Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 06:21, курсовая работа
Цель курсовой работы - на основании изученных нормативных и литературных источников провести комплексное исследование вопросов мошенничества в страховании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть правовую сущность страхового мошенничества.
Охарактеризовать возможные виды мошенничества в личном страховании и имущественном страховании.
Введение 3
1. Правовая сущность страхового мошенничества 5
1.1. Понятие и виды страхового мошенничества 5
1.2. Разграничения гражданско-правовых и уголовных правонарушений в сфере страхования 14
2. Мошенничество в сфере личного страхования 20
2.1. Страхование от несчастных случаев 21
2.2. Страхование жизни 22
2.3. Добровольное медицинское страхование 26
3. Мошенничество в сфере имущественного страхования 30
3.1. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) 30
3.2. Страхование автотранспортных средств (автокаско) 37
3.3. Страхование имущества от огня и других опасностей 40
Заключение 42
Список использованных источников 45
Приведенный перечень возможных действий позволяет выделить в общем массиве мошенничеств две разновидности - запланированное и спонтанное. Спонтанное мошенничество возникает, как правило, на стадии обращения в страховую компанию за выплатой по реальному страховому случаю, который страхователь (выгодоприобретатель) воспринимает как хороший повод обогатиться за счет страховщика. Запланированное мошенничество зарождается на любой стадии жизненного цикла договора страхования, в том числе и перед заключением договора; объектом преступных посягательств могут быть многие страховые организации; размер присваиваемых мошенником сумм весьма велик. Безусловно, чаще выявляется спонтанное мошенничество, в то время как повышенную общественную опасность несет запланированное.
Таким
образом, страховое мошенничество -
это общественно опасное
Мошенничество в личном страховании считается опасным потому, что доля этой отрасли в страховых поступлениях в развитых странах весьма велика - более половины. Однако опасность мошенничества в сфере личного страхования тем более высока еще и потому, что преступления здесь могут быть связаны не только с мошенничеством и близкими к нему экономическими преступлениями, но и с преступлениями против личности, а они в уголовном праве относятся к числу особо тяжких.
Согласно
ст. 927 ГК РФ договор личного страхования
является публичным договором в понимании
ст. 426 ГК РФ. Поэтому отказать даже явному
мошеннику в заключении договора страхования
с правовой точки зрения нельзя. Поскольку
теоретически отказ от приема на страхование
может быть обжалован в суде, страховщик
на стадии заключения договора должен
отклонить заявление такого клиента каким-то
косвенным образом. Либо придется психологическими
мерами воздействия убедить его отказаться
от намерения застраховаться в этой компании
(в том числе путем изложения ему выдержек
из условий страхования, где расписаны
случаи, когда страховщик вправе отказать
в выплате, путем предупреждения об ответственности
за достоверность излагаемых сведений
и об уголовной ответственности за мошенничество
и т.п.). Либо страховщик может завысить
мошеннику страховой тариф (обосновав
это повышенной степенью риска) настолько,
что ему будет невыгодно заключать договор.
За рубежом помимо этого страховщик обязан
известить о таком клиенте уполномоченные
органы или ассоциации страховщиков по
борьбе с мошенниками, внести его данные
в единую базу.14
Страхование от несчастного случая - тот вид личного страхования, где исторически первым возникло страховое мошенничество. Объектом страхования являются имущественные интересы застрахованного, связанные с наступившей в результате несчастного случая стойкой или временной утратой трудоспособности, травматическим повреждением здоровья или смертью.
В Дзержинском суде общей юрисдикции было рассмотрено уголовное дело по обвинению группы лиц в мошенничестве. Обвиняемые были застрахованы от несчастных случаев. Им долгое время удавалось получать страховку по поддельным медицинским справкам платных лечебных заведений г. Барнаула: куда они якобы ездили в командировку, и каждый раз кто руку "ломал", кто ногу. В ходе следствия было установлено, что барнаульские родственники организатора преступной группы "курировали" в городе коммерческое медобслуживание15.
Большинство возникающих на практике ситуаций менее однозначны. Есть травмы, которые вообще достаточно сложно точно диагностировать (например, легкое сотрясение мозга определяется врачом фактически только на основании жалоб пациента). Конечно, выплата по таким травмам составляет небольшой процент от страховой суммы, но если страховая сумма велика, то и размер выплаты получится довольно значительным. Выявить же мошенничество фактически можно только тогда, когда "пострадавший" получает выплаты сразу во многих компаниях, и об этом становится известно.
Мошенники часто идут на членовредительство, умышленное нанесение себе травм (как правило, незначительных), которые при страховании во многих компаниях позволяют получать суммарные выплаты, оказывающиеся немалыми. Поскольку в личном страховании двойное страхование прямо не запрещено законом, даже обнаружившим мошенника страховщикам придется еще доказать его умысел.
Очень часто мошенники идут на "корректировку" документов по реальному страховому случаю: меняют и "дописывают" диагноз, "увеличивают" продолжительность больничного листа, заменяют бытовую травму на производственную и т.п., а при заполнении заявления на выплату неверно указывают место и время получения травмы.
