу. Так, в деле по уголовному обвинению Московский областной суд столкнулся с необходимостью и возможностью применения норм международного права. Он направил соответствующий запрос в Конституционный Суд РФ. В Определении об отказе в принятии к рассмотрению запроса Суд отметил, что в случае противоречия какой-либо нормы закона общепризнанным принципам и нормам международного права решение о применении в конкретном деле соответствующей нормы международного права принимается судом общей юрисдикции26. Оно было впоследствии учтено при рассмотрении дела.
Что касается высших судебных инстанций, то изучение постановлений Президиума и определений судебных коллегий по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ, постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, рекомендаций по результатам обзоров практики нижестоящих судов позволяет заключить, что нормы международного права имеют в них значение не как основа правоприменительных решений, а скорее как предпосылка, как обоснование постановлений, правовая аргументация.
Такую же роль порой отводят нормам международного права и в конституционном судопроизводстве: Конституционный Суд РФ не применяет международное право, т.е. «не использует его в качестве средства осуществления своих полномочий, не оценивает сквозь его призму поставленные перед ним вопросы права, не толкует его нормы»27. В других исследованиях, напротив, обосновывается значение международного права в правоприменительном процессе (причем не только Конституционного Суда РФ, но и конституционных (уставных) судов субъектов РФ) и формулируются предложения по его совершенствованию28.
Так или иначе, но за годы своего существования Конституционный Суд РФ в нескольких постановлениях и определениях рассматривает нормы МП не только как вспомогательное, консультативное средство аргументации и обоснования выводов, но и как часть правоприменительного решения.
Заключение
Подводя итог исследованию, проведенному в настоящей курсовой работе, можно сделать следующие выводы.
1. Правовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых средств, необходимых и достаточных для правового регулирования поведения. Разумеется, что это – нормы права, правоотношения, юридические факты, правовые акты (нормативные и индивидуальные), законность, правосознание, правовая культура, правосубъектность, меры правового принуждения и др. Правовую систему России можно охарактеризовать как совокупность национальной системы права и международно–правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России.
2. Одно из проявлений сближения международной и национальных правовых систем - объявление норм международного права составной частью внутригосударственной правовой системы. В частности, закрепление в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ данного положения в качестве одного из принципов конституционного строя страны служит весьма показательным примером такого сближения.
Нормотворческие и правоприменительные органы, все субъекты внутреннего права, включая граждан и юридических лиц, используют, ссылаются, применяют нормы международного права. Практические пособия, комментарии к кодексам и законам при толковании соответствующих статей говорят о нормах не внутреннего, а международного права как о воплощении воли своего государства в договорной форме. Из этого исходят и высшие судебные инстанции в руководящих разъяснениях нижестоящим судам (в постановлениях пленумов, в информационных письмах) по использованию и применению норм международного права, международных договоров в судебной деятельности в целом, а также при рассмотрении конкретных категорий дел.
Информация о работе Международно-правовые акты в правовой системе России