В страховую компанию обратился гражданин с заявлением о несчастном случае, приложив к нему, как и требовалось по правилам страхования, в числе прочих документов копию больничного листа. Однако специалистов компании насторожило крайне низкое качество копии, из которой, в частности, трудно было разобрать, бытовая это травма или производственная (а застрахован он был за счет предприятия только на период исполнения служебных обязанностей). Запрос в поликлинику показал, что застрахованный "переделал" не только тип травмы, но и даты начала и окончания лечения.16
Избежать попыток совершения таких преступлений довольно сложно, однако выявление их зависит от внимательности и компетентности сотрудников компании.
В страховании жизни объектом страховой защиты является жизнь застрахованного, и страховое покрытие складывается, как правило, из одного из следующих событий (или их комбинации): дожитие до оговоренного в договоре срока или смерть застрахованного лица. "Дожитие" мошенников интересует мало, а вот выплаты по смерти застрахованного - достаточно криминогенная область (многие действия сходны с рассмотренным выше страхованием от несчастных случаев).
Приведем пример. Страховая компания "С." заключила договор страхования с гражданином М., застраховавшим жизнь другого гражданина З., не состоявшего с ним ни в родстве, ни в каких-либо деловых отношениях. Выгодоприобретателем по данному договору гражданин М. назначил себя. Вскоре застрахованный гражданин погиб, и органы, занимавшиеся расследованием его смерти, выявили связь между ней и фактом страхования. Милицией совместно со страховой компанией преступник, виновный в убийстве ради получения страховки, был разоблачен.
На наш взгляд, анализ ситуации показывает следующее. Во-первых, сотрудники страховой компании в определенном смысле спровоцировали преступление, так как они не предусмотрели проверку достоверности подписи застрахованного лица на заявлении о его страховании. Согласно ст. 934 ГК РФ "договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица". Согласие подтверждается подписью застрахованного на заявлении о страховании (или в списке застрахованных лиц, если их несколько). В нашем случае за застрахованного расписался сам злоумышленник. Если бы операционистка, выдавшая полис, попросила, чтобы застрахованный расписывался на полисе в ее присутствии, преступления не было бы. Естественно, подпись впоследствии может быть оспорена, однако жизнь человека это уже не вернет.
Во-вторых, любой "нетипичный" договор страхования должен вызывать сомнение и проходить дополнительную проверку, особенно если речь идет о страховании на случай смерти по любой причине на очень большие суммы. А в современной России, где спрос на реальное страхование жизни до сих пор близок к нулю, у страховщика должен был возникнуть вопрос, что побудило гражданина застраховать лицо, от которого не зависят его материальные интересы.
Меры пресечения мошенничества в страховании жизни и от несчастного случая можно предложить следующие:
1.
Сам факт заключения договора
с более чем сомнительным
2.
Широко используемые на Западе
ограничения по страховой
3.
При наступлении страхового
4.
При страховании с включением
риска "временная утрата
Мошенничества в добровольном медицинском страховании (ДМС) имеют сходства и с мошенничествами по страхованию жизни. Со страхованием жизни ДМС объединяет активная роль застрахованного лица, возможность имитации травм и заболеваний, нанесение себе и/или иному застрахованному лицу телесных повреждений и проч. Как и в страховании туристов, тут возможно лечение лиц, не застрахованных по данному договору; получение услуг, не предусмотренных данным полисом (программой страхования); выставление мошеннических счетов со стороны медучреждения и проч. Степень подверженности риску таких мошенничеств зависит от того, насколько хорошо организовано взаимодействие между страховщиком и медицинской организацией, как поставлено делопроизводство, ведутся учет и контроль.
В ДМС основными субъектами мошенничества выступают страхователи, застрахованные лица, сотрудники и руководители медицинских учреждений, предоставляющих услуги, оплачиваемые страховщиком. Наибольшая сумма убытков приходится на действия врачей.
При статистическом анализе структуры выплат страховой компании "Р." по стоматологической программе ДМС обнаружилась странная закономерность. Подавляющее большинство пациентов одной из небольших стоматологических клиник обращались за сложными услугами с пломбированием канала зуба, и практически никогда не получали простое пломбирование. Врачи, производившие лечение, дали стандартное объяснение: "Пациенты обращаются к врачу только когда зубы уже очень запущены, с острой болью, и пренебрегают профилактикой и лечением кариеса на ранних стадиях". Тем не менее по другим лечебным учреждениям у той же страховой компании статистическая картина была совсем иной - сложное лечение составляло меньшую часть обращений, и объяснить подобную закономерность специфическим поведением пациентов только этой клиники было бы весьма сомнительно. Как показало проведенное следствие медперсонал выставляет счета за процедуры, которые фактически не проводились, списывает медикаменты, оформляет фиктивные документы в подтверждение посещений клиники пациентом и т.п. Все эти действия, безусловно, негативны и незаконны, но, по крайней мере, здоровье пациента от них не страдает.